Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2017 г. N 11-АПГ17-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья "Железнодорожников 26" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 апреля 2017 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим пункта 174.8 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года N 4-12.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
18 октября 2006 года Казанской городской Думой Республики Татарстан принято решение, пунктом 1 которого утверждены Правила благоустройства города Казани Республики Татарстан (далее - Правила, Правила благоустройства).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Казанские ведомости", N 239/240, 25 октября 2006 года.
Пунктом 174.8 Правил (в редакции решения Казанской городской Думы от 28 октября 2015 года N 19-2) установлено, что на озелененных территориях не допускается складировать строительные и прочие материалы, отходы, мусор, противогололедные материалы и иные вредные вещества, а также загрязненный песком и противогололедными реагентами снег, сколы льда.
Товарищество собственников жилья "Железнодорожников 26" (далее - ТСЖ "Железнодорожников 26") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 174.8 Правил, ссылаясь на то, что осуществление уборки и очистки тротуаров и лестниц во время снегопада и гололеда, сопряженной с обработкой противогололедными реагентами, приводит к образованию снежных массивов и сколов льда. При этом Правилами не определен порядок и срок вывоза снега и сколов льда, образуемых после очистки и обработки пешеходных тротуаров и лестниц во время снегопада, не установлено время, в течение которого допускается складировать загрязненный песком и реагентами снег и сколы льда, возникающие в результате очистки территорий и обработки пешеходных тротуаров и лестниц. Тем самым, оспариваемая норма сформулирована способом, исключающим без ее нарушения соблюдение требований статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 12 апреля 2017 года в удовлетворении административных исковых требований ТСЖ "Железнодорожников 26" отказано.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Железнодорожников 26" просит решение суда отменить, административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, письменное заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что такой нормативный правовой акт как Правила благоустройства принят Казанской городской Думой в пределах компетенции и требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречит.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Приведенным законоположениям корреспондируют предписания пункта 25 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", пункта 25 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 17 декабря 2005 года N 3-5.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе представительный орган муниципального образования, которым на основании статьи 5 Устава в городском округе Казани является Казанская городская Дума, имеющая полномочия по установлению общеобязательных правил на территории города Казани в соответствии с законодательством.
Суд первой инстанции, проанализировав в системном единстве приведенные предписания федерального и регионального законодателя, пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка его принятия и введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Статьёй 138 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплены обязанности товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года N 153, землепользователи озелененных территорий обязаны не допускать вытаптывание газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.п.
Пунктами 3.6.14-3.6.27 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, предусмотрен порядок зимней уборки тротуаров, дворов, внутриквартальных проездов в зависимости от места уборки снега.
В соответствии с пунктом 3.6.20 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
Согласно пункту 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда на озелененных территориях запрещается устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
Предписания оспариваемого пункта 174.8 Правил о недопустимости складирования на озелененных территориях строительных и прочих материалов, отходов, мусора, противогололедных материалов и иных вредных веществ, а также загрязненного песком и противогололедными реагентами снега и сколов льда, не содержат каких-либо норм, противоречащих Правилам создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности утверждения административного истца о противоречии приведенной нормы муниципального правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы проверялись судом первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении, в связи с чем эти доводы не могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 12 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Железнодорожников 26" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2017 г. N 11-АПГ17-17
Текст определения официально опубликован не был