Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2017 г. N 53-АПГ17-30
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "Сады и парки" о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов",
по апелляционным жалобам главы города Красноярска и Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 19 апреля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мухиной О.В., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа города Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Решение N В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск (далее - ПЗЗ г. Красноярска). Приложением N 1 к названному нормативному правовому акту утверждена карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск с отображением границ территориальных зон.
Общество с ограниченной ответственностью "Сады и парки" (далее - ООО "Сады и парки", общество) обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими ПЗЗ г. Красноярска в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400125:3169 к двум территориальным зонам Р-3 (зона городской рекреации) и ИТ (зона территорий объектов автомобильного транспорта). В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при утверждении ПЗЗ г. Красноярска не было учтено фактическое землепользование, нахождение земельного участка в двух территориальных зонах противоречит части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и препятствует реализации прав общества, являющегося арендатором данного земельного участка и собственником находящихся на нем нежилых зданий.
Решением Красноярского краевого суда от 19 апреля 2017 г. заявление удовлетворено. Приложение N 1 к ПЗЗ г. Красноярска признано не действующим с момента вступления в законную силу решения суда в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400125:3169 к двум территориальным зонам.
В апелляционных жалобах представитель главы города Красноярска и Красноярский городской Совет депутатов, ссылаясь на то, что судом не установлено нарушение прав административного истца и дано неверное толкование норм материального права, просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокуратура Красноярского края представила возражения на апелляционные жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно подпункту 8 статьи 1, пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ, пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия Решения N В-122, утверждение правил землепользования и застройки городского округа, которые являются документом градостроительного зонирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского округа. Правила землепользования и застройки городского округа утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить ГрК РФ (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования.
Частью 4 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) также предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Решение N В-122 принято уполномоченным органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 31-32 ГрК РФ, в установленной форме (пункт 2 статьи 27, пункт 2 статьи 28, пункты 1 и 5 статьи 56, пункты 6 и 8 статьи 57 Устава города Красноярска), подписано главой города Красноярска и доведено до всеобщего сведения путем опубликования в печатном издании "Городские новости" от 15 июля 2015 г. N 20.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска на основании распоряжения администрации города Красноярска от 21 мая 2013 г. N 1239-арх, по договору аренды от 18 июня 2013 г. N 1792 передан ООО "Сады и парки" на 15 лет земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400125:3169, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский р-н, ул. Молокова, для строительства парка с объектами, связанными с обслуживанием населения и благоустройством территории и инженерного обеспечения в границах, указанных в кадастровом паспорте названного земельного участка.
Как следует из карты градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение N 1 к ПЗЗ г. Красноярска), сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, указанный земельный участок располагается в границах территориальных зон Р-3 (зона городской рекреации) и ИТ (зона территорий объектов автомобильного транспорта). Градостроительные регламенты территориальных зон ИТ и Р-4 (статьи 32 и 38 ПЗЗ г. Красноярска) устанавливают отличающиеся требования к разрешенному использованию земельных участков, находящихся в данных территориальных зонах
Удовлетворяя заявленные требования о признании ПЗЗ г. Красноярска не действующими в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400125:3169 одновременно к нескольким территориальным зонам, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемые положения противоречат части 4 статьи 30 ГрК РФ, пункту 2 статьи 85 ЗК РФ и создают неопределенность в отношении правового режима данного земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах не нарушает прав административного истца, поскольку общество не обладает правом выкупа земельного участка в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и на основании пункта 4 той же статьи, а также части 8 статьи 36 ГрК РФ может использовать его без установления срока приведения в соответствие с градостроительным регламентом.
Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему на праве аренды земельного участка.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 19 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы главы города Красноярска и Красноярского городского Совета депутатов без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2017 г. N 53-АПГ17-30
Текст определения официально опубликован не был