Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Лицензионный контроль при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
1. Доклад по правоприменительной практике
В соответствии с пунктами 14 и 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" МЧС России осуществляет следующие виды деятельности:
по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры - 1 вид деятельности;
по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - 2 вид деятельности.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует 37296лицензий (1 вид - 1 228, 2 вид - 36 068) на осуществление деятельности в области пожарной безопасности.
В 2016 году в отношении лицензиатов проведено 1 830 проверок (835 плановых и 995 неплановых) без учета проверок, связанных с заявлением лицензиата о переоформлении лицензии, выдачи дубликата или копии лицензии: 94- по 1 виду; 1736- по 2 виду.
Количество лицензиатов, в деятельности которых были выявлены нарушения, составило: 25- по 1 виду и 205- по 2 виду.
Количество грубых нарушений, выявленных по результатам проверок лицензиатов (плановых и внеплановых), по 1 виду составило - 1, по 2 виду - 99.
В органы прокуратуры заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок по 1 виду не направлялись, по 2 виду направлено - 11 заявлений из них по 3 был получен отказ в согласовании.
По результатам проведенных проверок лицензиатов, судебными органами наложено 15 административных наказаний по 1 виду и 166 по 2 виду, при этом по 2 виду аннулировано 84 лицензий.
Наиболее массовыми и типовыми нарушениями лицензионных требований являются:
отсутствие у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, необходимых для выполнения работ и оказания услуг;
наличие в штате лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку) и не прошедших повышение квалификации, соответствующее выполнению работ и оказанию услуг не реже 1 раза в 5 лет;
нарушение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
нарушение сроков и порядка переоформления лицензий.
В нижеприведенной таблице 7 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов при организации и осуществлении лицензионного контроля
Таблица 7
N п/п |
Суть типового вопроса |
Основной вывод результат административных и судебных оспариваний решений органов лицензионного контроля |
1 |
Предусмотрена ли административная ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). |
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) предусмотрена частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ. Кроме того, в соответствии со статьей 171 Уголовного кодекс Российской Федерации, осуществление деятельности без лицензии может квалифицироваться как незаконное предпринимательство. |
2 |
Административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (результаты решений арбитражного суда). |
Орган ФГПН обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении "......" к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Изучив материалы дела, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, ЖСК "......", именуемое в дальнейшем "Заказчик", и Общество с ограниченной ответственностью "......." именуемое в дальнейшем "Подрядчик", заключили Договор на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты в жилом доме повышенной этажности. Согласно п. 1.1 договора Подрядчик, обязуется выполнить на свой риск собственными силами и средствами комплекс работ в соответствии с условиями договора и Регламентом на техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной защиты. Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ по настоящему договору, организовать приемку их результата и оплатить обусловленную договором стоимости работ. Приказом органа ФГПН ООО "......" выдана лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В ходе плановой проверки объекта защиты ЖСК "......", было установлено, что системы противопожарной защиты находились в неисправном состоянии. ООО "......" в рамках выполнения договора при осуществлении предпринимательской деятельности не обеспечило исправное состояние систем и средств противопожарной защиты (систем автоматических установок дымоудаления, системы оповещения людей о пожаре), тем самым нарушив требование статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в части выполнения требований пожарной безопасности установленных Правительством Российской Федерации, создав угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, чем совершило грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Таким образом, ООО "......" совершило противоправное виновное действие, за которое предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вина ООО "......" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ заявителем доказана, подтверждена материалами дела и не оспаривается обществом, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что ООО "......" принимались действия по соблюдению лицензионных требований. Учитывая, что обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ и отягчающих ответственность ООО "......", не установлено, суд решил назначить наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, в размере 100 000 рублей. |
3 |
Аннулирование лицензии в связи с нарушением порядка ее переоформления (результаты решений арбитражного суда). |
Орган ФГПН обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит аннулировать лицензию, выданную МЧС России ООО "......". В обоснование заявленного требования Орган ФГПН ссылается на то, что лицензиат в нарушение Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федерального закона N 99-ФЗ) после изменения адреса места нахождения и осуществления лицензионной деятельности своевременно не принял меры по переоформлению лицензии. Рассмотрев материалы дела, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в отношении ООО "......" была запланирована проверка деятельности по соблюдению требований специального разрешения - лицензии МЧС России. В ходе организации проведения проверки сотрудниками заявителя было установлено, что Лицензиат по заявленному месту нахождения по адресу отсутствует. Как следует из частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (часть 1). Частью 5 статьи 18 ФЗ Федерального закона N 99-ФЗ определено, что заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Однако до настоящего момента действий со стороны Лицензиата по переоформлению лицензии не предпринималось. Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО "......" в нарушение требований Федерального закона N 99-ФЗ после изменения адреса места нахождения своевременно не принял меры по переоформлению лицензии и в настоящий момент не имеет права осуществлять лицензируемый вид деятельности. Вместе с тем, несоблюдение Обществом требований к переоформлению лицензии препятствует органу лицензирования проводить в отношении общества мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований, с учетом специфики лицензируемой деятельности, свидетельствует о грубом нарушении Обществом лицензионных требований и возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, с учетом того, что применение в данном случае такой меры как аннулирование лицензии на осуществление деятельности по обеспечению пожарной безопасности является необходимой мерой для защиты прав и законных интересов потребителей этих услуг, суд пришел к выводу об аннулировании выданной Обществу лицензии. |
2. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований
В соответствии с перечнем видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" лицензионный контроль, осуществляемый МЧС России по двум видам деятельности будет осуществляться с применением риск-ориентированного подхода.
Кроме того, соответствующие мероприятия по внедрению риск- ориентированного подхода заложены в Паспорте приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольно-надзорной деятельности", утвержденного Проектным комитетом Правительства Российской Федерации по основному направлению стратегического развития Российской Федерации 21 февраля 2017 года.
МЧС России планирует внедрить риск-ориентированный подход уже с 1 января 2018 года.
Внедряя риск-ориентированный подход предлагается уйти от проведения плановых проверок лицензиатов, осуществляющих лицензируемую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, при этом проверки лицензиатов планируется осуществлять в форме внеплановых проверок по утвержденным индикаторам риска.
При осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры индикаторы риска будут касаться нарушений, выявленных в рамках повседневной деятельности (гарнизонной службы) лицензиатов при тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и пожарно-тактических учений.
Вместе с тем, в целях устранения правовых пробелов, в настоящее время ведется работа по утверждению минимального перечня оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения.
В этих целях в проект Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" заложена норма по утверждению вышеуказанного перечня оборудования.
Принятие законопроекта запланировано на апрель текущего года, утверждение перечня оборудования на август т.г.
В нижеприведенной таблице 8 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.
Таблица 8
N п/п |
Суть типового вопроса |
Руководство по соблюдению обязательного требования, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным |
1. |
Вправе ли организация осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации. |
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. |
2. |
Необходимо ли уведомлять лицензиатом лицензирующий орган в случае осуществления деятельности на территориях других субъектов Российской Федерации. |
В случае выдачи лицензии федеральным органом исполнительной власти уведомление лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, и иных лицензирующих органов МЧС России, на территории которых выполняются работы, не требуется. |
3. |
Необходима ли для производства (осуществления) работ по проверке (обследованию) дымовых вентиляционных каналов в индивидуальных жилых и многоквартирных домах лицензия МЧС России. |
Для производства (осуществления) работ по проверке (обследованию) дымовых вентиляционных каналов в индивидуальных жилых и многоквартирных домах лицензия МЧС России не требуется. |
4. |
Что понимается под стажем работы в лицензируемой деятельности. Каким документом подтверждается стаж. |
Под стажем работы понимается время (продолжительность) трудовой деятельности работника связанная с лицензируемой деятельностью. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж работника является его трудовая книжка. |
5. |
Требуется ли для испытания пожарных наружных стационарных лестниц и ограждения крыш лицензия МЧС России. |
Для испытания пожарных наружных стационарных лестниц и ограждения крыш лицензия МЧС России не требуется. |
6. |
Необходима ли лицензия для проектирования систем противопожарной защиты. |
Для выполнения проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений лицензия МЧС России не требуется. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.