Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 сентября 2017 г. N 03-05-06-01/61005
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение о налоге на имущество физических лиц и сообщается следующее.
До 1 января 2015 года на основании Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, полностью освобождались от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении любого принадлежащего им имущества.
С 1 января 2015 года введена в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Статьей 407 Налогового кодекса в отношении указанной выше категории налогоплательщиков предусмотрены налоговые льготы.
Между тем установлено, что налоговая льгота предоставляется в отношении неиспользуемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения определенного вида, а именно: в отношении жилого лома, квартиры (комнаты), гаража (машино-места), а также хозяйственного строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении иных объектов недвижимости на федеральном уровне с 2015 года не предусмотрены.
При этом на основании статьи 399 Налогового кодекса налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Налогового кодекса, могут быть установлены представительными органами муниципальных образований по месту нахождения объекта недвижимости.
Что касается налогообложения имущества по инвентаризационной стоимости, то следует отметить, что для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяются последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Установление законодательного ограничения на применение для целей налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости имущества обусловлено тем, что начиная с 1 января 2013 года проведение государственного технического учета и определение инвентаризационной стоимости имущества не предусмотрено (статья 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В связи с этим инвентаризационная стоимость объектов недвижимости в настоящее время может быть рассчитана исключительно для целей, не связанных с налогообложением.
Кроме того, в настоящее время действующим законодательством не установлен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности установленной ранее инвентаризационной стоимости имущества.
В связи с этим инвентаризационная стоимость объекта недвижимости может быть оспорена в судебном порядке.
Учитывая изложенное, у налоговых органов отсутствуют правовые основания на применение для целей налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости, представленных уполномоченными органами в налоговые органы после 1 марта 2013 года, а также сведений об инвентаризационной стоимости, представляемых в налоговые органы лицами, не являющимися уполномоченными органами.
Одновременно сообщается, что такой порядок налогообложения имущества физических лиц (исходя из инвентаризационной стоимости) применяется на территории субъекта Российской Федерации до принятия этим субъектом Российской Федерации решения о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости.
На территории Курской области начиная с 2016 года налогообложение имущества физических лиц производится по кадастровой стоимости.
Определение кадастровой стоимости имущества осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Вопросы, касающиеся определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, ее оспаривания, отнесены к компетенции Минэкономразвития России.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.