Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию в соответствии с его назначением 1 и 2 этапов "Научно-клинический нейрохирургический комплекс федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Министерства здравоохранения Российской Федерации" по адресу: г. Санкт-Петербург, Заповедная улица, участок 1 (напротив дома 41, литера А по Заповедной улице) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0372100049617000913) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14(далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно объединившего в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено ЕИС 25.08.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 766 175 260 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.09.2017.
5) 15.09.2017 Заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных 56 статьей Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с положениями Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к поставке и монтажу оборудования в соответствии с Приложением 1.1 к Техническому заданию Конкурсной документации "Задание на монтируемое оборудование" (далее - Приложение N 1.1).
Согласно приложению 1.1 Конкурсной документации предусмотрена поставка и монтаж технологического оборудования, в том числе: рентгеновский компьютерный томограф для исследования различных анатомических отделов всего тела, в том числе сердца, магнитно-резонансный томограф, аппарат паровой дезинфекционный, моечно-дезинфицирующая машина для гибких эндоскопов, моюще-дезинфицирующая машина для предметов по уходу за больными, рабочий стол для приема материала, шкаф лабораторный вытяжной, рабочее место врача-патологоанатома с системой макроскопического анализа и документирования, лор-комбайн и другие.
Решением Комиссии от 06.09.2017 по делу N К-1156/17 по результатам рассмотрения жалобы Кулакова А.В. в действиях Заказчика выявлены нарушения части 5 статьи 24, части 6 статьи 30, части 6 статьи 31, частей 5, 8, 13, 24 статьи 34, части 3 статьи 56, части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся, в том числе в неправомерном объединении выполнения строительных работ и осуществления поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Так в соответствии с Решением Комиссии от 06.09.2017 по делу N К-1156/17 установлено следующее.
Согласно обоснованию начальной (максимальной) цене контракта сметная стоимость оборудования, мебели, инвентаря составляет 2 719 843 120 рублей, что составляет более 40% от начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии 06.09.2017 представитель Заказчика сообщил, что закупаемое медицинское оборудование, по мнению Заказчика, неразрывно связано с выполнением строительно-монтажных работ, и стоимость которых составляет 1 348 246 070 рублей.
Вместе с тем, не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Кроме того, в пункте 5.1 раздела 5 Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о том, что участник должен быть членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства). Вместе с тем, указанное положение не требуется для осуществления поставки оборудования.
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки немонтируемого оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того, Решением Комиссии от 06.09.2017 по делу N К-1156/17 по результатам рассмотрения жалобы Кулакова А.В. в действиях Заказчика выявлены нарушения части 5 статьи 24, части 6 статьи 30, части 6 статьи 31, частей 5, 8, 13, 24 статьи 34, части 3 статьи 56, части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем:
- в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием;
- не установлении надлежащих требований к содержанию заявки на участие в Конкурсе;
- в объединении в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования;
- в не размещении в ЕИС проектно-сметной документации в полном объеме;
- установлении в Конкурсной документации ненадлежащего порядка оценки заявок;
- не установлении в проекте контракта надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- не установлении конкретного объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта;
- графика оплаты работ, не установлении условия о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ;
- положений, предусмотренных Правилами казначейского сопровождения, ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта;
- неправомерном установлении требования о предварительном согласовании с Заказчиком проекта контракта страхования рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, а также гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, поскольку установление вышеуказанного требования ограничивает потенциального участника Конкурса;
- в ненадлежащем установлении инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Для устранения указанных нарушений Комиссией от 06.09.2017 по делу N К-1156/17 выдано предписание в срок до 20.09.2017 аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
15.09.2017 Заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 6 статьи 30, части 6 статьи 31, частей 5, 8, 13, 24 статьи 34, части 3 статьи 56, части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по указанным нарушениям переданы на основании решения от 06.09.2017 по делу N К-1156/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.