Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2017 г. N 5-АПГ17-71
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 19 мая 2017 года об удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Гознак" об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Борисовой К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя акционерного общества "Гознак" Жёлтиковой С.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Гознак", являясь собственником зданий с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019, 77:05:0001005:1020, 77:05:0001005:1026, расположенных соответственно по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д. 1, стр. 1, стр. 2, стр. 9 обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 1 января 2017 года пунктов 13372, 13373, 13374 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Заявление мотивировано тем, что данные объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и нарушает права и законные интересы АО "Гознак" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 19 мая 2017 года административное исковое заявление АО "Гознак" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, АО "Гознак" и прокуратурой г. Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Устанавливая особенности и конкретизируя объекты, в отношении которых налоговая база определяется из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, федеральный и региональный законодатели не исключают исчисление и уплату налогов исходя из фактического использования здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций").
Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий подпункта 2 пункта 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Правительство Москвы, возлагая на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 1.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - порядок)), одновременно устанавливает требования, обязательные к соблюдению всеми должностными лицами Госинспекции.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6 Порядка).
Руководствуясь приведёнными выше нормами, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно пришёл к выводу о том, что у административного ответчика не имелось оснований для включения зданий с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019, 77:05:0001005:1020, 77:05:0001005:1026 в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утверждённый постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующего спорное правоотношение.
Из материалов дела усматривается, что Правительство Москвы данными, свидетельствующими о фактическом использовании для размещения офисов, торговых объектов или объектов общественного питания более 20 процентов общей площади спорных зданий, не располагало. Ссылки на акты Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 22 апреля 2016 года N 9050719, от 22 апреля 2016 года N 9050022/ОФИ и от 25 мая 2016 года N 9050215/ОФИ, а также на акты повторного исследования (акт от 4 апреля 2017 года N 9000080/20ФИ, акт от 4 апреля 2017 года N 9000082/20ФИ и акт от 4 апреля 2017 года N 9000076/20ФИ), проведённые в соответствии с пунктом 3.9 Порядка, неубедительны.
Так, выводы, содержащиеся в актах от 22 апреля 2016 года N 9050719, N 9050022/ОФИ и от 25 мая 2016 года N 9050215/ОФИ, на основании которых спорные здания включены в оспариваемый перечень на 2017 год, сделаны лишь на внешнем визуальном осмотре, а потому являются преждевременными; фототаблицы, приложенные к актам, с изображением внешних фасадов здания, а также документы технического учёта не позволяют достоверно определить фактическое использование для размещения офисов, торговых объектов или объектов общественного питания более 20 процентов площади этих зданий.
Как установлено судом, в здании с кадастровым номером 77:05:0001005:1019 фактически располагаются производственные помещения (49,49% площади здания), а также кабинеты, занимаемые администрацией Московского монетного двора и дирекцией АО "Гознак", финансово-экономическими службами, бухгалтерией, кадровыми и юридическими службами (48,71% общей площади); здание с кадастровым номером 77:05:0001005:1020 используется для размещения производственных помещений и столовой для обслуживания и питания исключительно трудового коллектива; здание с кадастровым номером 77:05:0001005:1026 функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве места размещения эксплуатационно-хозяйственной службы, службы снабжения и сотрудников автотранспортного цеха.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что здания фактически используются Московским монетным двором (филиал АО "Гознак"), отнесенным к стратегическим организациям. Основным видом его деятельности является изготовление разменных, памятных и инвестиционных монет; производство орденов, медалей, нагрудных знаков, знаков отличия, ювелирных изделий, значков и прочих изделий из драгоценных и недрагоценных металлов (сплавов), выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. АО "Гознак" имеет лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Москва, ул. Даниловский Вал, 1. Ввиду необходимости обеспечения секретности допуск посторонних лиц, в том числе в спорные здания ограничен. Помещения, находящиеся в спорных зданиях, в рассматриваемый период в аренду не сдавались. Указанные выше помещения функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав; помещения, отнесённые к объектам общественного питания, используются не в целях самостоятельного извлечения прибыли, а только для улучшения условий труда работников и носят социальный характер.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения в зданиях используются для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности и не являющейся определённым этапом такой деятельности, что согласовалось бы со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Таким образом, поскольку Правительством Москвы доказательств наличия оснований для отнесения спорных зданий к объектам налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" не представлено, суд справедливо признал противоречащими федеральному законодательству и не действующими с 1 января 2017 года пункты 13372, 13373, 13374 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП (в редакции от 29 ноября 2016 года N 789-ПП).
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 19 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2017 г. N 5-АПГ17-71
Текст определения официально опубликован не был