Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2017 г. N 4-АПГ17-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кунаева Д.С. на решение Московского областного суда от 2 мая 2017 года об отказе Кунаеву Д.С. в удовлетворении заявления о признании не действующими Закона Московской области от 26 октября 2015 года N 178/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Шаховского муниципального района", отдельных положений Закона Московской области от 25 ноября 2015 года N 207/2015-ОЗ "Об отнесении города Егорьевск Егорьевского района Московской области, города Кашира Каширского района Московской области и города Мытищи Мытищинского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, отнесении рабочего посёлка Серебряные Пруды Серебряно-Прудского района Московской области и рабочего посёлка Шаховская Шаховского района Московской области к категории посёлка городского типа областного подчинения Московской области, упразднении Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Серебряно-Прудского и Шаховского районов Московской области и внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Кунаева Д.С. и его представителя Любимова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 26 октября 2015 года N 178/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Шаховского муниципального района" городское поселение Шаховская, сельское поселение Раменское, сельское поселение Серединское, сельское поселение Степаньковское преобразованы путём объединения без изменения границ территории Шаховского муниципального района. В результате объединения поселений прекращены полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений, поселения утратили статус муниципальных образований. Вновь образованное муниципальное образование наделено статусом городского округа. В состав территории Шаховского муниципального района вошли один рабочий поселок и территории сельских населённых пунктов.
Законом Московской области от 25 ноября 2015 года N 207/2015-ОЗ "Об отнесении города Егорьевск Егорьевского района Московской области, города Кашира Каширского района Московской области и города Мытищи Мытищинского района Московской области к категории города областного подчинения Московской области, отнесении рабочего посёлка Серебряные Пруды Серебряно-Прудского района Московской области и рабочего посёлка Шаховская Шаховского района Московской области к категории посёлка городского типа областного подчинения Московской области, упразднении Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Серебряно-Прудского и Шаховского районов Московской области и внесении изменений в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" упразднена административно-территориальная единица Московской области - Шаховской район Московской области (статья 10) и внесены изменения в приложение к Закону Московской области N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области", которыми исключён из перечня районов Московской области Шаховской район, а перечень городов областного подчинения Московской области и посёлков городского типа областного подчинения Московской области дополнен рабочим посёлком Шаховская (абзацы 8, 42 статьи 11).
Кунаев Д.С. обратился в суд с заявлением о признании не действующими названных нормативных правовых актов в части упразднения административно-территориальной единицы Московской области - Шаховской район Московской области (статья 10) и в части исключения из перечня районов Московской области Шаховского района, дополнения перечня городов областного подчинения Московской области и посёлков городского типа областного подчинения Московской области рабочим посёлком Шаховская (абзацы 8, 42 статьи 11), ссылаясь на то, что данное правовое регулирование нарушает права административного истца, проживающего в городском округе Шаховская, на осуществление местного самоуправления, и противоречит статье 2, части 2 и 7 статьи 13, пункту 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заявление мотивировано тем, что инициатива главы Шаховского муниципального района Московской области об объединении территорий поселений не оформлялась соответствующим решением, на публичные слушания не выносился вопрос об объединении муниципальных образований, речь шла лишь об объединении территорий, не выражалось согласие населения на объединение муниципальных образований, а также на наделение городского поселения статусом городского округа.
Решением Московского областного суда от 2 мая 2017 года Кунаеву Д.С. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий (статья 131 Конституции Российской Федерации).
В силу предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, гарантии его осуществления, городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Преобразованием муниципальных образований является в том числе объединение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 1, 2 и 3 статьи 13); структуру органов местного самоуправления составляет в том числе глава муниципального образования (часть 1 статьи 34); вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания (пункт 4 части 3 статьи 28).
Как усматривается из материалов дела, выражая инициативу объединения территории городского поселения Шаховская, сельского поселения Раменское, сельского поселения Серединское, сельского поселения Степаньковское, без изменения границ Шаховского муниципального района, глава Шаховского муниципального района Московской области направил соответствующее письмо представительным органам названных муниципальных образований, которые, в свою очередь, провели публичные слушания по вопросу объединения территорий муниципальных образований и выразили согласие населения путём принятия решения о поддержке данной инициативы. Решением Совета депутатов Шаховского муниципального района от 17 августа 2015 года N 41/212 внесен на рассмотрение Московской областной Думы в порядке законодательной инициативы проект закона Московской области "Об организации местного самоуправления на территории Шаховского муниципального района", который был рассмотрен и принят на заседании Московской областной Думы 15 октября 2015 года (постановление Московской областной Думы от 15 октября 2015 года N 23/142-П).
Таким образом, вопреки утверждениям административного истца приведённый порядок объединения городского поселения Шаховская и сельских поселений Раменское, Серединское, Степаньковское, при котором имело место согласие поселений, выраженное представительным органом каждого из объединяемых поселений, не может быть признан не соответствующим требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Выводы суда о законности оспариваемых административным истцом положений соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 2 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кунаева Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2017 г. N 4-АПГ17-23
Текст определения официально опубликован не был