Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 сентября 2017 г. N 03-12-11/2/57423
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и сообщает.
Прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), если в отношении такой контролируемой иностранной компании выполняется хотя бы одно из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 25.13-1 Кодекса.
В частности, в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 25.13-1 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, если такая контролируемая иностранная компания является активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией.
Условия признания контролируемой иностранной компании активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией определены пунктами 4-6 статьи 25.13-1 Кодекса.
При этом обращаем внимание, что обязательным условием признания контролируемой иностранной компании активной иностранной холдинговой компании (активной иностранной субхолдинговой компанией) является требование к доле прямого участия этой иностранной холдинговой компании (активной иностранной субхолдинговой компанией) в уставном (складочном) капитале (фонде) каждой активной иностранной компании (активной иностранной субхолдинговой компании), дивиденды от которой исключаются из состава доходов, указанных в пункте 4 статьи 309.1 Кодекса (подпункты 2 и 3 пункта 5, подпункт 2 пункта 6 статьи 25.13-1 Кодекса).
То есть, активной иностранной холдинговой компанией (активной иностранной субхолдинговой компанией) не может быть признана контролируемая иностранная компания, у которой отсутствуют дочерние компании, в том числе и при выполнении условий, установленных пунктом 4 статьи 25.13-1 Кодекса.
Таким образом, контролируемая иностранная компания признается активной иностранной холдинговой компанией в случае выполнения условия, установленного абзацем первым пункта 4 статьи 25.13-1 Кодекса, при наличии доли участия в одном или нескольких дочерних обществах и с соблюдением критериев, установленных пунктом 5 статьи 25.13-1 Кодекса. В свою очередь, контролируемая иностранная компания признается активной иностранной субхолдинговой компанией в случае выполнения условия, установленного абзацем вторым пункта 4 статьи 25.13-1 Кодекса, при наличии доли участия в одном или нескольких дочерних обществах и с соблюдением критериев, установленных пунктом 6 статьи 25.13-1 Кодекса.
При этом в целях признания контролируемой иностранной компании активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией соблюдение совокупности указанных выше условий необходимо осуществлять по состоянию на дату окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании.
Одновременно отмечаем, что прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, в частности, и в случае, если такая иностранная компания является активной иностранной компанией.
При этом пункт 3 статьи 25.13-1 Кодекса определяет, что активной иностранной компанией признается иностранная организация, у которой доля доходов, указанных в пункте 4 статьи 309.1 Кодекса, за период, за который в соответствии с личным законом этой иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не более 20 процентов в общей сумме доходов организации по данным такой финансовой отчетности за указанный период.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.