Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Основные принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению
Основные принципы этики
1.4. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать следующие основные принципы этики:
a) Честность - быть прямым и честным во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях.
б) Объективность - не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов или неуместное влияние других лиц могли повлиять на профессиональные или деловые суждения.
в) Профессиональная компетентность и должная тщательность - поддерживать профессиональные знания и умения на уровне, необходимом, чтобы гарантировать работодателю или заказчику услуг получение компетентных профессиональных услуг, с учетом тенденций в профессиональной практике, законодательства и методов работы, а также соблюдать тщательность в работе в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами.
г) Конфиденциальность - соблюдать конфиденциальность информации, приобретенной в результате профессиональных и деловых взаимоотношений, и не раскрывать такую информацию третьим лицам без надлежащего разрешения, если нет юридического или профессионального права или обязанности раскрыть такую информацию. Профессиональный бухгалтер не должен использовать информацию для собственной выгоды или выгоды третьих лиц.
д) Профессиональное поведение - соблюдать соответствующее законодательство и нормативные правовые акты и избегать любых действий, которые дискредитируют профессию.
Концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики
1.5. Обстоятельства работы профессиональных бухгалтеров, могут создавать угрозы нарушения основных принципов этики. Невозможно определить все ситуации, которые создают угрозы основным принципам этики, и определить все уместные ответные действия. Кроме того, характер заданий может различаться и, следовательно, могут возникать различные угрозы, требующие применения различных мер предосторожности. Поэтому Кодекс устанавливает концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики.
1.6. Концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики заключается в следующем: профессиональный бухгалтер должен идентифицировать угрозы нарушения основных принципов этики, оценивать их и предпринимать ответные действия в отношении таких угроз.
1.7. Кодекс применим в любых обстоятельствах, которые могут создавать угрозы нарушения основных принципов этики, и способен предостеречь профессионального бухгалтера от ошибки признать ту или иную ситуацию приемлемой только потому, что она прямо не определена настоящим Кодексом как недопустимая.
1.8. В случаях, когда профессиональный бухгалтер обнаруживает угрозы нарушения основных принципов этики и, оценив их, принимает решение, что они превышают допустимый уровень, он должен определить, существуют ли уместные меры предосторожности и возможно ли предпринять их для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. Выполняя такие действия, профессиональный бухгалтер должен руководствоваться своим профессиональным суждением, анализируя, могло бы разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив конкретные факты и обстоятельства, известные профессиональному бухгалтеру в момент принятия решения, считать, что угрозы будут устранены или сведены до приемлемого уровня после принятия мер предосторожности так, что соблюдение основных принципов этики не подвергается опасности.
1.9. Профессиональный бухгалтер должен оценивать любые угрозы нарушения основных принципов этики в случаях, когда ему становится известно (или он предполагает) об обстоятельствах или взаимоотношениях, которые могут создать такие угрозы.
1.10. При оценке значимости угрозы профессиональный бухгалтер должен принимать во внимание качественные и количественные факторы. Применяя концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики, профессиональный бухгалтер может столкнуться с ситуациями, когда угрозы не могут быть устранены или сведены до приемлемого уровня, потому что они слишком значимы или надлежащие меры предосторожности по какой-либо причине неприменимы. В случае, когда профессиональный бухгалтер не может предпринять надлежащие меры предосторожности, он должен отказаться от предоставления запрашиваемых у него профессиональных услуг или прекратить их предоставление в случае, если он является публично практикующим профессиональным бухгалтером, или уволиться в том случае, если он является профессиональным бухгалтером, работающим в организации.
1.11. В случаях, когда профессиональный бухгалтер сталкивается с необычными обстоятельствами, в которых применение конкретного требования настоящего Кодекса привело бы к неадекватному результату или результату, не соответствующему общественным интересам, профессиональный бухгалтер может обратиться за консультацией в ИПБ России, или иной регулирующий орган.
Угрозы основным принципам этики и меры предосторожности
1.12. Соблюдению основных принципов этики может угрожать широкий круг обстоятельств и взаимоотношений. Обстоятельства или взаимоотношения могут стать причиной более одной угрозы, а одна угроза может привести к нарушению более одного основного принципа этики. Большинство угроз можно разделить на следующие виды:
а) угрозы личной заинтересованности, которые могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов профессионального бухгалтера и ненадлежащим образом повлиять на его суждение или поведение;
б) угрозы самоконтроля, которые могут возникнуть в случаях, когда профессиональный бухгалтер в ходе выполнения текущего задания будет безапелляционно полагаться на суждение, вынесенное ранее им самим, или иным работником той организации, в которой работает профессиональный бухгалтер (организация-работодатель);
в) угрозы заступничества, которые могут возникнуть в случае, если профессиональный бухгалтер будет продвигать позицию работодателя или заказчика услуг до некоторой границы, за которой его объективность может быть подвергнута сомнению;
г) угрозы близкого знакомства, которые могут возникнуть в результате длительных или тесных взаимоотношений с работодателем или заказчиком услуг, когда профессиональный бухгалтер излишне проникается его интересами или соглашается с его действиями;
д) угрозы шантажа, которые могут возникнуть в случаях, когда с помощью угроз (реальных или воспринимаемых как таковые) профессиональному бухгалтеру пытаются помешать действовать объективно.
1.13. Меры предосторожности, которые могут устранить указанные угрозы или свести их до приемлемого уровня, подразделяются на:
а) предусмотренные профессией, нормативными правовыми актами;
б) обусловленные рабочей средой.
1.14. Меры предосторожности, предусмотренные профессией, нормативными правовыми актами, включают:
а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимым для занятия профессиональной деятельностью;
б) требование постоянного повышения профессиональной квалификации;
в) руководство по корпоративному поведению (управлению);
г) профессиональные стандарты;
д) мониторинг со стороны профессии или надзорных органов и дисциплинарные процедуры;
е) внешние проверки уполномоченными третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных профессиональным бухгалтером.
1.15. Разделы 2 и 3 настоящего Кодекса рассматривают меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, для профессиональных бухгалтеров, работающих в организациях, и публично практикующих профессиональных бухгалтеров соответственно.
1.16. Определенные меры предосторожности могут увеличить вероятность выявления или пресечения неэтичного поведения. Такие меры включают:
а) эффективную, широко освещаемую систему работы с жалобами и претензиями, управление которой осуществляется организацией-работодателем, профессиональными организациями или регулирующими органами, позволяющую коллегам, работодателям и представителям общественности обращать внимание на факты непрофессионального или неэтичного поведения;
б) четко определенную обязанность сообщать о нарушениях требований этики.
Разрешение этических конфликтов
1.17. От профессионального бухгалтера может потребоваться разрешить конфликт, связанный с применением основных принципов этики (далее - этический конфликт).
1.18. Приступая к формальному или неформальному процессу разрешения этического конфликта, профессиональный бухгалтер должен рассмотреть следующие факторы (каждый в отдельности или в совокупности с другими факторами):
а) уместные факты;
б) имеющиеся этические проблемы;
в) основные принципы этики, имеющие отношение к проблеме;
г) установленные внутренние процедуры;
д) альтернативные действия.
Рассмотрев указанные факторы, профессиональный бухгалтер должен определить соответствующий образ действий, совместимый с основными принципами этики, взвесив последствия каждого возможного образа действий. В случае если проблема остается неразрешенной, профессиональный бухгалтер должен проконсультироваться с компетентными лицами в своей организации или организации заказчика услуг с целью получения помощи для разрешения этического конфликта.
1.19. В случаях, когда обстоятельства приводят к этическому конфликту с заказчиком услуг или такой конфликт возник внутри организации заказчика услуг, профессиональный бухгалтер должен определить, следует ли ему обратиться за консультацией к руководству данного заказчика услуг (например, к совету директоров или в комитет по аудиту).
1.20. В интересах профессионального бухгалтера может быть осуществлено документирование проблемы, деталей любых обсуждений ее и принятых по ней решений.
1.21. В случае если значительный этический конфликт не поддается разрешению, профессиональный бухгалтер может обратиться за профессиональным советом в ИПБ России или получить юридическую консультацию, не нарушая при этом конфиденциальность.
Существует широкий круг случаев, когда профессиональному бухгалтеру может потребоваться консультация. Например, профессиональный бухгалтер может встретиться с недобросовестными действиями заказчика услуг, сообщая о которых он может нарушить конфиденциальность. В таком случае профессиональный бухгалтер должен рассмотреть возможность получения юридической консультации, чтобы определить, обязан ли он раскрывать полученную информацию внешней стороне, в том числе и регулирующему органу.
1.22. Если все возможности исчерпаны, а этический конфликт остается неразрешенным, профессиональный бухгалтер должен, если это возможно, отказаться от конкретных обязательств или полностью сложить с себя обязанности в рамках задания организации-работодателя или заказчика услуг.
Честность
1.23. Профессиональный бухгалтер должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях. Принцип честности также предполагает справедливое ведение дел и правдивость.
1.24. Профессиональный бухгалтер не должен сознательно быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:
а) указанная информация содержит в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;
б) указанная информация содержит необдуманные (опрометчивые) заявления или данные, подготовленные небрежно;
в) в указанной информации пропущены или неясно изложены необходимые данные там, где пропуски или неясности могут вводить в заблуждение.
В случаях, когда профессиональному бухгалтеру становится известно, что существует такая связь с указанной информацией, он должен принять меры для устранения этой связи.
1.25. Профессиональный бухгалтер не будет считаться нарушившим пункт 1.24 настоящего Кодекса, если он представит отчет, в котором отражены основания, приведенные в этом пункте.
Объективность
1.26. Профессиональный бухгалтер не должен допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений.
1.27. Профессиональный бухгалтер может оказаться в ситуации, которая может навредить его объективности. Профессиональному бухгалтеру следует избегать отношений, которые могут исказить или повлиять на его профессиональные суждения.
Профессиональная компетентность и должная тщательность
1.28. Соблюдение принципа профессиональной компетентности и должной тщательности обязывает профессионального бухгалтера:
а) постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление работодателям и заказчикам услуг квалифицированных профессиональных услуг;
б) действовать добросовестно в соответствии с применимыми профессиональными стандартами при оказании профессиональных услуг.
1.29. Квалифицированная профессиональная услуга предполагает наличие обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе предоставления такой услуги. Профессиональная компетентность обеспечивается в два этапа:
а) достижение должного уровня профессиональной компетентности;
б) поддержание должного уровня профессиональной компетентности.
1.30. Поддержание должного уровня профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности и понимания соответствующих технических, профессиональных и отраслевых достижений. Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие профессиональному бухгалтеру компетентно работать в профессиональной среде.
1.31. Под добросовестностью понимается обязанность профессионального бухгалтера действовать в соответствии с требованиями задания (договора), внимательно, тщательно и своевременно.
1.32. Профессиональный бухгалтер должен предпринимать разумные меры для того, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, имели надлежащую подготовку и надзор (контроль).
1.33. В случаях, когда это уместно, профессиональный бухгалтер должен ставить работодателей, заказчиков услуг или иных пользователей профессиональных услуг в известность об ограничениях, присущих этим услугам.
Конфиденциальность
1.34. Соблюдение принципа конфиденциальности обязывает профессионального бухгалтера:
а) обеспечить конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений, и не раскрывать эту информацию третьим лицам, не обладающим надлежащими и конкретными полномочиями, за исключением случаев, когда профессиональный бухгалтер имеет законное или профессиональное право либо обязанность раскрыть такую информацию;
б) не использовать конфиденциальную информацию, полученную в результате профессиональных или деловых отношений, для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ.
1.35. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность вне профессиональной среды, помня об опасности непреднамеренного разглашения информации лицам, с которыми он находится в тесных деловых отношениях или близком родстве.
1.36. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным работодателем или заказчиком услуг.
1.37. Профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации внутри своей организации и в организации заказчика услуг.
1.38. Профессиональный бухгалтер должен предпринять разумные меры, чтобы лица, работающие под его началом в профессиональном качестве, и лица, от которых он получает консультации или помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации.
1.39. Необходимость соблюдать конфиденциальность сохраняется после окончания отношений между профессиональным бухгалтером и работодателем или заказчиком услуг. Меняя место работы, или приступая к работе с новым заказчиком услуг, профессиональный бухгалтер имеет право использовать предыдущий опыт. Однако профессиональный бухгалтер не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную ранее в результате профессиональных или деловых отношений.
1.40. В следующих обстоятельствах от профессионального бухгалтера требуется или может потребоваться раскрытие конфиденциальной информации, либо такое раскрытие может быть уместным:
а) раскрытие разрешено законодательством или санкционировано работодателем или заказчиком услуг;
б) раскрытие требуется законодательством, например:
- при подготовке документов или представлении доказательств в ходе судебного разбирательства;
- при сообщении уполномоченным государственным органам ставших известными профессиональному бухгалтеру фактов нарушения законодательства;
в) раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законодательством):
- при обзорной проверке качества работы, проводимой ИПБ России или уполномоченным органом;
- при ответе на запрос (или в ходе расследования) ИПБ России или уполномоченного государственного органа;
- при защите профессиональным бухгалтером своих профессиональных интересов в ходе судебного разбирательства.
1.41. При принятии решения о возможности раскрытия конфиденциальной информации профессиональный бухгалтер должен учитывать:
а) будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения работодателя или заказчика услуг на раскрытие информации;
б) является ли соответствующая информация известной и в разумной степени обоснованной. В ситуации, когда имеют место неподтвержденные факты, неполная информация либо необоснованные выводы, должно быть использовано профессиональное суждение для определения, в каком виде раскрывать информацию (если ее необходимо раскрывать);
в) характер предполагаемого сообщения и стороны, которым планируется передача информации;
г) являются ли стороны, которым планируется передача информации, надлежащими получателями информации.
Профессиональное поведение
1.42. Соблюдение принципа профессионального поведения обязывает профессионального бухгалтера исполнять требования применимых нормативных правовых актов и избегать действий, о которых профессиональный бухгалтер знает или должен знать, что они могут дискредитировать профессию. Это включает действия, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, взвесив все конкретные факты и обстоятельства, известные профессиональному бухгалтеру, вероятнее всего сочло бы их негативно влияющими на репутацию профессии.
1.43. При предложении и продвижении своей кандидатуры и услуг профессиональный бухгалтер не должен дискредитировать профессию. Профессиональный бухгалтер должен быть честным, правдивым и не должен:
а) делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может предоставить, свою квалификацию и приобретенный опыт;
б) давать пренебрежительные отзывы о работе других профессиональных бухгалтеров или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других профессиональных бухгалтеров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.