Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. N 80-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Калининой Л.А.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Николаевой О.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Правительства Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" на решение Ульяновского областного суда от 2 июня 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" о признании недействующей территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области, утверждённой приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016 года N 28-од.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" Ракова М.А. и Болынухиной Т.Д., возражавших относительно доводов апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Титовой А.А., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующей территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области, утверждённой приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016 года N 28-од.
По мнению административного истца, данный региональный нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры определения норм накопления отходов, без соблюдения требований захоронения отходов в границах населённых пунктов, аэропортов и аэродромов, без учёта основных мероприятий по охране окружающей среды и восстановлению природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2020 годы на территории муниципального образования "Новоспасский район" Ульяновской области, что противоречит статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; пункту 59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138; постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"; постановлению Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424 и создаёт необоснованные препятствия административному истцу для осуществления предпринимательской деятельности, ограничивая доступ на рынок обращения твёрдых коммунальных отходов.
Решением Ульяновского областного суда от 2 июня 2017 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" удовлетворено, Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области, утверждённая приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016 года N 28-од, признана не действующей со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционных жалобах Правительство Ульяновской области, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, общество с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционных жалоб представлены возражения прокуратурой Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания".
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Признавая недействующей территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области, утверждённую приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 26 сентября 2016 года N 28-од, суд первой инстанции исходил из того, что эта программа разработана и утверждена с нарушением требований, предъявляемых к порядку принятия таких нормативных правовых актов, а также к составу и содержанию территориальных схем.
С выводами суда первой инстанции Судебная коллегия согласна.
Так, Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", наделяя субъекты Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению таких программ (статья 6), он одновременно устанавливает принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами (статья 3); требования к обращению с отходами, в том числе к нахождению источников образования отходов, количеству образующихся отходов, целевым показателям по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, к планируемым зонам деятельности (статьи 9, 12, 13.2-17, 18, 19, 20, 21, 24.8-24.13), обязательные к исполнению всеми субъектами правоотношений в сфере обращения с отходами и из которых следует, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования и должна отражать как экономические, так и экологические интересы общества, в том числе она должна быть направлена на охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; запрещается захоронение отходов в границах населённых пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Также запрещено размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (пункт 59 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138).
Между тем судом достоверно установлено, что документы территориального планирования, предусматривающие строительство полигонов ТБО в большинстве муниципальных районов Ульяновской области, в том числе в муниципальном образовании "Новоспасский район" (где, действует муниципальная программа "Обращение с отходами производства и потребления на территории муниципального образования "Новоспасский район" Ульяновской области на 2015-2017 годы", утверждённая постановлением администрации Новоспасского района от 27 мая 2015 года N 342, а также инвестиционное соглашение о взаимодействии сторон по реализации инвестиционного проекта строительства "Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области" от 31 августа 2016 года N 114-д, заключённое между Правительством Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания"), при разработке территориальной схемы обращения с отходами не учитывались; включённый в территориальную схему объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов полигон твёрдых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" (пункты 6.2.1 и 6.2.2) расположен на земельном участке, относящемся к категории "земли населённых пунктов" и находится в границах населённого пункта город Ульяновск на расстоянии менее 15 км от аэродрома "Ульяновск (Баратаевка)"; нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные разделом 10 Территориальной схемы, утверждены на основе данных ОАО "Центр благоустройства и обращения с отходами", что не согласуется с предписаниями Правил определения нормативов твёрдых коммунальных отходов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, согласно которым такие нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Уполномоченным на установление указанных нормативов органом в Ульяновской области является Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области (пункт 2.2.8 положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года N 8/125-П), однако спорные нормативы накопления твердых бытовых отходов им не устанавливались.
Поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими спорное правоотношение, у суда нет оснований для отмены правильного по существу решения.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ульяновского областного суда от 2 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ульяновской области, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Калинина Л.А. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. N 80-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был