Приказ Министерства здравоохранения СССР от 20 июня 1986 г. N 880
"Об упорядочении ведения статистической отчетности и ликвидации незаконной отчетности в учреждениях, предприятиях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР"
В январе и мае с.г. в ЦК КПСС рассмотрены вопросы улучшения организации статистической отчетности в народном хозяйстве, устранения сбора данных, не предусмотренных государственной отчетностью.
Отмечены серьезные недостатки в учете и отчетности, приводящие к неоправданной перегрузке работников составлением различных отчетов и справок.
Указано, что получившая распространение порочная практика сбора большого количества данных свидетельствует о том, что министерства и ведомства не уделяют должного внимания совершенствованию стиля и методов руководства отраслями.
Признано необходимым осуществить меры по сокращению статистической отчетности, наведению в ней строгого государственного порядка.
Предложено выявить и ликвидировать неутвержденную в установленном порядке отчетность.
В мае с.г. в порядке контроля в ЦК КПСС рассмотрено сообщение ЦСУ СССР о выполнении мероприятий по сокращению статистической отчетности. Объем государственной отчетности сокращен примерно в два раза.
Отмечено, что многие министерства и ведомства неудовлетворительно выполняют решения о прекращении сбора незаконной отчетности. Продолжается мелочная опека в отношении объединений, предприятий, строек, колхозов и совхозов, стремление по-прежнему решать из центра все вопросы их текущей деятельности.
Подчеркнуто, что сбор отчетности по неутвержденным формам подменяет живое организаторское дело бумаготворчеством, бюрократическими методами руководства, мешает развитию самостоятельности предприятий и их трудовых коллективов, внедрению экономических методов хозяйствования, отвлекает работников от решения конкретных задач развития производства и повышения его эффективности.
Всем государственным органам, партийным и общественным организациям категорически запрещено запрашивать какие-либо сводки и отчеты, не предусмотренные государственной отчетностью.
Министерства и ведомства СССР и РСФСР, Советы Министров союзных республик обязаны отменить незаконную отчетность, принять исчерпывающие меры по ее недопущению в будущем, систематически проверять состояние учета и отчетности, строго спрашивать с лиц, запрашивающих сведения сверх государственной отчетности.
Комитету Партийного Контроля при ЦК КПСС, Комитету Народного Контроля СССР поручено систематически выявлять факты введения незаконной отчетности и привлекать к ответственности лиц, вводящих такую отчетность и представляющих ее.
Серьезные недостатки в порядке сбора, статистической информации имеют место и в системе здравоохранения.
Органами здравоохранения, головными учреждениями и другими организациями введено большое число не утвержденных в установленном порядке отчетов и других документов, содержащих многочисленные статистические показатели.
Так, при проверках в декабре 1985 г., проведенных Управлением медицинской статистики и вычислительной техники Минздрава СССР в Казахской ССР была выявлена незаконная отчетность в объеме 16,4 тыс. показателей в расчете на год. Одна только медсанчасть Карагандинского металлургического комбината в дополнение к годовому отчету представляет в горздравотдел статистическую информацию на 500 листах. В Липецкой области установлено, что областной противотуберкулезный диспансер представляет в Московский научно-исследовательский институт туберкулеза Минздрава РСФСР объяснительную записку, содержащую 93 раздела, кроме того, по внелегочному туберкулезу должны быть даны ответы еще на 80 вопросов. При приеме годовых отчетов по туберкулезу в облтубдиспансере главные врачи ЦРБ должны ответить на вопросник из 100 вопросов.
При проверке в марте 1986 г. жалобы заведующей кабинетом медицинской статистики Острогожской ЦРБ Воронежской области тов. Вернадской В.В. выявлено наличие незаконной отчетности, собираемой главными специалистами облздравотдела. Проверка жалобы врача-хирурга Оредежской районной больницы N 1 Лужского района Ленинградской области тов. Филиппова А.В. в мае 1986 года выявила факты сбора Ленинградским облздравотделом неутвержденной отчетности по 12 документам, содержащим свыше 10 тыс. показателей.
Аналогичные результаты получены органами ЦСУ СССР в ноябре - декабре 1985 г. при проверке состояния учета, достоверности статистических отчетов в 164 учреждениях здравоохранения 11 союзных республик.
Практически во всех проверенных учреждениях здравоохранения выявлена незаконная отчетность в виде справок, конъюнктурных обзоров, аналитических записок и т.д.
Всего было выявлено 290 форм незаконной отчетности с общим количеством показателей 124 тыс. в пересчете на год, что более чем в 10 раз превышает количество показателей в отраслевой отчетности системы здравоохранения.
В Белорусской ССР выявлено 38 отчетных форм различного назначения, содержащих около 15 тыс. показателей. По приказу Минздрава Белорусской ССР от 20.07.84 г. N 128 еженедельно в РИВЦ собирается оперативная информация о заболеваемости с временной утратой трудоспособности почти от 300 учреждений. С 1976 г. 8 раз в год нарочные из облздравотделов доставляют в Минздрав республики оперативную информацию о состоянии и использовании коечного фонда всех стационаров (приказ Минздрава БССР от 26.07.76 г. N 123). В Украинской ССР Киевский НИИ эндокринологии и обмена веществ собирает от облздравотделов отчет о состоянии специализированной эндокринологической помощи населению области.
По результатам указанной проверки министерствами здравоохранения союзных республик изданы приказы или направлены указания по отмене незаконной отчетности.
В апреле 1986 г. органами ЦСУ СССР проведена контрольная проверка, которая показала, что сбор незаконной отчетности продолжается. Так, в учреждениях Донецкой и Львовской областей выявлена незаконная отчетность на 29,5 тыс. показателей, в Киргизской ССР - 13,8 тыс. показателей. Незаконная отчетность имелась в учреждениях Латвийской ССР, Литовской ССР, РСФСР.
Потоки создаваемой на местах разрозненной, не поддающейся обобщению и анализу статистической отчетности вынуждают в учреждениях здравоохранения вводить неутвержденные учетные документы, что приводит к нерациональной трате времени врачей и среднего медперсонала.
Незаконная отчетность, в первую очередь, порождается требованиями представления регулярной информации о ходе выполнения приказов и распоряжений вышестоящих органов здравоохранения (письмо Минздрава РСФСР N 23/1-895 от 29.04.86 г. и т.д.), с другой стороны, вводится прямыми распоряжениями органов здравоохранения, обязывающими представлять такую отчетность (письмо Минздрава РСФСР N 30/24 от 04.11.85 г. о представлении отчетности по внедрению научной организации труда в лечебно-профилактических учреждениях более чем в 800 показателей, письмо Минздрава РСФСР N 120-651 от 20.11.85 г., обязывающее руководителей органов здравоохранения собирать оперативные данные о профилактических осмотрах различных групп населения в порядке ежегодной диспансеризации), в третьих - является ответом на требования различных оргметодотделов, центров, НИИ и главных специалистов, предписывающих представлять громоздкие объяснительные записки, конъюнктурные обзоры. Так, Ленинградский НИИ фтизиопульмонологии письмом N 41 от 21.01.85 г. сообщил учреждениям противотуберкулезной службы о необходимости представления конъюнктурного обзора, содержащего свыше 9 тыс. статистических показателей.
При организации в ряде территорий автоматизированных систем управления здравоохранением вводятся неустановленные отчеты и другая документация, зачастую запрашиваемая от каждого учреждения (Минздрав Белорусской ССР, Ленинградский облздрав и др.).
На составление незаконной отчетности отвлекаются тысячи врачей, медицинских сестер, фельдшеров от работы по выполнению их прямых обязанностей по оказанию медицинской помощи населению.
В целях дальнейшего упорядочения представления статистической отчетности учреждениями, предприятиями, организациями системы Министерства здравоохранения СССР и искоренения практики сбора незаконной отчетности.
Утверждаю:
Положение о порядке затребования, представления и получения установленной статистической отчетности в системе Министерства здравоохранения СССР (приложение 1).
Приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, президенту АМН СССР, начальникам территориальных управлений здравоохранения, заведующим областными, краевыми, городскими, городов - столиц союзных республик, отделами здравоохранения, начальникам республиканских (АССР), областных, краевых, городских аптекоуправлений:
1.1. обеспечить строгое соблюдение установленного порядка сбора и представления статистической отчетности (информации) подведомственными учреждениями, предприятиями и организациями (приложения 1, 2, 3);
1.2. довести в срок до 15 августа настоящий приказ до сведения всех сотрудников органов здравоохранения и подведомственных учреждений, предприятий и организаций и обязать их строго его выполнять;
1.3. проверить в III квартале 1986 г. порядок получения и использования статистической отчетности (информации) в аппарате органов здравоохранения, в республиканских, областных, краевых учреждениях (больницах, диспансерах, центрах, информационно-вычислительных центрах) и в других подведомственных учреждениях (НИИ, вузы и т.д.), исполняющих функции организационно-методических центров по отдельным программам здравоохранения. Выявленные при этом указания (запросы) с требованием представления неустановленной отчетности отменить, а лиц, затребовавших неустановленную отчетность, равно как и лиц, ее представлявших, привлечь к ответственности;
1.4. при проведении проверок в учреждениях, предприятиях и организациях предусматривать проверку соблюдения государственной дисциплины в деле учета и отчетности, обращая особое внимание на выявление фактов затребования и представления неустановленной отчетности;
1.5. до 15 августа 1986 г. пересмотреть приказы, решения коллегий и другие указания, изданные министерствами здравоохранения союзных республик и местными органами здравоохранения и находящиеся на контроле. Пункты, требующие представления статистической отчетности (информации) в неустановленные адреса и сроки и по неустановленным формам отменить; перечень приказов, решений коллегий, по которым подведомственные учреждения, предприятия и организации обязаны периодически представлять отчеты о выполнении поручений, сократить до минимума. Указанные отчеты не должны содержать статистических данных, не предусмотренных установленной статистической отчетностью; контроль за исполнением пунктов приказов (решений коллегий), требующих для подтверждения их выполнения статистических данных, осуществлять, используя материалы установленной статистической отчетности, и путем проведения проверок на местах;
1.6. запретить учреждениям, предприятиям и организациям представлять в вышестоящие и другие организации конъюнктурные обзоры, текстовые отчеты и другие аналогичные документы, содержащие неустановленную статистическую информацию или без необходимости дублирующие установленную статистическую отчетность, для сбора и описания которой от основной работы отвлекаются на значительный период времени врачи и средние медицинские работники. Сопроводительные записки к установленной статистической отчетности должны быть краткими, не повторяющими отчеты, а лишь разъясняющими некоторые показатели в них;
1.7. лиц, обязующих подведомственные учреждения и их специалистов представлять неустановленную отчетность и другую медицинскую документацию, а также установленную, но в неустановленные адреса и сроки, в целях использования ее в личных научных исследованиях, равно как и в исследованиях проводимых другими лицами, привлекать к строгой ответственности;
1.8. министрам здравоохранения союзных республик, президенту АМН СССР к 10 сентября 1986 г. представить доклады о работе по упорядочению статистической отчетности, проведенной непосредственно министерствами, президиумом АМН СССР во исполнение настоящего приказа.
2. Начальникам главных управлений, управлений и отделов Министерства здравоохранения СССР, начальникам В/О "Союзмедтехника" и Союзздравзагранпоставка":
2.1. обеспечить строгое соблюдение в структурных подразделениях и подведомственных учреждениях, предприятиях и организациях порядка сбора и представления статистической отчетности (информации);
2.2. в срок до 1 августа 1986 г. совместно с Инспекцией при Министре и Управлением медицинской статистики и вычислительной техники Минздрава СССР пересмотреть приказы и решения коллегии Министерства здравоохранения СССР и другие указания, изданные министерством, находящиеся на контроле Инспекции при Министре и в структурных подразделениях.
Представить к 10 августа 1986 г. предложения руководству Министерства здравоохранения СССР об отмене в установленном порядке пунктов приказов, решений коллегии министерства, требующих представления статистической отчетности (информации) в неустановленные адреса и сроки и по неустановленным формам, и о сокращении до минимума перечня приказов, решений коллегии Минздрава СССР, по которым Министерства здравоохранения союзных республик и подведомственные Минздраву СССР учреждения, предприятия и организации обязаны периодически представлять отчеты об их выполнении. Справки, доклады не должны содержать статистических данных, не предусмотренных установленной статистической отчетностью; контроль за исполнением пунктов приказов (решений коллегий), требующих для подтверждения их выполнения статистической информации, осуществлять, используя материалы установленной статистической отчетности, и путем проведения проверок на местах;
2.3. не включать в проекты приказов, инструкций, указаний и других служебных документов пункты, предусматривающие сбор статистических данных и справочных материалов, не предусмотренных отчетами, утвержденными в установленном порядке. В случае особой необходимости представлять Министру здравоохранения СССР через Управление медицинской статистики и вычислительной техники предложения о введении временной статистической отчетности;
2.4. для обеспечения получения необходимой статистической информации через отраслевую статистическую отчетность, утверждаемую ЦСУ СССР, представить в Управление медицинской статистики и вычислительной техники не позднее 10 ноября года, предшествующего отчетному, предложения о сокращении в отраслевых отчетах, относящихся к деятельности управлений, устаревших показателей и введении новых, соответствующих новым формам работы учреждений и органов здравоохранения;
2.5. при проведении проверок работы органов и учреждений здравоохранения, предприятий и организаций обеспечивать проверку состояния учета и отчетности, соблюдения государственной дисциплины в представлении статистической отчетности.
Выявленные при проверках распоряжения о представлении неустановленной отчетности отменять. Об этих фактах, равно как и о фактах представления неустановленной отчетности, сообщать Управлению медицинской статистики и вычислительной техники Министерства здравоохранения СССР.
3. Управлению медицинской статистики и вычислительной техники Министерства здравоохранения СССР (тов. Церковный Г.Ф.):
3.1. до 1 августа 1986 г. переработать "Табель форм статистической отчетности органов здравоохранения, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР" и представить его на согласование в ЦСУ СССР;
3.2. В III квартале 1986 г. проверить работу Министерства здравоохранения Грузинской ССР и Кемеровского облздравотдела РСФСР по ведению учета и отчетности и соблюдению установленного порядка представления статистической отчетности;
3.3. в III квартале 1986 г. переработать и утвердить в установленном порядке инструкции по составлению отраслевой статистической отчетности учреждениями системы Министерства здравоохранения СССР.
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения СССР тов. Щепина О.П.
Разрешено органам здравоохранения размножить настоящий приказ (приложения к нему) в необходимом количестве экземпляров.
Министр |
С.П. Буренков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения СССР от 20 июня 1986 г. N 880 "Об упорядочении ведения статистической отчетности и ликвидации незаконной отчетности в учреждениях, предприятиях и организациях системы Министерства здравоохранения СССР"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минздрава России от 3 декабря 2020 г. N 1283 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 3 декабря 2020 г.