Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III
Техническая эксплуатация механического оборудования
14. Ворота и затворы
14.1. Ворота и затворы должны занимать проектные положения. В закрытом положении они должны правильно опираться о порог или входить в нишу и прилегать к противофильтрационному контуру, в открытом - не выходить за пределы судоходных габаритов.
14.2. Опорные и опорно-ходовые узлы ворот и затворов, находящихся под напором, должны обеспечивать правильную передачу гидростатического давления на устои сооружения как в закрытых положениях, так и при маневрировании.
14.3. Ворота и затворы и их опорные и опорно-ходовые узлы не допускается подвергать нагрузкам, превышающим расчетные значения.
14.4. Не разрешаются перекосы и реформации ворот и затворов сверх установленных величин, регламентированных действующими нормами предельно допустимых износов и отклонений от проектного положения элементов механического оборудования шлюзов.
Нормы должны быть согласованы с проектной организацией и утверждены БУП (УК).
14.5. Уплотнения, перекрывающие зазоры между подвижной и закладными частями затвора, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) вступать в работу немедленно после принятия затвором напора, не вызывая вибрации затвора;
б) быть доступными для осмотра и легко демонтироваться для ремонта и замены;
в) иметь достаточно надежную защиту от повреждения посторонними предметами;
г) иметь достаточный диапазон регулирования;
д) иметь высокую износостойкость.
Не допускается превышать величины утечек воды через неплотности в уплотнениях сверх норм, утвержденных БУП, УК для данного шлюза.
14.6. При эксплуатации гидротехнических сооружений нельзя допускать явления вибрации затворов, находящихся под напором, а также работающих в потоке.
Остановка затворов в положениях, при которых происходит вибрация, не допускается.
При возникновении вибрации затворов, находящихся в рабочих положениях под напором, должны быть немедленно выявлены причины вибрации и приняты меры к их устранению.
14.7. Маневрирование затворами при помощи механизмов с электрическим приводом разрешается только при отрегулированной и четко действующей аппаратуре управления и защиты, предусмотренной схемой автоматического управления. Порядок маневрирования затворами определяется оперативной инструкцией. Последовательность операций по маневрированию затворами необходимо устанавливать и контролировать соответствующей системой блокировок. Движение ворот и затворов должно быть беспрепятственным и плавным, без рывков. Скорость движения, а также остановки в промежуточных и конечных положениях должны соответствовать проектным схемам и диаграммам.
14.8. Основные затворы водопроводных галерей и других водопропускных отверстий должны надежно закрываться в потоке.
14.9. Трущиеся части колесных опорно-ходовых частей, а также пятовые и гальсбандные опоры затворов должны иметь исправные и надежно действующие смазочные устройства.
14.10. Для предотвращения повреждения ворот и затворов при замерзании воды в полостях их отдельных частей и узлов, и особенно концевых опорных колонн, следует иметь отверстия для свободного стока воды.
14.11. Основные двустворчатые ворота шлюзов, имеющие металлические створные столбы, должны быть оборудованы устройствами контроля створения.
14.12. На торцевых участках отбойных рам двустворчатых ворот необходимо иметь скосы и закругленные торцы. Деревянные рамы в районе движения плотов могут быть закрыты металлическим листом.
14.13. Должен вестись постоянный контроль над состоянием аэрационных устройств, а также над возможными явлениями вакуума за затворами и кавитации. При обнаружении отклонений от нормальных режимов должны быть приняты меры к их устранению.
14.14. Для контроля за состоянием затворов и обеспечения их надежной и правильной работы должны проводиться систематические осмотры и уход в соответствии с инструкциями, составляемыми для каждого типа затворов на основании настоящих Правил, проектных данных и "Положения о планово-предупредительном ремонте судоходных гидротехнических сооружений".
14.15. Эксплуатационный персонал обязан поддерживать в исправном состоянии пешеходные мостики ворот и затворов, стационарные стремянки и переходы, ограждения и т.п.
14.16. В зимнее время у ворот и затворов, не рассчитанных на силовое воздействие льда, необходимо поддерживать незамерзающие майны.
14.17. После сильных морозов (свыше -30° C) все сварные конструкции ворот и затворов подлежат тщательному осмотру с целью выявления возможных разрывов и трещин.
14.18. Для пропуска воды и сброса льда в зимний период должны использоваться лишь предназначенные для этой цели водопропускные отверстия.
14.19. Аварийные затворы шлюзов надлежит содержать в постоянной готовности к действию.
14.20. Каждый затвор или группа однотипных затворов должны быть обеспечены устройствами и приспособлениями для установки их в ремонтное положение.
14.21. Ремонт ворот и затворов должен производиться по проектам и технологическим схемам, утвержденным БУП или УК и согласованным, при необходимости, с проектной организацией.
14.22. Сороудерживающие решетки затворов подлежат регулярной очистке от мусора.
14.23. Пороги, ниши и пазы ремонтных заграждений необходимо периодически осматривать и перед каждой установкой очищать от наносов.
14.24. Изменения в кинематических и гидромеханических схемах приводных механизмов, составе и конструкциях механических и гидравлических устройств по защите механизмов и гидросистем от перегрузок и ослабления тяговых органов могут быть допущены только по согласованию с проектной организацией и Главводпути Минречфлота РСФСР.
14.25. На межнавигационный период все основное механическое оборудование должно быть законсервировано и приведено в состояние, исключающее вредное воздействие на него льда, атмосферных осадков и случайные повреждения при выполнении ремонтных работ.
15. Приводные механизмы
15.1. Механизмы с электрическим приводом должны быть оборудованы:
а) тормозными устройствами для остановки механизма в любом положении затвора;
б) указателями положения ворот и затворов;
в) устройствами защиты механизма от перегрузок;
г) устройствами, контролирующими ослабление тяговых органов (цепей, стальных канатов);
д) стопорными устройствами для ревизии электродвигателей и отдельных узлов механизмов.
15.2. Редукторы необходимо снабжать маслоуказателями, на которых рисками следует обозначать допустимые уровни масла. Редукторы в течение всего навигационного периода должны быть опломбированы.
15.3. Работа механизмов запрещается при:
а) недопустимых деформациях и разрушениях ответственных частей механизмов или металлоконструкций ворот и затворов;
б) трещинах и деформациях в деталях передач;
в) износах деталей, превышающих допустимые;
г) ослабленных и нарушенных креплениях ответственных деталей;
д) неисправных тормозных устройствах;
е) несоответствии положения узлов механизма и положения ворот и затворов;
ж) уровнях масла в ваннах редукторов ниже допустимого;
з) температуре подшипников и масла в редукторах выше +75° C;
и) неисправных устройствах ограждений, которые необходимо иметь по правилам техники безопасности.
15.4. Регулирование устройств механической защиты от перегрузок и проверку их действия надлежит производить в соответствии с техническими инструкциями.
15.5. На раздельно действующих механизмах, связанных между собой синхронизирующими устройствами, тормоза должны обеспечивать одновременность торможения обоих механизмов.
15.6. Пружины тормозных и предохранительных механизмов надлежит периодически проверять методом опрессовывания.
15.7. За пластинчатыми цепями должен быть организован тщательный уход. Цепи следует защищать от попадания на них пыли и грязи, периодически промывать их и тщательно смазывать. За износом цепей необходимо вести постоянный контроль.
15.8. Запрещается производить регулировку тормозов и разборку узлов передачи неразгруженных и незастопоренных механизмов.
15.9. Гидроприводы ворот и затворов должны быть оборудованы:
а) предохранительными клапанами, защищающими систему от перегрузок и повышения давления масла;
б) манометрами, имеющими на шкале красную черту, указывающую предельное значение рабочей нагрузки;
в) устройствами, контролирующими согласованное движение поршня сервомотора и затвора и исключающими движение поршня при зависании затвора.
15.10. Включение гидроприводов в работу запрещается при:
а) неисправности реле давления, реле уровней, токовых защит;
б) неисправности в системе управления гидроприводом;
в) качестве масла, не удовлетворяющем нормам на эксплуатационные масла, и температуре масла ниже установленного предела;
г) неисправностях масляных насосов или пускорегулирующей аппаратуры;
д) пониженном уровне масла в баках МНУ.
15.11. Гидропривод должен быть немедленно остановлен при:
а) уровне масла в баках МНУ ниже установленного;
б) появлении стуков и необычных шумов в насосах, а также внезапном увеличении вибрации насосов и трубопроводов;
в) появлении дыма или пламени из электродвигателей или электромагнитов золотников управления;
г) выявлении неисправностей технологических защит;
д) появлении значительных утечек масла из системы.
15.12. При поднятом затворе и открытых вентилях запрещается снимать со своих мест гидроаппаратуру и приборы, а также производить замену прокладок в соединениях трубопроводов, имеющих протечки масла.
15.13. После каждого ремонта масляных трубопроводов, гидроцилиндров, маслонапорных установок до опробования гидропривода необходимо производить опрессовку гидравлической системы в течение 10 мин. давлением, превышающим рабочее на 50%.
15.14. Предохранительные клапаны гидроприводов должны быть отрегулированы на давление, превышающее номинальное на 10 - 15%.
15.15. Регулировку гидравлических и электрических устройств системы гидропривода и его опробование надлежит производить в последовательности, установленной технической инструкцией по эксплуатации гидропривода.
15.16. Масляные баки, кожухи регуляторов, предохранительные клапаны, манометры и аварийно-ремонтная аппаратура в течение всего навигационного периода должны быть опломбированы.
15.17. Масло, применяемое в гидроприводах, должно соответствовать ГОСТу, за его качеством необходимо вести постоянный контроль.
15.18. Судоходные гидротехнические сооружения, оборудованные гидроприводами, должны иметь емкости для хранения масла, а также установки для его очистки и регенерации.
15.19. Эксплуатацию насосов, предохранительных клапанов, реле давления, манометров и другой аппаратуры требуется осуществлять в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
15.20. При наступлении низких температур воздуха необходимо принять меры к обеспечению надежной работы гидравлических механизмов (подогреть масло в масляных баках, утеплить сервомоторы, заменить масло другим, имеющим меньшую вязкость при низких температурах, и т.д.).
15.21. При установке опускных ворот и затворов в нижнее положение на продолжительное время шток гидроцилиндра надлежит покрывать смазкой.
15.22. Каждый механизм или группа механизмов, находящиеся в одном помещении, должны быть укомплектованы набором гаечных ключей и других инструментов и приспособлений, необходимых для обслуживания механизмов.
15.23. Демонтаж приводных механизмов и другого оборудования судоходных гидросооружений для списания может производиться только с разрешения Главводпути Минречфлота РСФСР.
16. Вспомогательное оборудование
16.1. Швартовные устройства на судоходных гидротехнических сооружениях (плавучие рымы, стационарные рымы и тумбы) должны:
а) быть удобными для надежной швартовки судов;
б) соответствовать по прочности швартовным усилиям от расчетного судна;
в) иметь нумерацию, хорошо видимую судоводителями при подходе к сооружению как в дневное, так и в ночное время (нумерация выполняется от верхней головы к нижней).
16.2. В период работы шлюзов при отрицательной температуре воздуха плавучие рымы, не оборудованные обогревом, не обходимо подвешивать в верхней части ниш или извлекать рымы из них.
16.3. Плавучие рымы должны быть снабжены защитными фартуками, предупреждающими попадание плавучих предметов в рымовую нишу и заклинивание рымов.
16.4. Стационарные или плавучие насосные установки для осушения камер судоходных шлюзов должны быть оборудованы насосными агрегатами, обеспечивающими осушение камеры в течение не более 24 ч для одиночных и не более 48 ч для двухниточных шлюзов на водных путях I и II категорий и 48 ч для всех шлюзов на водных путях III и IV категорий.
16.5. В период навигации насосные установки содержатся в исправном состоянии и при выдаче паспорта эксплуатационной готовности шлюза проверяются в действии.
16.6. Использование агрегатов насосных установок системы осушения камер для хозяйственных и других нужд запрещается.
16.7. При эксплуатации разводных мостов схема включения и работа их механизмов должны обеспечивать:
а) плавный пуск и остановку моста;
б) строгую очередность операций с взаимной блокировкой;
в) фиксацию пролетного строения в замках и разгрузку опорно-ходовых узлов моста в наведенном положении.
16.8. Поворотные мосты для защиты от навала судов в разведенном состоянии не должны выступать в судоходный пролет и должны иметь со стороны судового хода отбойные брусья.
16.9. Категорически запрещается пропускать по мосту людей и транспорт, если:
а) не сработал механизм подклинки моста;
б) мост не дошел до конца и не зафиксирован;
в) общая масса транспорта превышает грузоподъемность моста.
16.10. Эксплуатация электровозов, железнодорожных путей, стрелочных переводов, контактной сети, светофорной сигнализации и других вспомогательных сооружений и устройств, обеспечивающих их безопасную и надежную работу, должна осуществляться в соответствии с местными инструкциями, утвержденными БУП или УК.
17. Антикоррозионная защита металлоконструкций
17.1. Все металлические конструкции, механизмы, вспомогательное и ремонтное оборудование судоходных гидросооружений должны быть защищены от коррозионного разрушения путем нанесения защитных покрытий (окраски) или электрохимическим способом.
17.2. Способы и технология антикоррозионной защиты, а также периодичность ее возобновления должны назначаться в соответствии с действующими руководящими техническими материалами (РТМ).
17.3. Для планирования работ по антикоррозионной защите на каждом сооружении должны быть справочные данные с указанием площади и массы подлежащих окраске металлоконструкций ворот, затворов и механизмов.
17.4. Состояние антикоррозионной защиты металлоконструкций по каждому сооружению должно определяться ежегодно после закрытия навигации, а в подводной части - при откачках камер комиссиями РГС или ТУ, возглавляемыми в необходимых случаях представителями БУП и УК, с оформлением результатов обследования актом.
17.5. Для защиты металлоконструкций, работающих под водой в течение длительного периода времени и осушаемых через 5 лет, должны применяться наиболее стойкие покрытия, которые следует возобновлять при каждом осушении конструкции.
17.6. Для защиты металлических конструкций, постоянно работающих в воде, может применяться электрохимическая (катодная) защита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.