Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению 9 сессии Совета
депутатов муниципального
образования г. Бердска
второго созыва
от 21 декабря 2006 г. N 177
Программа
реструктуризации сети образовательных учреждений г. Бердска
и сокращения очередности в детские дошкольные учреждения
г. Бердск 2006
Паспорт
программы реструктуризации сети образовательных учреждений
г. Бердска и сокращения очередности в детские дошкольные учреждения
Наименование Программы |
программы реструктуризации сети образовательных учреждений г. Бердска и сокращения очередности в детские дошкольные учреждения |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Постановление главы муниципального образования N 3359 от 13.10.2006 года |
Основание для разработки Программы |
- "Концепция модернизации российского образования на период до 2011 г."; - Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования"; - Закон Новосибирской области "О регулировании отношений в сфере образования Новосибирской области"; - Закон Новосибирской области "О нормативах финансирования образования в Новосибирской области" (Постановление Новосибирского областного Совета депутатов от 15 мая 2006 года N 12-ОСД) - Концепция инновационного развития образования Новосибирской области (проект) |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования города Бердска |
Основной разработчик Программы Руководитель Программы |
Управление образования г. Бердска Рабочая группа Тарасова Светлана Антоновна - начальник управления образования |
Цели Программы | 1. Обеспечение качества образования - соответствие образования запросам личности, общества; 2. Обеспечение доступности образования - возможности реализации права на получение той или иной образовательной услуги; 3. Обеспечение эффективности - рационального использования ресурсов с целью обеспечения доступности и качества образования. |
Основные направления программы |
1. Создание сети опорных школ, и школ профильной подготовки, обеспечивающих высокий уровень знания для школьников, собирающихся продолжать обучение в ВУЗах, ССУЗах. 2. Создание объединений, связывающих общеобразовательную школу с учреждением начального профессионального образования, с учреждениями дополнительного образования для решения проблемы индивидуализации обучения и профессиональной подготовки по нескольким специальностям. 3. Целевое сосредоточение ресурсов в учреждениях, ведущих профильное обучение, являющихся опорными школами. 4. Освобождение зданий под использование их по прямому назначению, т.е. как дошкольное учреждение. |
Сроки реализации Программы |
с 2007 по 2011 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и социальные эффекты |
1. Реализованы возможности обучающихся в выборе индивидуальной образовательной траектории. 2. обеспечена необходимая концентрация и целевое использование имеющихся ресурсов в образовательном пространстве города. 3. Значительно сокращена очередность на предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения |
Объемы и источники финансирования (млн. руб. в ценах 2006 года) |
Всего: Всего:# 65832,9 тыс. руб. местный бюджет 42950,0 тыс. руб. областной бюджет 22882,9 тыс. руб. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Оперативный контроль за выполнением Программы осуществляет управление образования в соответствии с ежегодным рабочим документом - планом первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы. Общий контроль за выполнением Программы осуществляет заместитель главы администрации города, курирующий социальную сферу. Результаты контроля представляются в администрацию г. Бердска ежегодно управлением образования |
Введение
"Программа реструктуризации сети образовательных учреждений и сокращения очередности в дошкольные образовательные учреждения" является углублением и логическим продолжением подпрограммы N 1 "Обеспечение качества и доступности образовательных услуг для разных групп населения" целевой программы развития образования города Бердска на 2007-2011 годы. Данная программа развивает и конкретизирует основные перспективы в вопросах оптимизации сети образовательных учреждений и определяет конкретные мероприятия, позволяющие сократить очередность в детские дошкольные учреждения. Показатели основных параметров развития системы образования города Бердска в современных условиях, итогов ее деятельности, проблемы и прогнозы по проблемным ситуациям подробно изложены в Программе развития образования города Бердска на 2007-2011 годы. При этом подготовка данной программы потребовала проведения дополнительной аналитической работы. А именно, была изучена ресурсная база каждого образовательного учреждения:
- проведена инвентаризация помещений, направленная на выявление недостатка или избыточное количество учебных мест, возможности размещения дополнительного контингента;
- проанализированы финансовые затраты из расчета на каждого обучающегося или воспитанника;
- сделан анализ соотношения количества работников учреждения и обучающихся (воспитанников);
- кадровый потенциал учреждения (образование, квалификация, возраст, инновационный опыт, вакансии).
Используя данные, представленные отделом статистики и управлением экономического развития, сделан анализ следующих показателей:
- изменение структуры и численности всего населения до 2011 года;
- изменение структуры и численности детского населения с прогнозом до 2007 года;
- изменение структуры занятости по отраслям экономики до 2008 года;
- динамика уровня безработицы до 2011 года;
- динамика уровня доходов населения;
- обобщены данные о профессионально-квалификационной структуре потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием на 2007 год.
Анализ параметров образовательных учреждений
Результаты анализа параметров образовательных учреждений (школы, детские сады, учреждения дополнительного образования) представлены по следующим направлениям:
- финансовые затраты на одного обучающегося и воспитанника (приложение N 1);
- площадь на одного обучающегося и воспитанника (приложение N 2);
- количество обучающихся и воспитанников на одного педагога (приложение N 3) и т.д.
Заметен значительный разброс в показателях наполняемости общеобразовательных учреждений, имеющих равные проектные возможности, что говорит о востребованности одних образовательных учреждений и непопулярности других.
Неравномерное распределение обучающихся привело к тому, что удельные затраты на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях с низкой наполняемостью значительно выше, чем в школах с высокой наполняемостью. А это, в свою очередь ведет к неэффективному использованию материальных и финансовых средств и к возможным рискам в связи с введением с 2007 года нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений.
Вопрос подвоза обучающихся не является актуальным, т.к. достаточно развито транспортное сообщение, а компактность города Бердска способствует тому, что образовательные учреждения находятся в пределах пешей доступности обучающихся. Единственная, отдаленно расположенная школа (п. Новый) осуществляет подвоз собственным транспортом.
Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что численность детского населения начала незначительно возрастать, с учетом тенденций последних пяти лет рост рождаемости будет постоянным.
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 на 01.10.06 |
кол-во | 707 | 839 | 905 | 969 | 965 | 1018 | 804 |
С учетом рожденных за период с 2000 по 2005 год, численность обучающихся в разрезе с 2007 по 2011 годы будет увеличиваться в диапазоне от 70 до 500 человек в год. Те же тенденции прогнозируются и относительно набора в 1 классы. Говоря о доступности общего образования, используя полученные данные, можно сделать вывод, что к 2011 году количество классов комплектов в сравнении с 2006 годом возрастет в среднем на 20:
Год Количество учащихся в ОУ |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Количество первоклассников | 707 | 839 | 905 | 969 | 965 | 1018 |
Общее количество учащихся в ОУ с 1 по 11 класс |
8345 | 8133 | 8636 | 8712 | 8927 | 9212 |
В связи с перечисленными причинами еще более обострится вопрос обеспеченности детей дошкольного возраста местами в детских садах. Учитывая переукомплектованность ДОУ в настоящее время, неизбежно встанет вопрос освобождения помещений, ранее занимаемых детскими садами, в которых в настоящее время располагаются преимущественно учреждения дополнительного образования (из 7 ранее занимаемых зданий, 4 используется под учреждения дополнительного образования и 2 учреждения социальной направленности, в 1 учреждении сменился собственник и оно не является муниципальным).
Анализ параметров внешней среды
Город Бердск в недалеком прошлом являлся городом с высоко развитым промышленным производством. Данное обстоятельство определяло потребности в профессионально-квалификационной подготовке кадров для сферы производства. Именно тогда были созданы и начали профессиональную подготовку специалистов среднего звена профессиональные училища и средние специальные учебные заведения. Каждое крупное предприятие имело собственное образовательное учреждение с соответствующим профилем подготовки:
1. ПУ N 38, Бердский электромеханический техникум - БЭМЗ;
2. ПУ N 16 - сфера строительства;
3. ПУ N 56 - "Сиббиофарм" (химический завод);
4. ПУ N 47 - ПО "Вега".
Экономические изменения последних 10 лет, в том числе закрытие предприятий, в совокупности со многими другими причинами социальной направленности, изменили соотношение спроса и предложений в специалистах, обучаемым по имевшимся на тот момент специальностям. Для того, чтобы продолжать функционировать и не быть закрытыми, образовательные учреждения начали обучать по специальностям, ранее не культивируемым этими учреждениями: начиная от мастера-парикмахера, заканчивая секретарем-референтом.
В настоящее время с развитием промышленного производства вновь возникла потребность в подготовке специалистов по различным рабочим специальностям, и возник переизбыток подготовки по специальностям, не связанным с производством, более относящимся к сфере обслуживания.
В организациях обрабатывающего производства на момент проведения анализа ситуации массово заявили о потребности в специалистах и рабочих:
ОАО "БЭМЗ"- 180 человек,
ЗАО "Бердские двери" - 30 человек;
ЗАО "НОТИС" - 120 человек;
ООО "Сибирский дом" - 20 человек.
Обобщение полученных данных показало, что в обрабатывающем производстве потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием на сегодняшний день составляет 45 человек. Специалисты будут требоваться по следующим направлениям:
технология машиностроения - 15 чел;
электроснабжение - 13 чел;
электромеханика - 7 чел;
теплоснабжение и теплотехническое оборудование 2 чел;
программное обеспечение вычислительной техники - 2 чел.,
электротехнические установки и системы 3 чел..;
технология электрохимических производств - 2 чел.
По-прежнему, предприятия обрабатывающего производства нуждаются в станочниках (операторы ЧПУ, фрезеровщики, станочники). Так холдингу ОАО "БЭМЗ" в 2007 году будут нужны 105 станочников, 30 слесарей. Потребность в кадрах также заявили
В организациях сферы "Производство и распределение электроэнергии,
газа и воды" о потребности в кадрах заявили
ООО "ПСХ "Энергия" - 109 чел;
МУП "Бердский водоканал" - 20 чел.
ООО "ПСХ "Энергия" - вновь созданное предприятие, здесь требуются:
20 слесарей аварийно-ремонтных работ;
10 слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике;
10 слесарей по ремонту оборудования котельных цехов;
10 машинистов-обходчиков по котельному оборудованию.
Основные направления реструктуризации сети
образовательных учреждений города Бердска
Основной целью реструктуризации сети общеобразовательных учреждений является создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся школах.
Реструктуризация сети предполагает диверсификацию школьных образовательных систем на основе разделения и кооперации педагогического труда, соответствующее изменение статуса школ, внедрение дистанционных средств обучения, использование альтернативных форм получения образования. При этом образовательные учреждения действуют на основании единой образовательной концепции, пользуются преемственными образовательными программами и учебниками, вычленяют в качестве приоритетных единые сквозные содержательные линии в обучении, в воспитании и развитии школьников.
Основными целевыми ориентирами реструктуризации сети образовательных учреждений в городе Бердске являются:
1. Создание сети опорных школ, и школ профильной подготовки, обеспечивающих высокий уровень знания для школьников, собирающихся продолжать обучение в ВУЗах.
2. Создание объединений, связывающих общеобразовательную школу с учреждением начального профессионального образования, с учреждениями дополнительного образования для решения проблемы индивидуализации обучения и профессиональной подготовки по нескольким специальностям.
3. Целевое сосредоточение ресурсов в учреждениях, ведущих профильное обучение, являющихся опорными школами.
4. Освобождение зданий под использование их по прямому назначению, т.е. как дошкольное учреждение.
5. Интеграция деятельности учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений.
Ожидаемые результаты от реализации программы
В городе Бердске будет выстроено единое информационное пространство города для объективного представления населению всех возможностей учреждений образования города Бердска.
Каждый обучающийся сможет реализовать возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в образовательном учреждении, будут созданы условия для профилизации старшей ступени в общеобразовательных учреждениях.
Обеспечена необходимая концентрация и целевое распределение ресурсов в образовательном пространстве города.
В ряде школ города будет создана система профильного обучения, ориентированная на реализацию социального заказа населения и потребности социально-экономической сферы города Бердска.
Будут созданы условия для достижения равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу, сокращена очередность на предоставление мест в дошкольные образовательные учреждения.
Организационные формы (модели) оптимизации сети
образовательных учреждений
1. В условиях повышения требований к обеспечению равных стартовых возможностей детей дошкольного возраста, сокращения очередности в дошкольные учреждения целесообразно высвободить типовые здания детских садов, занимаемые учреждениями дополнительного образования и их размещения в общеобразовательных школах, заполненных на 1/2 - 1/3 своей мощности и имеющих достаточно свободных помещений. Затраты на переоборудование помещений будут компенсированы экономией за счет сокращения расходов из местного бюджета на 1 учащегося школы, отпадет потребность в строительстве нового детского сада.
2. Создание в городе Бердске школ 3 ступени в качестве самостоятельных образовательных учреждений.
3. Создание центров профильного обучения на базе учреждений общего образования. Учащиеся школ города смогут осваивать выбранные им профили как дополнение к базовой общеобразовательной подготовке, осуществляемой ими в общеобразовательных учреждениях по месту жительства.
4. Организация территориальных образовательных центров (комплексов) на основе объединения (в том числе и институционального), так и состоящих из автономных учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования на основе развития связей между ними, формирования единой инфраструктуры управления, распределения материально-технических ресурсов, кадрового потенциала и др.
Модель реструктуризации сети образовательных учреждений города
Бердска, в том числе мероприятия по сокращению очередности
в дошкольные образовательные учреждения
N пп |
Мероприятия | Ожидаемые результаты, экономический эффект |
Сроки исполнения |
Ответ - ные | Потребность в средствах |
Организационное, кадровое и информациионное# обеспечение |
Источники финансирования |
1. | Интеграция учреждений дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями УДОД "СЮН" УДОД "Маэстро" КМЖ "Спутник" КМЖ "Эврика" ЦПМСС "ДАРС" |
Возвращение 3 ДОУ Учреждения переведены на площади: МОУ СОШ N 3 МОУ СОШ N 12 МОУ СОШ N 8 МОУ СОШ N 11 МОУ СОШ N 10 |
июль-август 2008 //-//-// //-//-// //-//-// 2009 год |
Управление образования, Руководители образовательных учреждений |
Расчет будет произведен после утверждения программы реструктуризации 700 т.р. 100 т.р. 500 т.р. 100 т.р. 400 т.р. Всего: 1800,0 т.р |
будет необходимо подготовить распоряжение о закреплении площадей |
Местный бюджет |
2. | Возврат зданий по адресу: Микрорайон, 22, ул. К.Маркса, 71, ул. К.Маркса, 60 для использования под детские сады |
Сокращение очередности на: 150 мест, 75 мест, 110 мест. Создание дополнительно 335 мест в детском саду |
К началу: 2008-2009 у.г. 2009-2010 уч.г. 2008-2009 уч.г. |
Управление образования, Управление финансов и налоговой политики, МУ "Ресурсный центр" |
15 000 т.р. 8 000 т.р. 6 000 т.р. Всего: 29000,0 т.р Реконструкция и оснащение - 29 млн., тогда как строительство только одного сада потребовало бы 78 млн. ФОТ - 7400,0 т.р. в год |
Будет необходим набор штатов |
Местный бюджет Обл. субвенция |
3. | Организация групп подготовки к школе кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста на базе СОШ N 4, 12, 2, 8, 11 |
Удовлетворение потребности населения в предшкольной подготовке детей, выравнивание стартовых возможностей для детей, поступающих в школу |
2006-2007 уч.г. | Управление образования, образовательные учреждения |
В объеме 4-х часов- В объеме 8 часов- В объеме 12 часов- В объеме 20 часов- ФОТ 381,0 т.р. в год Методобеспечение - 440,0 т.р. в год Всего: 821,0 т.р. в год |
Необходимо разработать Положение о группах, предусмотреть решение кадрового вопроса |
Обл. субвенция |
4. | Создание образовательного комплекса "НПО - вечерняя школа" (38 лицей - ВСШ) |
Высвобождаются финансовые средства на оплату коммунальных платежей ВСШ. (334,1 т.р.) |
2007-2008 уч.год |
Управление образования, руководители образовательных учреждений |
100,0 т.р. хозрасходы |
будет необходимо подготовить постановление |
Местный бюджет |
5. | Открытие группы для детей стершего# дошкольного возраста в лицее N 7 с 12-часовым пребыванием (при условии перевода ДШИ) |
будет открыто дополнительно 2 группы на 40 детей. |
После перевода ДШИ |
Управление образования |
Оснащение - 600,0 т.р ФОТ 393,3 т.р. в год |
Местный бюджет Обл. субвенция |
|
6 |
<< Назад |
||
Содержание Решение девятой сессии Бердского городского Совета депутатов Новосибирской области от 21 декабря 2006 г. N 177 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.