Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N 38-АПГ17-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" о признании недействующим пункта 1 постановления комитета Тульской области по тарифам от 21 мая 2015 г. N 17/3 "Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении"
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на решение Тульского областного суда от 30 марта 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявление отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" Михеева Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей комитета Тульской области по тарифам Васина Д.А., Волковой А.А. и Позднова А.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рыжкова М.И., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 постановления комитета Тульской области по тарифам (далее также - комитет, регулирующий орган) от 21 мая 2015 г. N 17/3 "Об утверждении тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (далее - Постановление N 17/3) утвержден тариф одной зоны на проезд пассажиров в железнодорожном транспорте пригородного сообщения в размере 28,00 руб.
Открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания (далее также - ОАО "Центральная ППК"), полагая, что указанный тариф является экономически необоснованным, обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании пункта 1 Постановления N 17/3 не действующим со дня вынесения решения суда по данному делу.
Решением Тульского областного суда от 30 марта 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель общества, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и неправильно применены нормы материального права, а также на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Регулирующим органом и прокуратурой Тульской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (пункт 1 статьи 4, статья 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 3 статьи 5 Закона N 17-ФЗ, пункты 3 и 6 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Положение N 643), пункты 1, 3, 4 и 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 3 статьи 5 Закона N 17-ФЗ" имеется в виду "пункт 3 статьи 5 Закона N 147-ФЗ"
Рассмотрение вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении осуществляется в том числе на основании предложений хозяйствующих субъектов, содержащих мотивированное обоснование необходимости рассмотрения указанных вопросов (пункт 30 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения), утвержденного приказом ФСТ России от 19 августа 2011 г. N 506-Т (далее - Порядок N 506-Т).
Основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования является метод экономически обоснованных затрат (пункт 13 Положения N 643), который применяется в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1 (далее - Методика N 235-т/1).
Величина подлежащих установлению тарифов, сборов и платы определяется регулирующим органом на основе необходимой валовой выручки (далее также - НВВ), которая рассчитывается с учетом предусмотренных Положением N 643 и Методикой N 235-т/1 расходов субъекта регулирования (пункт 14 Положения N 643). При этом органом регулирования осуществляется проверка достоверности сведений, представляемых субъектом регулирования для установления тарифов (пункт 21 Положения N 643).
Судом установлено, что ОАО "Центральная ППК" приказом ФСТ России от 14 декабря 2009 г. N 446-т включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в сфере услуг железнодорожных перевозок в том числе на территории Тульской области.
На основании письма общества от 16 декабря 2014 г. (с учетом дополнительных материалов, направленных письмом от 14 апреля 2015 г.) комитетом установлен тариф ОАО "Центральная ППК" на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении с 1 июня 2015 г. в оспариваемом размере.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом на заседании правления 21 мая 2015 г. в установленной форме (подпункт 54 пункта 3, пункты 7 и 7.1 положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 7 октября 2011 г. N 17). Представитель общества присутствовал на заседании правления и не возражал против установления тарифа в размере 28,00 руб. за одну зону. Постановление N 17/3 размещено в день его принятия на сайте сетевого издания "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" (http://npatula.ru) в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 17 февраля 2014 г. N 61 "Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области".
Как следует из протокола правления регулирующего органа от 21 мая 2015 г. и экспертного заключения по тарифу на перевозку пассажиров в железнодорожном транспорте пригородного сообщения, ОАО "Центральная ППК" предложило установить тариф на 2015 г. в размере 43,97 руб. за проезд одной зоны, что в 1,5 раза превышало фактическую себестоимость услуги по перевозке пассажиров, оказанную обществом в 2014 г., и в 2,6 раза размер утвержденного тарифа на 2014 г. При расчете оспариваемого тарифа комитет учел затраты на техническое обслуживание, капитальный ремонт, технический ремонт, затраты на услуги по управлению и эксплуатации подвижного состава, переданного обществу по договорам аренды, а также собственные затраты общества, в том числе расходы на оплату труда, на электроэнергию в меньшем объеме, чем было заявлено обществом, рассчитав их на основе фактических затрат 2014 г. с учетом индекса потребительских цен в размере 115,8 процентов.
Такой способ расчета не противоречит пункту 9 Методики N 235-т/1, согласно которому прогноз затрат субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в текущем периоде и на период регулирования выполняется в том числе с применением индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, доведенных на текущий период и период регулирования. В данном случае регулирующий орган руководствовался необходимостью сохранения темпов роста тарифа на пассажирские перевозки в пределах 10 процентов, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и на плановый 2014-2015 гг.
Кроме того, Судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно пункту 21 Методики N 235-т/1 расходы по обычным видам деятельности компании пригородных пассажирских перевозок, отнесенные на деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, группируются по статьям затрат, связанным с собственными расходами компании пригородных пассажирских перевозок, и статьям затрат, связанным с оплатой услуг сторонних организаций, для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
Расходы, связанные с оплатой услуг по управлению и эксплуатации подвижного состава, определяются на текущий период с учетом планируемого в текущем периоде времени работы локомотивных бригад и ставок платы за единицу объемов работы, принятых регулирующим органом (пункт 23.7.2.3 Методики N 235-т/1).
Расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава на текущий период определяются для собственного и арендованного подвижного состава с учетом ставок ремонта на единицу работы в отчетном периоде, ожидаемых в текущем периоде объемов работы (вагоно-километров), и ожидаемого на текущий период изменения ставок ремонта, принятых регулирующим органом и с учетом ожидаемой в текущем периоде ставок ремонта единицы железнодорожного подвижного состава, принятых регулирующим органом, и планируемого количества ремонтов в зависимости от межремонтного пробега железнодорожного подвижного состава (пункт 23.7.2.4 Методики N 235-т/1).
При этом, как следует из пунктов 23.7.2.3 и 23.7.2.4 Методики N 235-т/1, в случае превышения темпов роста ставок за управление и эксплуатацию подвижного состава, роста ставок ремонта на единицу работы над темпами роста цен производителей промышленной продукции компанией пригородных пассажирских перевозок представляется обоснование роста изменения ставок с калькуляцией соответствующих расходов сторонней организации. Пунктом 6 приложения N 3 к приказу ФСТ России от 19 августа 2011 г. N 506-Т также предусмотрено, что регулирующему органу представляются обосновывающие материалы по уровню ставок по договорам на оказание услуг, непосредственно связанных с осуществлением перевозки пассажиров в пригородном сообщении, с комментариями и пояснениями.
Согласно пояснительной записке к уточненному расчету экономически обоснованного уровня тарифа на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО "Центральная ППК" на территории Тульской области в 2015 г. (далее - пояснительная записка), обществом на 2015 г. заключены договоры аренды подвижного состава с ОАО "РЖД", ОАО "Черноземье", ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания". В 2015 г. планировалось увеличение стоимости услуг по техническому обслуживанию, капитальному и техническому ремонту, по управлению и эксплуатации подвижного состава, передаваемого обществу на праве аренды. При этом в материалах дела имеется только договор аренды подвижного состава, заключенного обществом с ОАО "РЖД", и письмо последнего об увеличении ставок по названным выше статьям затрат. Обоснование роста ставок и их документальное подтверждение в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного регулирующий орган рассчитал расходы на ремонт исходя из ожидаемых объемов перевозок, который в 2015 г. сохранен на уровне 2014 г.
Расчет экономически обоснованных затрат на оплату труда регулирующий орган выполняет в том числе на основе расчета затрат на оплату труда в текущем периоде (ожидаемые по году) и на период регулирования согласно приложению 13 к Методике N 235-1/т (в целом с выделением производственного персонала), штатного расписания, положения об условиях оплаты, коллективного договора, действующего в компании пригородных пассажирских перевозок, с изменениями к нему в текущем периоде и на период регулирования, справки о среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате за предшествующий отчетный год и последний отчетный период по категориям работников; комментария об изменении численности, средней заработной платы в текущем периоде и на период регулирования (пункт 5 Методики N 235-1/т).
В соответствии с пояснительной запиской общество прогнозирует увеличение штатной численности машинистов, помощников машинистов, машинистов-инструкторов в связи с планируемым приобретением собственного подвижного состава. Вместе с тем согласно этому же документу общество планирует увеличить штатную численность на 208 работников, из которых только 55 являются машинистами электропоезда, а остальные - руководителями, служащими и специалистами. В материалах дела не содержится обоснования необходимости увеличения численности данных категорий работников, при этом согласно выписке из протокола от 21 мая 2015 г. регулирующим органом исключены расходы на приобретение подвижного состава в связи с отсутствием документального подтверждения.
Принимая во внимание данные обстоятельства, регулирующий орган рассчитал расходы на оплату труда из фактической численности работников.
Затраты, связанные с содержанием и обслуживанием пассажирских обустройств, используемых обществом по договору аренды имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", не учтены комитетом в связи с тем, что при расчете тарифа регулирующий орган исходил из расходов 2014 г., увеличенных на индекс потребительских цен, вместе с тем данные затраты являлись плановыми на 2015 г. и фактически не были понесены обществом в 2014 г. Вместе с тем ОАО "Центральная ППК" не лишено возможности заявить об учете экономически обоснованных затрат в порядке пункта 16 Методики N 235-Т/1.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что регулирующий орган не допустил нарушений требований актов большей юридической силы, оспариваемый тариф является экономически обоснованным, установлен с соблюдением процедуры принятия и введения в действие нормативного правового акта и учитывает необходимость соблюдения баланса интересов общества и потребителей его услуг.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены в том числе по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тульского областного суда от 30 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N 38-АПГ17-2
Текст определения официально опубликован не был