Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2017 г. N 64-АПГ17-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ивановой С.В., Сидорова Н.Н., Никитиной И.Ю., Ждакаевой Н.И., Кузнецова А.Т., Истратова П.И., Миннуллиной Н.В., Пака В.A. на решение Сахалинского областного суда от 26 июня 2017 года об отказе в удовлетворении их административного искового заявления об оспаривании Закона Сахалинской области от 25 января 2017 года N 1-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Кузнецова А.Т. и Сидорова Н.Н. - Крещенецкого Г.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 января 2017 года Сахалинской областной Думой принят Закон N 1-ЗО, которым внесены изменения в Закон Сахалинской области от 18 ноября 2014 года N 72-ЗО "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области".
Согласно внесенным изменениям наименование Закона "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области" изложено в следующей редакции: "О порядке избрания и полномочиях муниципальных образований в Сахалинской области"; в преамбуле слова "с формированием представительных органов муниципальных районов, а также" исключены.
Статья 1 признана утратившей силу.
Статья 2 изложена в следующей редакции:
"Статья 2. Порядок избрания и полномочия главы муниципального образования в Сахалинской области
1. Глава муниципального образования, наделённого статусом городского округа, в соответствии с настоящей частью и уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса и возглавляет местную администрацию, если городской округ отвечает следующим критериям:
1) органы местного самоуправления осуществляют более 80 государственных полномочий Сахалинской области;
2) его территория относится к территории, включённой в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) на его территории находится один или несколько населённых пунктов, расположенных в сейсмических районах, определяемых в соответствии со строительными нормами и правилами.
2. Глава муниципального образования, наделённого статусом городского округа, который не отвечает критериям, установленным в части 1 настоящей статьи, в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах, либо избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, либо избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;
2) в случае избрания на муниципальных выборах входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию;
4) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
3. Порядок избрания главы муниципального образования в Сахалинской области в соответствии с частью 1 настоящей статьи применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего Закона".
27 апреля 2017 года Иванова С.В., Сидоров Н.Н., Никитина И.Ю., Ждакаева Н.И., Кузнецов А.Т., Истратов П.И., Миннуллина Н.В. и Пак В.А. обратились с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Сахалинской области от 25 января 2017 года N 1-30 "О внесении изменений в Закон Сахалинской области от 18 ноября 2014 года N 72-30 "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области".
Заявление мотивировано тем, что при принятии указанного закона нарушена установленная законодательством процедура, поскольку не проводились требуемые парламентские слушания, не учитывались результаты местных референдумов, проведённых в Корсаковском, Холмском и Макаровском городских округах, о порядке избрании глав муниципальных образований на прямых выборах населением. Установленные в части 1 статьи 2 оспариваемого закона критерии отнесения городского округа к числу муниципальных образований, на территории которых глава муниципального образования избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, считают противоречащими пункту 7 статьи 7, статьям 20, 21 Федерального закона от 6 сентября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятыми без учета правовой позиции, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4,5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".
Решением Сахалинского областного суда от 26 июня 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Иванова С.В., Сидоров Н.Н., Никитина И.Ю., Ждакаева Н.И., Кузнецов А.Т., Истратов П.И., Миннуллина Н.В., Пак В.А. просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Сахалинской области, Сахалинской областной Думой, Главой Корсаковского городского округа, представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемых норм регионального закона, суд правомерно исходил из того, что представительный орган Сахалинской области, изменяя порядок избрания и полномочий глав муниципальных образований путём принятия Закона Сахалинской области N 1-ЗО, действовал в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, с соблюдением процедуры его принятия и введения в действие.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (абзац второй части 1 статьи 6); в частности, глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования; в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок избрания главы муниципального образования, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 2 и части 3.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из содержания оспариваемых норм следует, что внесёнными изменениями установлен порядок избрания глав муниципальных образований с закреплением критериев состава муниципальных образований, отражающих объективные особенности осуществления местного самоуправления на конкретной территории, включая степень концентрации возложенных на них публичных функций и задач, что само по себе не противоречит требованиям федерального законодателя в области местного самоуправления и правовым позициям, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 30-П, и не нарушает права заявителей избираться в соответствующий представительный орган местного самоуправления, в качестве избранного депутата участвовать в избрании главы городского округа либо опосредованно реализовать свои права через депутатов, избранных на муниципальных выборах.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Сахалинского областного суда от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивановой С.В., Сидорова Н.Н., Никитиной И.Ю., Ждакаевой Н.И., Кузнецова А.Т., Истратова П.И., Миннуллиной Н.В., Пака В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2017 г. N 64-АПГ17-17
Текст определения официально опубликован не был