Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2017 г. N 74-АПГ17-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора, участвующего в административном деле, на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) об оспаривании части 3 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З N 147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционного представления представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Федуловой С.Н. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 3 N 148-IV принят и в этот же день президентом Республики Саха (Якутия) подписан Закон Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З N 147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)", согласно части 3 статьи 17 которого (в редакции Законов Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2014 года 1310-З N 177-V, от 27 ноября 2015 года 1537-З N 631-V) многодетной семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия), на каждого рождённого, усыновлённого ребёнка, обучающегося в государственной образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования или среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), назначается ежегодная денежная выплата в размере, установленном правительством Республики Саха (Якутия), для приобретения комплекта школьной, спортивной и другой детской (подростковой) одежды. Право на указанную выплату прекращается при достижении ребёнком возраста восемнадцати лет. Районный коэффициент к денежной выплате не применяется.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением о признании приведённой нормы недействующей со дня вступления решения суда в законную силу в части, не предусматривающей для многодетных семей, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в республике, скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории по коммунальным платежам. В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует абзацу второму подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" об установлении правительствами республик в составе Российской Федерации для многодетных семей скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории. Также, по мнению административного истца, оспариваемая норма противоречит Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающему принцип сохранения уровня социальной защиты граждан.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2017 года в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Как видно из преамбулы Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)", данный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами определяет основные направления семейной политики в Республике Саха (Якутия), осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих с участием семьи, устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей.
Статьёй 17 указанного закона Республики Саха (Якутия) регламентирована государственная поддержка многодетной семьи:
многодетной семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия), на каждого рождённого, усыновлённого ребёнка, обучающегося в государственной образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования или среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих), назначается ежегодная денежная выплата в размере, установленном правительством Республики Саха (Якутия), для приобретения комплекта школьной, спортивной и другой детской (подростковой) одежды (часть 3);
Республика Саха (Якутия) обеспечивает детей в возрасте до шести лет из многодетных семей бесплатными лекарственными препаратами для медицинского лечения, выписанными по рецептам врачей (часть 4);
у граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Саха (Якутия), при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, возникает право на получение республиканского материнского капитала "Семья" в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2011 года 952-3 N 803-IV "О республиканском материнском капитале "Семья" (часть 4.1);
гражданам Российской Федерации, имеющим трёх и более детей, в том числе приёмным родителям, имеющим трёх и более детей, предоставляются бесплатно земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия) (часть 4.2);
также государственная поддержка многодетной семьи осуществляется посредством: устройства детей в первоочередном порядке в дошкольные образовательные организации, предоставления в первоочередном порядке земельных участков в соответствии с земельным законодательством, предоставления социальных выплат и льготных кредитов на улучшение жилищных условий (часть 5).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам которого, в силу части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3-1 этого же федерального закона).
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Как правильно указал суд первой инстанции, из приведённых норм следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счёт средств собственного бюджета.
Частью 1 статьи 21 Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)" закреплено, что финансирование дополнительных мер государственной поддержки, в том числе расходов, связанных с их предоставлением, осуществляется за счёт средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется исключительно за счёт средств бюджета Республики Саха (Якутия), а Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вправе самостоятельно определить объём и виды мер социальной поддержки многодетных семей, суд первый инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемая по настоящему административному делу норма принята в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения и федеральному законодательству не противоречит.
Довод заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о противоречии оспариваемой нормы Указу Президента Российской Федерации "О мерах социальной поддержки многодетных семей" правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принят позже данного указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.
Также пунктом 3 этого же указа Президента Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным указом. Такой порядок не разработан до настоящего времени. Финансирование Республики Саха (Якутия) из федерального бюджета на указанные цели не осуществлялось и не предусмотрено.
В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетных семей собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счёт средств своего бюджета федеральному законодательству не противоречит и прав граждан не нарушает.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что часть 3 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)" принята Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах своих полномочий и не противоречит действующему федеральному законодательству, следует признать правильным, а решение суда об отказе в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - законным и обоснованным.
Доводы апелляционного представления направлены на иное, неверное толкование норм материального права, а потому служить поводом к отмене обжалуемого решения суда не могут.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в административном деле, - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2017 г. N 74-АПГ17-8
Текст определения официально опубликован не был