Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики публично практикующими профессиональными бухгалтерами
3.1. Настоящий раздел не описывает всех обстоятельств и взаимоотношений, которые могут встретиться публично практикующему профессиональному бухгалтеру и создать угрозы нарушения основных принципов этики. В связи с этим публично практикующий профессиональный бухгалтер должен внимательно анализировать такие обстоятельства и взаимоотношения.
3.2. Публично практикующий профессиональный бухгалтер не должен участвовать в деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на его честность, объективность и репутацию бухгалтерской профессии и, в результате, стать несовместимой с основными принципами этики.
Угрозы и меры предосторожности
3.3. В п.п. 3.4 - 3.14 рассматриваются примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы основным принципам этики при предоставлении услуг публично практикующими профессиональными бухгалтерами и меры предосторожности для устранения этих угроз или сведения их до приемлемого уровня, применимые в этих случаях и указанные в п. 1.12.
3.4. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы личной заинтересованности, включают:
а) финансовую заинтересованность в заказчике услуг у участника группы, выполняющего задание;
б) чрезмерную зависимость организации, выполняющей задание, от общего размера вознаграждения, получаемого от одного заказчика услуг;
в) тесные деловые отношения с заказчиком услуг у участника группы, выполняющей задание;
г) обеспокоенность организации возможностью потери значимого заказчика услуг;
д) реальную возможность у участника рабочей группы стать работником заказчика услуг;
е) условное вознаграждение, зависящее от результата выполнения задания, предусмотренное договором с заказчиком услуг на выполнение задания;
ж) обнаружение существенной ошибки при оценке результатов оказанных ранее сотрудником организации услуг, в которой работает профессиональный бухгалтер.
3.5. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы самоконтроля, включают:
а) выпуск организацией заключения об эффективности функционирования финансовых систем, разработку или внедрение которых она же осуществляла;
б) наличие в составе группы, выполняющей задание, участника, который является или в недавнем прошлом являлся руководителем или иным должностным лицом этого заказчика услуг;
в) наличие в составе группы, выполняющей задание, участника, который работает или в недавнем прошлом работал у заказчика услуг в должности, позволяющей оказывать непосредственное и существенное влияние на предмет задания.
3.6. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы заступничества, включают:
а) продвижение организацией акций заказчика услуг;
б) представление профессиональным бухгалтером интересов заказчика услуг при разбирательстве или споре с третьей стороной.
3.7. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы близкого знакомства, включают:
а) близкий родственник или член семьи участника группы, выполняющей задание, является руководителем или иным должностным лицом заказчика услуг;
б) близкий родственник или член семьи участника группы, выполняющей задание, является сотрудником заказчика услуг в должности, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;
в) руководитель или иное должностное лицо заказчика услуг или сотрудник, занимающий должность, позволяющую ему оказывать существенное влияние на предмет рассмотрения, недавно был руководителем задания в организации;
г) принятие подарков или знаков особого внимания от заказчика услуг, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной;
д) длительные деловые отношения между заказчиком услуг и старшими работниками организации.
3.8. Примеры обстоятельств, при которых могут возникнуть угрозы шантажа, включают:
а) угрозу отстранения организации от выполнения задания для заказчика услуг;
б) отказ заказчика услуг от заключения с организацией договора на выполнение задания, если организация не одобрит способ учета определенного факта хозяйственной жизни;
в) угрозу заказчика услуг возбудить судебный иск против организации;
г) оказание заказчиком услуг давления на организацию с целью необоснованного снижения объема выполняемых работ для сокращения вознаграждения;
д) оказание давления на профессионального бухгалтера с целью заставить его согласиться с мнением работника заказчика услуг по определенному вопросу только потому, что этот работник имеет больше опыта в решении подобных вопросов;
е) зависимость карьерного роста профессионального бухгалтера от его согласия с ненадлежащим подходом заказчика услуг к способам бухгалтерского учета.
3.9. Профессиональный бухгалтер должен основываться на собственном суждении для того, чтобы принять решение, как наилучшим образом предотвратить угрозы, превышающие приемлемый уровень: путем принятия мер для устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня, либо путем прекращения выполнения задания или отказа от такого задания на этапе его принятия.
3.10. Меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, различаются в зависимости от конкретных обстоятельств. Они включают общие меры предосторожности, принятые в организации, и меры предосторожности, относящиеся к конкретному заданию.
3.11. Общие меры предосторожности включают:
а) стиль руководства организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов этики;
б) правила и процедуры осуществления контроля и мониторинга качества выполнения заданий;
в) документально зафиксированные правила, предусматривающие необходимость выявления угроз нарушения основных принципов этики, оценку их значимости и применение мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня, или в случаях, когда надлежащие меры предосторожности не могут быть предприняты или их вообще не существует, прекращение выполнения задания или отказ от такого задания на этапе его принятия;
г) документально зафиксированные внутренние правила и процедуры, требующие соблюдения основных принципов этики;
д) правила и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы и взаимоотношения между организацией или участниками группы, выполняющей задание, и заказчиками услуг;
е) правила и процедуры контроля зависимости доходов организации от поступлений от одного заказчика услуг и при необходимости сокращение такой зависимости;
ж) правила и процедуры, запрещающие лицам, не являющимся участниками группы, выполняющей задание, ненадлежащим образом влиять на результаты задания;
з) своевременное доведение информации о правилах и процедурах организации и изменениях в них до сведения всех руководителей заданий и профессиональных работников, и надлежащая организация обучения этим правилам и процедурам;
и) назначение ответственного лица за должное функционирование системы внутреннего контроля качества из числа руководителей организации;
к) информирование всех руководителей и работников организации обо всех заказчиках услуг и связанных с ними сторонах, независимость по отношению к которым все руководители и работники должны соблюдать;
л) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур организации;
м) официально объявленные правила и процедуры, стимулирующие и уполномочивающие работников сообщать руководству организации о любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов этики.
3.12. Меры предосторожности, относящиеся к конкретному заданию, включают:
а) привлечение к проверке выполненной работы профессионального бухгалтера, не участвовавшего в выполнении задания, или обращение к нему для получения необходимой консультации;
б) получение консультаций от независимой третьей стороны, например, незаинтересованных членов совета директоров заказчика услуг, ИПБ России, регулирующего органа или других профессиональных бухгалтеров;
в) обсуждение этических вопросов с представителями собственника и/или руководством заказчика услуг;
г) раскрытие представителям собственника и/или руководству заказчика услуг характера оказываемых услуг и размера вознаграждения за них;
д) привлечение другой организации для выполнения или повторного выполнения части задания.
3.13. В зависимости от характера задания публично практикующий профессиональный бухгалтер может также полагаться на меры предосторожности, применяемые заказчиком услуг. Однако для сведения угроз нарушения основных принципов этики до приемлемого уровня полагаться исключительно на такие меры невозможно.
3.14. Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах заказчика услуг, могут включать:
а) утверждение или одобрение назначения организации для выполнения задания лицами, не входящими в руководство заказчика услуг;
б) наличие у заказчика услуг компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для принятия управленческих решений;
в) наличие у заказчика услуг внутренних процедур, обеспечивающих объективный выбор организации для выполнения заданий;
г) наличие у заказчика услуг структуры корпоративного поведения (управления), которая бы обеспечивала надлежащий контроль за процессом оказания услуг и информирование о предоставляемых услугах.
Заключение договора об оказании профессиональных услуг
Принятие заказчика услуг
3.15. Прежде чем установить отношения с новым заказчиком услуг публично практикующий профессиональный бухгалтер должен рассмотреть вопрос, может ли выбор этого заказчика услуг привести к возникновению угроз нарушения основных принципов этики. Потенциальная угроза честности или профессиональному поведению может, например, возникнуть при наличии сомнительных характеристик заказчика услуг.
3.16. Сомнительными характеристиками заказчика услуг (если они известны) являются, например: участие заказчика услуг в незаконной деятельности (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, коррупция, коммерческий подкуп); репутация непорядочного контрагента; сомнительная практика составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3.17. При наличии значимых угроз нарушения основных принципов этики необходимо предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня. Такими мерами предосторожности могут быть:
- понимание деятельности заказчика услуг; получение информации о собственниках, руководителях и лицах, ответственных за административную и коммерческую деятельность заказчика услуг;
- получение от заказчика услуг гарантий усовершенствовать практику корпоративного поведения (управления) либо систему внутреннего контроля.
3.18. В случае если угрозы не могут быть сведены до приемлемого уровня путем принятия соответствующих мер предосторожности, публично практикующий профессиональный бухгалтер должен отказаться вступать в отношения с заказчиком услуг.
3.19. Публично практикующему профессиональному бухгалтеру целесообразно периодически пересматривать решение о приемлемости продолжения взаимоотношений с заказчиком услуг.
Принятие задания
3.20. Принцип профессиональной компетентности и должной тщательности обязывает публично практикующего профессионального бухгалтера предоставлять только такие услуги, которые соответствуют его компетентности.
3.21. При наличии значимых угроз нарушения основных принципов этики необходимо предпринять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня. Примеры мер предосторожности включают:
а) правильное понимание характера деятельности заказчика услуг, сложности совершаемых им операций, конкретных требований задания, цели, характера и объема работы, подлежащей выполнению;
б) знание соответствующей отрасли экономической деятельности или предмета задания;
в) наличие опыта в рамках соответствующих юридических требований или требований к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
г) привлечение достаточного количества работников, обладающих необходимой квалификацией;
д) использование при необходимости работы экспертов;
е) договоренность о реальном сроке выполнения задания;
ж) соблюдение правил и процедур контроля качества, способных в разумных пределах гарантировать, что конкретное задание принимается только тогда, когда оно может быть квалифицированно выполнено.
3.22. При привлечении к работе эксперта, следует рассмотреть следующие факторы: репутация эксперта, его опыт, имеющиеся в распоряжении ресурсы и соответствующие профессиональные и этические правила или стандарты. Такую информацию можно получить в результате предыдущей работы с этим экспертом или от третьих лиц.
Замена публично практикующего профессионального бухгалтера
3.23. Публично практикующий профессиональный бухгалтер, которому предлагают заменить другого публично практикующего профессионального бухгалтера, или который собирается предложить свою кандидатуру для выполнения задания, которое в настоящее время выполняет другой публично практикующий профессиональный бухгалтер, должен определить, имеются ли какие-либо причины (профессиональные или этические), не позволяющие ему принять это задание. Например, может возникнуть угроза профессиональной компетентности и должной тщательности, если публично практикующий профессиональный бухгалтер заключает соглашение о выполнении задания до выяснения того, имеются ли причины, не позволяющие ему принять задание.
3.24. При оценке значимости угроз нарушения основных принципов этики может потребоваться прямой контакт с действующим бухгалтером для установления фактов и обстоятельств, вызывающих замену профессионального бухгалтера, с целью определения того, можно ли это задание принять. Например, очевидные причины предполагаемой замены могут не отражать полностью все факты, а лишь служить признаком наличия разногласий заказчика услуг с действующим бухгалтером, которые могут повлиять на решение о принятии этого задания.
3.25. Меры предосторожности для устранения любых угроз нарушения основных принципов этики или сведения их до приемлемого уровня включают:
а) при подаче заявки на участие в конкурсе следует указать на необходимость контакта с действующим бухгалтером с целью выяснения того, существуют ли профессиональные или иные причины для отклонения задания;
б) обращение к действующему бухгалтеру с просьбой предоставить известную ему информацию обо всех фактах и обстоятельствах, о которых, по его мнению, должен быть осведомлен потенциальный бухгалтер до решения вопроса о принятии задания;
в) получение необходимой информации из других источников.
В случае если угрозы не могут быть устранены или сведены до приемлемого уровня путем принятия соответствующих мер предосторожности, публично практикующий профессиональный бухгалтер должен отказаться от выполнения задания.
3.26. Публично практикующий профессиональный бухгалтер может получить предложение выполнить работу, дополняющую или сопровождающую работу, выполняемую действующим бухгалтером. В такой ситуации может возникнуть угроза нарушения принципа профессиональной компетентности и должной тщательности, например, вследствие недостатка или неполноты информации. Мерой предосторожности является извещение действующего бухгалтера о предложенной работе, что дает возможность действующему бухгалтеру предоставить необходимую информацию для надлежащего выполнения работы.
3.27. Действующий публично практикующий бухгалтер обязан соблюдать конфиденциальность. Степень, в которой действующий бухгалтер может или должен обсуждать состояние дел заказчика услуг с предполагаемым бухгалтером, зависит от характера задания, а также от:
а) наличия на обсуждение разрешения заказчика услуг;
б) относящихся к такому контакту и раскрытию информации юридических или этических требований.
3.28. Чтобы начать обсуждение с действующим публично практикующим бухгалтером, предполагаемый бухгалтер должен получить разрешение заказчика услуг, как правило, в письменном виде. Информация, которую предоставляет действующий бухгалтер, должна быть честной и недвусмысленной. В случае если контакт с действующим бухгалтером невозможен, то предполагаемый бухгалтер должен стараться получить информацию о возможных угрозах другими средствами, например, путем направления запросов третьим сторонам или наведения справок о руководителях заказчика услуг или представителях собственника.
Конфликт интересов
3.29. Публично практикующий профессиональный бухгалтер должен предпринимать разумные шаги для выявления обстоятельств, в которых может возникнуть конфликт интересов. Например, в случае, когда публично практикующий профессиональный бухгалтер участвует в совместном бизнесе или аналогичной деятельности с основным конкурентом заказчика услуг, может возникнуть угроза нарушения принципа объективности. Угроза нарушения принципа объективности или принципа конфиденциальности может также возникнуть, если публично практикующий профессиональный бухгалтер оказывает услуги заказчикам, у которых существует конфликт интересов или спор, имеющие отношение к предмету услуг.
3.30. Мерами предосторожности для предотвращения конфликта интересов обычно являются:
а) уведомление заказчика услуг о деловых интересах или деятельности, которые могут представлять конфликт интересов, и получение согласия заказчика услуг на действия в таких обстоятельствах;
б) уведомление всех соответствующих сторон о том, что публично практикующий профессиональный бухгалтер оказывает двум или более сторонам услуги, касающиеся предмета, который вызывает конфликт интересов этих сторон, и получение согласия всех этих сторон на продолжение таких действий;
в) уведомление заказчика услуг о том, что публично практикующий профессиональный бухгалтер при оказании запрашиваемых услуг работает для многих заказчиков услуг (например, в конкретном секторе рынка или по конкретному виду заданий), и получение согласия на действия при таких обстоятельствах.
3.31. Публично практикующий профессиональный бухгалтер должен также определить, следует ли применять одну или более из следующих мер предосторожности:
а) назначение самостоятельных независимых групп, ответственных за выполнение заданий;
б) процедуры, препятствующие доступу к информации (например, раздельное месторасположение групп, конфиденциальное и безопасное хранение информационных данных);
в) четкие инструкции для участников групп по вопросам безопасности и конфиденциальности;
г) использование письменных соглашений о соблюдении правил конфиденциальности, подписанных работниками и руководителями организации;
д) проведение на регулярной основе проверок принятых мер предосторожности силами старшего персонала организации, не занятого в аналогичных заданиях.
3.32. Если конфликт интересов создает угрозы нарушения одного или более основных принципов этики (например, объективности, конфиденциальности, профессионального поведения), которые нельзя с помощью мер предосторожности устранить или свести до приемлемого уровня, публично практикующий профессиональный бухгалтер должен вынести решение о невозможности принять такое задание или о необходимости прекратить выполнение одного или нескольких конфликтующих заданий.
3.33. Если публично практикующий профессиональный бухгалтер запросил согласие заказчика услуг на работу для третьей стороны над предметом, который вызывает или может вызвать конфликт интересов, и такое согласие не было получено, то публично практикующий профессиональный бухгалтер должен отказаться продолжать работу для одной из сторон над этим предметом.
Второе мнение
3.34. Ситуации, когда к публично практикующему профессиональному бухгалтеру обращаются с просьбой высказать второе мнение по поводу применения стандартов бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, или иных правил или стандартов, или в отношении конкретных учетных записей организации (или высказать мнение от имени этой организации), не являющейся заказчиком услуг публично практикующего профессионального бухгалтера, могут привести к возникновению угроз нарушения основных принципов этики. Например, угроза нарушения принципа профессиональной компетентности и должной тщательности может возникнуть в случае, если второе мнение не основывается на тех же фактах, которые известны действующему бухгалтеру, или же оно основано на неадекватных доказательствах. Существование и значимость такой угрозы зависит от обстоятельств и всех прочих доступных фактов и допущений, уместных при вынесении профессионального суждения.
3.35. Мерами предосторожности при указанных обращениях могут быть: обращение к заказчику услуг за разрешением на общение с действующим бухгалтером; уведомление заказчика услуг обо всех ограничениях, связанных с выражением мнения; предоставление действующему бухгалтеру копии документа, содержащего выражение мнения.
3.36. В случае, когда заказчик услуг, запрашивающий указанное мнение, не дает разрешение на общение с действующим бухгалтером, публично практикующий профессиональный бухгалтер должен, взвесив все обстоятельства, решить, уместно ли для него предоставлять искомое мнение.
Гонорары и другие вознаграждения
3.37. При ведении переговоров о профессиональных услугах публично практикующий профессиональный бухгалтер может назначать любое вознаграждение, которое он сочтет соответствующим его услугам. Назначение одним публично практикующим профессиональным бухгалтером вознаграждения меньшего, чем назначает другой профессиональный бухгалтер, само по себе не считается неэтичным поступком. Однако такая ситуация может привести к угрозе нарушения основных принципов этики. Например, если размер назначенного вознаграждения настолько мал, что не позволит выполнить задание в соответствии с профессиональными стандартами, то возникшая угроза личной заинтересованности может привести к угрозе нарушения принципа профессиональной компетентности и должной тщательности.
3.38. Возникновение и значимость каких-либо угроз зависит от таких факторов как размер назначенного вознаграждения и вида услуг, к которым он относится. С учетом этих угроз необходимо предусмотреть и при необходимости принять меры предосторожности для их устранения или сведения их до приемлемого уровня. Примеры мер предосторожности включают:
а) ознакомление заказчика услуг с условиями выполнения задания и, в частности, с методикой расчета оплаты и объема оказываемых услуг;
б) назначение квалифицированных работников для выполнения задания и выделение времени, соответствующего условиям задания.
3.39. Условные вознаграждения могут привести к возникновению угрозы личной заинтересованности, направленной против принципа объективности. Факт возникновения данной угрозы и ее значимость зависят от таких факторов, как:
а) характер задания;
б) пределы изменения размера возможного вознаграждения;
в) методика расчета вознаграждения;
г) будут ли угрозы или результат выполнения задания оцениваться независимым третьим лицом.
3.40. Мерами предосторожности являются:
а) предварительно заключенное с заказчиком услуг в письменном виде соглашение о методике расчета вознаграждения;
б) раскрытие предполагаемым пользователям информации содержания работы, выполняемой публично практикующим профессиональным бухгалтером, и методики расчета вознаграждения;
в) правила и процедуры контроля качества;
г) обзорную проверку результатов работы, выполненной публично практикующим профессиональным бухгалтером, независимым третьим лицом.
3.41. Публично практикующий профессиональный бухгалтер может получать вознаграждение за посредничество или комиссионное вознаграждение, связанное с его работой с заказчиком услуг. Например, если публично практикующий профессиональный бухгалтер не может предоставить конкретные запрашиваемые услуги, он может получить плату за то, что направляет своего заказчика услуг к другому публично практикующему профессиональному бухгалтеру или эксперту.
3.42. Публично практикующий профессиональный бухгалтер также может получить комиссионное вознаграждение от третьей стороны за продвижение заказчику услуг товара или услуг этой третьей стороны (например, вознаграждение от распространителя программного обеспечения). Принятие такой платы или комиссионного вознаграждения может привести к возникновению угрозы личной заинтересованности, направленной против принципа объективности и принципа профессиональной компетентности и должной тщательности.
3.43. Публично практикующий профессиональный бухгалтер может сам выплачивать вознаграждение с целью получить заказчика услуг, который остается заказчиком другого публично практикующего профессионального бухгалтера, но который не оказывает услуг, запрашиваемых в данный момент заказчиком. Выплата такого вознаграждения также может создать угрозу личной заинтересованности, направленной против принципа объективности и принципа профессиональной компетентности и должной тщательности.
3.44. Меры предосторожности нарушения основных принципов этики включают:
а) раскрытие заказчику услуг любых соглашений о выплате посреднического вознаграждения другому публично практикующему профессиональному бухгалтеру за переданную ему работу;
б) раскрытие заказчику услуг любых соглашений о получении посреднического вознаграждения за передачу работы с этим заказчиком услуг другому публично практикующему профессиональному бухгалтеру;
в) заранее полученное согласие заказчика услуг на оказание публично практикующим профессиональным бухгалтером комиссионных услуг, связанных с продажей заказчику услуг товаров или услуг третьей стороной.
Реклама и предложение профессиональных услуг
3.45. В случае, когда публично практикующий профессиональный бухгалтер ищет новые заказы на предоставление своих услуг посредством рекламы и других методов работы на рынке, могут возникнуть угрозы нарушения основных принципов этики. Например, если предложение услуг, профессиональных достижений и продуктов ведется с помощью методов, не совместимых с принципом профессионального поведения, возникает угроза личной заинтересованности в отношении соблюдения этого принципа.
3.46. При предложении и продвижении своих услуг на рынке публично практикующий профессиональный бухгалтер не должен дискредитировать профессию. Публично практикующий профессиональный бухгалтер должен быть честным, правдивым и не должен:
а) делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые он может представить, его квалификацию или приобретенный им опыт;
б) давать пренебрежительные отзывы о работе других публично практикующих профессиональных бухгалтеров или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других публично практикующих профессиональных бухгалтеров.
При сомнениях относительно предлагаемой формы рекламы или методов работы на рынке публично практикующий профессиональный бухгалтер должен рассмотреть вопрос об обращении за консультацией в ИПБ России.
Подарки и знаки внимания
3.47. Заказчик услуг может предлагать подарки и оказывать знаки внимания публично практикующему профессиональному бухгалтеру или лицам, состоящим с ним в близком родстве. Такое предложение может привести к возникновению угроз нарушения основных принципов этики. Например, нарушение принципа объективности может возникнуть при принятии подарка от заказчика услуг в результате личной заинтересованности, а если само предложение такого подарка сделано публично, то может возникнуть угроза шантажа.
3.48. Наличие и значимость любых угроз зависит от характера, ценности и мотивации предложения. Если разумное и хорошо информированное стороннее лицо, взвесив конкретные факты и обстоятельства, может признать такие подарки или знаки внимания явно незначительными, то публично практикующий профессиональный бухгалтер может считать, что такое предложение сделано в процессе нормальных деловых отношений и не содержит конкретного намерения повлиять на его суждение или получить от него какую-либо информацию. В таких случаях публично практикующий профессиональный бухгалтер может считать, что угрозы нарушения основных принципов этики не превышают приемлемого уровня.
3.49. В случае, если при принятие мер предосторожности не устраняют угрозу или не сводят ее до приемлемого уровня, то публично практикующий профессиональный бухгалтер не должен принимать предложенный ему подарок или знак внимания.
Принятие на хранение активов заказчика услуг
3.50. Публично практикующий профессиональный бухгалтер не должен принимать на хранение денежные средства и иные активы заказчика услуг, за исключением разрешенных законодательством случаев. При наличии такого разрешения должны соблюдаться все дополнительные требования законодательства, налагаемые на публично практикующего профессионального бухгалтера при хранении таких активов.
3.51. Хранение активов заказчика услуг создает угрозу нарушения основных принципов этики; например, возникает угроза личной заинтересованности, направленная против профессионального поведения или соблюдения объективности.
3.52. При решении вопроса о принятии задания, включающего оказание услуги по принятию на хранение активов заказчика услуг, одной из обязательных процедур должно быть получение публично практикующим профессиональным бухгалтером информации относительно источников происхождения таких активов и рассмотрение возникающих в результате такого хранения обязательств, налагаемых нормативными правовыми актами. Например, если активы были получены от незаконной деятельности (например, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, коррупция, коммерческий подкуп), то возникает угроза нарушения основных принципов этики. В такой ситуации публично практикующий профессиональный бухгалтер может рассмотреть возможность обращения за юридической консультацией.
Соблюдение принципов объективности и независимости при всех видах услуг
3.53. Предоставляя любые профессиональные услуги, публично практикующий профессиональный бухгалтер должен учитывать возможность угрозы нарушения принципа объективности, которая может быть результатом наличия заинтересованности в заказчике услуг или взаимоотношений с руководителями, иными должностными лицами или работниками заказчика услуг. Например, угроза объективности может возникнуть в результате близкого родства, тесных деловых или личных отношений.
3.54. Публично практикующий профессиональный бухгалтер должен соблюдать принцип независимости от заказчика услуг, которому он оказывает такие услуги. При оказании услуг требуется независимость мышления и независимость поведения, которые позволяют публично практикующему профессиональному бухгалтеру выполнять задание беспристрастно, без конфликта интересов или негативного влияния других лиц, причем, выполнять его так, чтобы со стороны не возникало сомнения в его объективности.
3.55. Независимость подразумевает:
а) Независимость мышления - образ мышления, позволяющий:
1) выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение публично практикующего профессионального бухгалтера, и
2) действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм.
б) Независимость поведения - избежание фактов и обстоятельств, которые настолько значимы, что разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, может обоснованно посчитать, что честность, объективность или профессиональный скептицизм публично практикующего профессионального бухгалтера были скомпрометированы.
3.56. Концептуальный подход должен применяться в отношении:
a) идентификации угрозы независимости;
б) оценки значимости идентифицированных угроз; и
в) применения при необходимости мер предосторожности, чтобы устранить угрозы или свести их к приемлемому уровню.
3.57. Примерами мер предосторожности для устранения угроз нарушения принципов объективности и независимости или сведения их до приемлемого уровня являются:
а) исключение из состава группы, выполняющей задание;
б) осуществление процедур надзора;
в) прекращение финансовых или деловых отношений, вызывающих угрозу;
г) обсуждение проблем с высшим руководством своей организации;
д) обсуждение проблем с представителями собственника или руководством заказчика услуг.
Если меры предосторожности не могут устранить угрозу или свести ее до приемлемого уровня, то публично практикующий профессиональный бухгалтер должен отказаться от участия в выполнении такого задания или прекратить его выполнение.
3.58. Публично практикующий профессиональный бухгалтер, оказывающий услуги по проведению аудита, должен руководствоваться Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.
Функции руководства
3.59. Угроза независимости публично практикующего профессионального бухгалтера от заказчика возникает, когда публично практикующий профессиональный бухгалтер принимает на себя риск ответственности за выполнение функций руководства заказчика услуг. Публично практикующий профессиональный бухгалтер должен убедиться в том, что руководство заказчика оставляет за собой ответственность за формирование значимых суждений и принятие значимых решений при оценке результатов оказания услуг, а также берет на себя ответственность за действия, которые будут предприняты по результатам оказания таких услуг.
3.60. В случае, когда публично практикующий профессиональный бухгалтер принимает на себя ответственность за выполнение функций руководства заказчика услуг, возникшие угрозы окажутся настолько значимыми, что никакие меры предосторожности не смогут свести их до приемлемого уровня. Например, принятие решения о том, каким рекомендациям публично практикующего профессионального бухгалтера необходимо следовать заказчику, создает угрозу самоконтроля и угрозу личной заинтересованности. Помимо этого, принятие на себя ответственности за выполнение функций руководства создает угрозу близкого знакомства, поскольку в таком случае публично практикующий профессиональный бухгалтер сверх меры проникается взглядами и интересами руководства заказчика.
3.61. Вопрос о том, является ли какая-либо деятельность функцией руководства, зависит от обстоятельств и требует профессионального суждения. Примерами функций, которые, как правило, рассматриваются как относящиеся к сфере ответственности руководства, являются:
а) разработка стратегии и выбор направления развития;
б) руководство и ответственность за действия сотрудников;
в) санкционирование хозяйственных операций;
г) принятие решения о том, какие рекомендации публично практикующего профессионального бухгалтера или третьих сторон следует выполнять;
д) ответственность за составление и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с правилами составления этой отчетности;
е) ответственность за разработку, применение и поддержание системы внутреннего контроля.
3.62. Не считается функциями руководства исполнение формальных и административных обязанностей. Примерами таких услуг являются услуги по обработке текстов, заполнение административных или установленных законодательством форм для последующего утверждения руководством, представление таких форм в соответствии с указаниями руководства, отслеживание предусмотренных законом сроков подачи документов и информирование руководства об этих сроках. Не считается принятием ответственности за выполнение функций руководства также предоставление консультаций и рекомендаций для содействия руководству в выполнении его обязанностей. Оказание таких услуг, как правило, не создает угрозы независимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.