Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2017 г. N 56-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленные энергосети Приморского края" о признании частично недействующими постановлений Департамента по тарифам Приморского края от 30 декабря 2016 г. N 77/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2017 год", N 77/6 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2017 по 2019 годы", N 77/8 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Промышленные энергосети Приморского края" на решение Приморского краевого суда от 28 апреля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Промышленные энергосети Приморского края" Погореловой Т.В., представителя Департамента по тарифам Приморского края Смуровой Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Промышленные энергосети Приморского края" (далее - ООО "ПЭС ПК", общество) обратилось в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующими постановления Департамента по тарифам Приморского края от 30 декабря 2016 г. N 77/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2017 год" в части строки 31 таблицы 1, постановления от 30 декабря 2016 г. N 77/6 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2017 по 2019 годы" в части приложения N 1 строки 1 "установление базового уровня подконтрольных расходов для ООО "Промышленные энергосети Приморского края", приложения N 2 строки 1 в части установления необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета потерь на период 2017-2019 годов для "Промышленные энергосети Приморского края", постановление от 30 декабря 2016 г. N 77/8 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края" в части установления индивидуальных тарифов для ООО "Промышленные энергосети Приморского края для расчетов с АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Приморские электрические сети").
Общество полагает, что при установлении тарифов органом регулирования необоснованно скорректирован расчет условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения, а также откорректированы расходы по статьям "Работы и услуги производственного персонала", "Затраты на оплату труда", "Прочие подконтрольные расходы", "Плата за аренду имущества".
Решением Приморского краевого суда от 28 апреля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ПЭС ПК" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно жалобы Департамент по тарифам Приморского края и прокуратура Приморского края представили отзыв и возражение.
В судебное заседание представители прокуратуры Приморского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражения на нее, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
При рассмотрении спора, суд первой инстанции признал обоснованным количество условных единиц, рассчитанных органом регулирования. Также суд согласился с корректировкой расходов по статьям затрат: "Работы и услуги производственного персонала", "Затраты на оплату труда", "Прочие подконтрольные расходы", "Плата за аренду имущества", произведенной Департаментом по тарифам.
Судебная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, считает указанные выводы суда первой инстанции необоснованными исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен (тарифов).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ПЭС КП", созданное 08 июля 2015 г., является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Приморского края с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим ему на праве собственности и аренды с октября 2015 года.
Для целей тарифного регулирования на 2017-2019 годы общество 27 апреля 2016 г. представило в орган регулирования заявление об установлении тарифов с приложением их расчета и обосновывающих документов, в том числе договоров купли-продажи и аренды электросетевого оборудования, информации об объеме воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор, а также объем подстанций 35-1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплекс трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4-20 кВ в условных единицах, представление которых предусмотрено Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
В качестве метода регулирования цен (тарифов) выбран метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
По результатам анализа представленных документов специалистами органа регулирования 19 декабря 2016 г. составлено экспертное заключение, согласно которому количество условных единиц (735,8 у.е.), предложенных обществом для расчета тарифа, уменьшено до 645,96 у.е., что привело к корректировке расходов по предложенным обществом статьям затрат.
Между тем данное экспертное заключении не отвечает требованиям Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, поскольку в тексте заключения отсутствуют какие-либо расчеты, и конкретные формулы, позволяющие проверить расчеты, произведенные органом регулирования.
Кроме того, при определении количества условных единиц по договорам, заключенным обществом с ООО "ФСК Никита", ООО "Транзит ЛЕС", ЗАО "Ист Холдинг Групп" органом регулирования безосновательно скорректированы в сторону уменьшения протяженность сетей и количество объектов электросетового хозяйства, приобретенных ООО "ПЭС КП" по названным договорам.
Относительно выводов суда первой инстанции о признании правомерным отказа органом регулирования во включении в расчет условных единиц имущества, приобретенного административным истцом по договорам аренды и купли-продажи в 2016 году по основанию отсутствия отметки о регистрации указанных договоров в государственных органах, суд апелляционной инстанции считает их необоснованными ввиду следующего.
Пунктом 57 Методических указаний N 20-э/2 предусмотрено, что для расчета тарифов (цен) используется, в частности, расчет условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения.
Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования цен (тарифов) основанием для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В силу пунктов 1, 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 184, сетевая организация должна владеть на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 MBA и линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженности которых по трасе составляет не менее 15 км., не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: высокое напряжение (ВН) - 110 кВт и выше; среднее первое напряжение (СН1) - 35 кВт; среднее второе напряжение (СН2) - 1-20 кВт; низкое напряжение (НН) - ниже 1 кВт.
Представленные в материалы дела договоры аренды и купли-продажи электросетевого оборудования, акты приема-передачи его административному истцу, расчет амортизационных отчислений, инвентаризационные описи подтверждают владение обществом на праве собственности или на ином законном основании (в рассматриваемом случае на праве аренды) на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет 20 MBA, а также воздушными и кабельными линиями среднего второго и низкого уровней напряжения, что соответствует критерию территориальной сетевой организации.
Имущество, переданное по названным договорам подпадает под наименование оборудования, для которого используется система условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения.
Таким образом, поскольку организация отвечает критериям отнесения ее к территориальным сетевым организациям и имущество, полученное такой организацией, предназначено для осуществления регулируемой деятельности, то корректировка условных единиц, только по основанию отсутствия государственной регистрации договоров, без четкого определения к какому виду имущества относится то или иное оборудование, является необоснованным.
Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка представленному административным истцом в ходе судебного разбирательства заключению эксперта по результатам строительно-технической и электро-технической экспертизы, согласно которой объекты электросетового хозяйства, переданные ООО "ПЭС КП" по договорам аренды от ООО "Барс-Трейдинг", ООО "Мидгард", ООО "Остия", ООО "Авангард-ДВ", ТСЖ "Елена" не является технически сложными сооружениями (оборудование состоит из унифицированных готовых к эксплуатации комплектных трансформаторных подстанций наружного типа заводского изготовления, не требующих монтажа на фундаменте, а также унифицированных электрических кабелей), не являются объектами капитального строительства (не имеют неразрывной связи с основанием, то есть могут быть демонтированы и установлены на другой площадке) и используются по прямому назначению, для электроснабжения объектов. Таким образом, указанные объекты не подпадают под определение объектов недвижимого имущества, предусмотренного статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат государственной регистрации по правилам статьи 131 названного кодекса.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 28 апреля 2017 г. отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "Промышленные энергосети Приморского края" - удовлетворить.
Постановление Департамента по тарифам Приморского края от 30 декабря 2016 г. N 77/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций, оказывающих указанные услуги, на территории Приморского края на 2017 год" в части строки 31 таблицы 1, постановление от 30 декабря 2016 г. N 77/6 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2017 по 2019 годы" в части приложения N 1 строки 1 "установление базового уровня подконтрольных расходов для ООО "Промышленные энергосети Приморского края", приложения N 2 строки 1 в части установления необходимой валовой выручки сетевых организаций без учета потерь на период 2017-2019 годов для "Промышленные энергосети Приморского края", постановление от 30 декабря 2016 г. N 77/8 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края" в части установления индивидуальных тарифов для ООО "Промышленные энергосети Приморского края" для расчетов с АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (филиал "Приморские электрические сети") признать недействующими с даты вступления в законную силу настоящего определения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2017 г. N 56-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был