Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2017 г. N 11-АПГ17-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Нижнекамского городского Совета Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 мая 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Алимбекова Р.М. о признании недействующими подпункта 3 пункта 5.1.9 и подпункта 9 пункта 5.4.9 Правил внешнего благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования города Нижнекамска Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Нижнекамского городского Совета Республики Татарстан от 30 января 2013 года N 48.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Нижнекамского городского Совета от 30 января 2013 года N 48 утверждены Правила внешнего благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Нижнекамск Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее - Правила).
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Нижнекамская правда" от 5 февраля 2013 года N 9(9949).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5.1.9 Правил на территории города Нижнекамска не допускается осуществлять стоянку, проезд и (или) парковку транспортных средств на газонах, детских площадках, участках с зелеными насаждениями, а так же ремонт транспортных средств, хранение разукомплектованных транспортных средств, препятствующих механической уборке и вывозу твердых бытовых отходов.
Согласно подпункту 9 пункта 5.4.9 Правил на придомовой территории не допускается парковать транспортные средства на детских площадках, газонах, территориях с зелеными насаждениями, с заездом на бордюры, пешеходных дорожках, на тепловых камерах, люках канализации, территориях с зелеными насаждениями вне зависимости от времени года, в иных местах, создающих препятствия проезду автомобилей, проходу пешеходов, уборке территории, проезду автомашин экстренных служб, иного спецтранспорта, мусороуборочных машин к подъездам, мусорным контейнерам.
Алимбеков Р.М. обратился в Верховный суд Республики Татарстан с административным иском о признании недействующими подпункта 3 пункта 5.1.9 и подпункта 9 пункта 5.4.9 Правил, указав в обоснование заявленных требований на то, что общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также Правилами создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации, утверждёнными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153, и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, в связи с чем, региональным законодателем не могли быть установлены дополнительные запреты для остановки и стоянки транспортных средств.
Административный истец ссылался на нарушение его прав оспариваемыми положениями, поскольку за неисполнение содержащихся в них требований постановлением административной комиссии Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 17 ноября 2016 года он привлекался к административной ответственности.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 3 мая 2017 года административный иск Алимбекова Р.М. удовлетворён.
В апелляционной жалобе Нижнекамский городской Совет Республики Татарстан просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, письменное заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Проанализировав положения статей 16, 28, 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 21, 22 и 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" и статей 12, 21, 34 Устава муниципального образования город Нижнекамск, суд установил, что в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском поселении Нижнекамск является Нижнекамский городской Совет, что в компетенции Совета находится установление общеобязательных правил на территории города. Исследовав представленные доказательства, суд пришёл к правильным выводам о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Нижнекамским городским Советом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением процедуры его принятия, включая проведение публичных слушаний, а также в установленном порядке введён в действие.
Правильным является вывод суда и о том, что оспариваемые нормы не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом суд правомерно посчитал, что порядок размещения транспортных средств урегулирован на федеральном уровне. В частности, правила остановки и стоянки транспортных средств регламентированы разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
Запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях установлен пунктом 6.3 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153; пунктом 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Проанализировав оспариваемые положения Правил благоустройства, воспроизводящих, по мнению суда, приведённые выше положения федеральных нормативных правовых актов, суд сделал по существу правильный вывод об отсутствии между ними противоречий.
При этом суд исходил из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", о том, что при разрешении вопроса о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.
Однако, в противоречие своему же выводу признал оспариваемые нормы недействующими, посчитав что они дублируют административную ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким суждением суда согласиться нельзя.
Суд не учел, что предписания подпункта 3 пункта 5.1.9 и подпункта 9 пункта 5.4.9 Правил благоустройства, являясь простой компиляцией санитарно-эпидемиологических, технических, градостроительных, экологических и иных требований, предусмотренных федеральным законодательством, административную ответственность за нарушение содержащихся в них правил размещения транспортных средств не устанавливают.
Вопросы же законности установления какой-либо ответственности за нарушение этих Правил, включая административную, выходят за рамки настоящего спора и разрешению не подлежат.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемых правовых норм недействующими у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку вывод суда, положенный в основу принятого решения, не соответствует обстоятельствам административного дела, это решение является незаконным и в силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 мая 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Алимбекова Р.М. о признании недействующими подпункта 3 пункта 5.1.9 и подпункта 9 пункта 5.4.9 Правил внешнего благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования города Нижнекамска Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Нижнекамского городского Совета Республики Татарстан от 30 января 2013 года N 48, - отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2017 г. N 11-АПГ17-18
Текст определения официально опубликован не был