Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТехноТрейд" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Аукционная комиссия), АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство магистральных водоводов от водозабора "Солнечное" до ВОС "Дюны" и от ВОС "Дюны" до пос. Белоостров, пос. Солнечное, пос. Репино, пос. Комарово (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0572500000117000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, результатов испытания таких товаров;
2. В документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, противоречащие ГОСТ;
3. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам "Плита перекрытия", "Знаки дорожные".
4. В документации об Аукционе установлены требования к товарам, не соответствующие требованиям, указанным в проектно-сметной документации, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
5. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе;
6. Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, а именно: не размещен ответ на запрос от 28.08.2017.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 28.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 984 362 590, 36 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.09.2017;
5) дата рассмотрения первых частей заявок - 08.09.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 7 документации об Аукционе (далее - Приложение N 7) установлены, в том числе следующие характеристики товаров, используемых при выполнении работ (примеры): "67. Щебень. Потеря массы при сжатии (раздавливании) в цилиндре: не более 16%. Содержание зерен слабых пород в щебне должно быть не более 5%. Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 2,0% по массе. Содержание глины в комках: не более 0,25% по массе. Потеря массы при распаде: не более 3%; 129. Трубы напорные. Относительное удлинение при разрыве,%: не менее 350. Изменение длины трубы после прогрева,%: не более 3".
Кроме того, аналогичные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров установлены в иных пунктах Приложения N 7.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, противоречащие ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Приложении N 7 установлены, в том числе следующие характеристики товаров, используемых при выполнении работ: 8. Знаки дорожные. Типоразмер I. Знаки приоритета, круглые. Диаметр: 700 мм. Знаки должны соответствовать ГОСТ 52290-2004; 11. Знаки дорожные. Типоразмер I. Знаки запрещающие, круглые. Диаметр: 700 мм. Знаки должны соответствовать ГОСТ 52290-2004; 12. Знаки дорожные. Знаки должны соответствовать ГОСТ 52290-2004.Типоразмер I. Знаки предписывающие, круглые. Диаметр: 700 мм".
В Таблице Д.4 "Размеры знаков" ГОСТ 52290-2004 установлено "Типоразмер I. D, мм - 600", что противоречит требованиям к товарам, установленным в пунктах 8, 11, 12 Приложения N 7: "Типоразмер I. Диаметр: 700 мм".
В пунктах 41-49, 51, 53 Приложения N 7 установлены, в том числе следующие требования к товарам "Тройник", "Отвод", "Втулка по фланец": "Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 18599-2001".
В соответствии с ГОСТ 18599-2001 "Межгосударственный стандарт. Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" ГОСТ 18599-2001 распространяется на напорные трубы из полиэтилена, предназначенные для трубопроводов, транспортирующих воду, в том числе для хозяйственно-питьевого водоснабжения, что противоречит требованиям документации об Аукционе о соответствии товаров "Тройник", "Отвод", "Втулка по фланец" указанному стандарту.
В пунктах 50, 52, 54, 82, 106 Приложении N 7 установлены, в том числе следующие требования к товару "Фланцы": "50. Условный проход, DN (мм): 200. Внутренний диаметр фланца (dв): не менее 225 мм. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 33259-2015; 52. Условный проход, DN (мм): 250. Внутренний диаметр фланца (dв): не менее 273 мм. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 33259-2015; 54. Условный проход, DN (мм): 400. Внутренний диаметр фланца (dв): не менее 460 мм. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 33259-2015; 82. Условный проход, DN (мм): 100. Внутренний диаметр фланца (dв): не менее 128 мм. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 33259-2015; 106. Условный проход, DN (мм): 300. Внутренний диаметр фланца (dв): не менее 338 мм. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 33259-2015".
В Таблице 3 ГОСТ 33259-2015 установлено "DN 100. dв - 116/ 14, 18, 22, 26, 28; DN 200. dв - 222/ 221,5; DN 250. dв - 273/ 276,5; DN 300. dв - 325/ 327,5; DN 400. dв - 426/ 411", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
В Приложении N 7 установлены, в том числе следующие требования к товару "Труба для изготовления конструкций": "314. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 8734-75, ГОСТ 8731-74".
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 8734-75 регулирует трубы стальные бесшовные холоднодеформированные, ГОСТ 8731-74 трубы стальные бесшовные горячедеформированные.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товару "Труба для изготовления конструкций" в отношении соответствия ГОСТ.
В Приложении N 7 установлены, в том числе следующие требования к товару "Плитка тротуарная": "469. Размер (ДхШ): 200-210х100-110 мм, толщиной 50-80 мм. Товар отвечает требованиям ГОСТ 17608-91".
В Таблице N 4 ГОСТ 17608-91, например, установлено "Толщина - 50. Длина - 375. Ширина - 250", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Аналогичные противоречия требований документации об Аукционе требованиям ГОСТ 17608-91 содержатся также в отношении иных значений толщины плитки и соответствующих им значений ширины, длины плитки, установленных в указанном стандарте.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, противоречащие ГОСТ.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о соответствии товара "Плита перекрытия" недействующему ГОСТ 8020-90, что не позволяет заполнить надлежащим образом заявку на участие в Аукционе в отношении характеристики показателя "Класс бетона", а также требования к форме товара "Знаки дорожные", не соответствующие проектно-сметной документации.
В Приложении N 7 установлены следующие требования к товару "Плита перекрытия": "59. Должна быть изготовлена из тяжелого бетона по ГОСТ 26633-2015 класса не ниже В15. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 8020-90".
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что ГОСТ 8020-90 утратил силу с 01.07.2017, извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 28.03.2017, то есть до вступления в силу ГОСТ 8020-2016. При этом в отношении указания значения показателя "Класс бетона" участникам закупки необходимо руководствоваться ГОСТ 26633-2015, установленному в требованиях к указанному товару.
В Приложении N 7 установлены, в том числе следующие требования к товару "Знаки дорожные": "7. Знаки должны соответствовать ГОСТ 52290-2004. Знаки приоритета, треугольные - ЛС N 01-02-01, п. 8".
В пункте 8 Локального сметного расчета N 01-02-01 установлено: "знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой приоритета, размером 700*700 мм, тип 2.1, 2.2, 2.7".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметной документацией предусмотрены применительные расценки для прохождения экспертизы, в Приложении N 7 указаны уточненные характеристики товаров, используемых при выполнении работ.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товарам "Лестница" (NN 27, 72, 122, 187), "Шток телескопический" (NN 149, 219, 333), "Трубы напорные" (NN 190, 193), "Отвод" (N 160), "Кольцо стеновое" (N 283), "Профили фасонные горячекатные" (N 290), "Труба для изготовления конструкций" (N 314), "Задвижка" (N 324), "Фланцы" (N 439), "Геотекстиль" (N 426), "Бетон" (N 427), "Смесь бетонная" (N 456), "Электроды для изготовления конструкций стальных" (N 450), "Щебень" (N 463) противоречащие требованиям к товарам, указанным в проектно-сметной документации, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе установлено: "Конкретные показатели должны быть сформулированы четко, точно и подробно по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в соответствии с Приложением N7 Технического задания "Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, удовлетворяющим потребностям заказчика или показатели эквивалентности товара, используемого при выполнении работ".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметной документацией предусмотрены применительные расценки для прохождения экспертизы, в Приложении N 7 указаны уточненные характеристики товаров, используемых при выполнении работ. При этом приоритетными являются требования к характеристикам товара, установленные в Приложении N 7, о чем Заказчиком 31.08.2017 даны соответствующие разъяснения.
На заседании Комиссии установлено, что в Разъяснениях положений документации об Аукционе от 31.08.2017 указано, в том числе следующее:
пункт 10. Вопрос: "203. Трубы напорные. Номер позиции в смете ЛС N02-01-05, п. 65. Для выполнения работ предусмотрена труба ПЭ 100 "МУЛЬТИПАЙП 2" Д355*21,1 мм. Требованиями установлено: Требования к размерам: - Номинальный размер DN/OD, мм: 315 (конкретный показатель)".
Ответ: "применять труба ПЭ 100 "МУЛЬТИПАЙП 2" Д355*21,1 мм мм или эквивалент";
пункт 37. Вопрос: "193. Трубы напорные. Номер позиции в смете ЛС N02-01-05, п.46. Для выполнения работ предусмотрена труба ПЭ 100 "МУЛЬТИПАЙП" Д580*33,2 мм. Требованиями установлено: Требования к размерам: - Номинальный размер DN/OD, мм: 500 (конкретный показатель) - толщина стенки трубы, мм: не менее 33,2. расчетная масса 1 м труб, кг: не более 67,1.".
Ответ: "Указать диаметр 580".
Аналогичные положения содержатся в иных пунктах Разъяснения положений документации об Аукционе от 31.08.2017.
При этом, например, в пункте 55 указанных разъяснений указано:
Вопрос: "456. Смесь асфальтобетонная. Номер позиции в смете ЛС N 07-01-01, п. 19 Смеси асфальтобетонные горячая пористая марка I крупнозернистая. Требованиями предусмотрено: Требуется смесь асфальтобетонная мелкозернистая _. Согласно сметной документации (п. 19 ЛС N 07-01-01) используется крупнозернистая асфальтобетонная смесь, а не мелкозернистая!!!".
Ответ: "Приоритетное значения имеют требования к товару. Сметной документацией предусмотрены применительные расценки для прохождения экспертизы".
Комиссия приходит к выводу, что указанные разъяснения положений документации об Аукционе изменяют ее суть, поскольку содержат указания на необходимость указывать в составе заявки на участие в Аукционе значения показателей в отношении отдельных товаров в соответствии с требованиями проектной документации.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что требования к товарам, содержащиеся в Приложении N 7, содержат отсылки на соответствующие им пункты проектно-сметной документации, содержащие иные требования к товарам, с учетом разъяснений положений документации об Аукционе, размещенных в ЕИС, Комиссия приходит к выводу, что документация содержит противоречивые требования к составу заявки, что вводит участников закупки в заблуждение и делает невозможным заполнить заявку с указанием характеристик товара, которые одновременно будут соответствовать Приложению N 7 и проектной документации.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, а именно положение "В случае, если необходимый для производства работ товар не производится по ГОСТ либо ГОСТ на него отсутствует или устарел - показатели принимаются заказчиком на основании мониторинга рынка, проводимого для товаров, использованных при определении начальной максимальной цены", поскольку Заказчиком не представлен мониторинг рынка, расценки на товары.
В инструкции по заполнению заявок, содержащейся в документации об Аукционе, установлено: "В случае, если необходимый для производства работ товар не производится по ГОСТ либо ГОСТ на него отсутствует или устарел - показатели принимаются заказчиком на основании мониторинга рынка, проводимого для товаров, использованных при определении начальной максимальной цены. Данные требования обязательны для выполнения и приняты заказчиком с целью расширения доступа к участию в аукционе для товаров, не сертифицированных по ГОСТ, но имеющих требуемые заказчиком характеристики, а так же для описания товаров, на которые отсутствуют ГОСТ".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика представлять указанные документы, при этом они содержатся в составе проектно-сметной документации, размещенной в ЕИС.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений документации об Аукционе, а именно: не размещен ответ на запрос от 28.08.2017.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что на все запросы о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчиком в ЕИС размещены ответы, а именно: на запрос от 23.08.2017 размещены разъяснения 29.08.2017, на запрос от 28.08.2017 - 31.08.2017.
Вместе с тем, в связи с технической ошибкой на сайте Оператора электронной площадки указанные запросы поступили Заказчику с задержкой.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ТехноТрейд" обоснованной в части установления требований к товарам, противоречащих ГОСТ, а также требований к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, результатов испытаний таких товаров, размещения разъяснений положений документации об Аукционе с нарушением срока, разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющих суть документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, частей 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 07.09.2017 N К-1129/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.