Решение Верховного Суда РФ от 6 сентября 2017 г. N АКПИ17-521
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 декабря 2017 г. N АПЛ17-443 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
Борисовой Л.В.
при секретаре Стратиенко В.А.
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению территориально-соседской общины коренных малочисленных народов "ТИГР" с. Красный Яр Пожарского района Приморского края о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1187 "О создании национального парка "Бикин", установил:
Правительством Российской Федерации 3 ноября 2015 г. издано постановление N 1187 (далее - Постановление) о создании в Пожарском муниципальном районе Приморского края национального парка "Бикин" общей площадью 1160469 га, включая земли лесного фонда площадью 1159287 га и земли иных пользователей общей площадью 1182 га (без изъятия их из хозяйственной эксплуатации). Национальный парк "Бикин" отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которому предписано обеспечить режим особой охраны природных комплексов и объектов на указанных землях, осуществить необходимые мероприятия, связанные с созданием национального парка "Бикин", и обеспечить подготовку в установленном порядке проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов и внести его в Правительство Российской Федерации до 1 декабря 2017 г.
Нормативный правовой акт опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 10 ноября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 16 ноября 2015 г. N 46.
Территориально-соседская община коренных малочисленных народов "ТИГР" с. Красный Яр Пожарского района Приморского края (далее - ТСО КМН "ТИГР") обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления, в части включения в состав земель, на которых учреждается национальный парк "Бикин", лесного земельного участка площадью 412789 га, а именно лесные кварталы: N 68, 107-117 Соболиного участкового лесничества, N 118, 119, 165-308, 326-337, 342-407, 409, 413, 417 Краснояровского участкового лесничества, N 309-325, 338-341, 408, 410-412, 414-416, 418-523, 525-530, 537-543, 549-563, 571-575, 589, 590, 593, 594, 598-603, 611-620, 626, 627, 632-656, 663-666, 701-713, 715-717, 719 Охотничьего участкового лесничества Верхне-Перевальнинского лесничества, ранее предоставленного на праве аренды ТСО КМН "ТИГР", ссылаясь на то, что эти действия нарушают статьи 9, 48 Лесного кодекса Российской Федерации, статью 47 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", статью 13 Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", ограничивают право пользования лесными кварталами, предоставленными в аренду на основании долгосрочного договора, в связи с чем ТСО КМН "ТИГР" и коренные жители Пожарского района лишены возможности вести традиционный образ жизни на территории арендованного участка.
Как указывает административный истец, предметом деятельности ТСО КМН "ТИГР" является традиционный образ жизни коренных малочисленных народов: удэгейцев и нанайцев (в Пожарском муниципальном районе компактно проживает коренной малочисленный народ удэгейцы). ТСО КМН "ТИГР" в 2009 г. с Управлением лесным хозяйством Приморского края заключила договор аренды лесного участка площадью 461154 га сроком на 49 лет. В связи с созданием национального парка "Бикин" лесной участок площадью 412789 га из 461154 га, предоставленных общине, вошел в состав национального парка, и местные жители лишены права пользования лесными кварталами, предоставленными в долгосрочную аренду, и возможности вести традиционный образ жизни на территории арендованного участка.
В суде представители административного истца ТСО КМН "ТИГР" Гомзарь А.В., Фатькина Е.Е. поддержали заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 3 июля 2017 г. N СП-П9-4255).
Представитель Правительства Российской Федерации Сорокин И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ТСО КМН "ТИГР" Гомзарь А.В., Фатькиной Е.Е., Правительства Российской Федерации Сорокина И.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что создание национальных парков и расширение территорий национальных парков осуществляются решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (пункт 1 статьи 14).
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем в сфере регулирования отношений об особо охраняемых природных территориях, Правительство Российской Федерации 3 ноября 2015 г. издало постановление N 1187 "О создании национального парка "Бикин".
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит национальные парки к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно подпункту 6 статьи 11 и абзацу пятому подпункта 1 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, представляются на государственную экологическую экспертизу вместе с материалами их обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Во исполнение предписаний указанного Федерального закона материалы комплексного эколого-экономического обследования территории, обосновывающие придание ей статуса национального парка, прошли государственную экологическую экспертизу, положительное заключение которой утверждено приказом Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 14 мая 2015 г. N 397.
Мнение местного населения и иных заинтересованных лиц по проекту планируемого национального парка "Бикин" было выявлено посредством проведения слушаний в рамках государственной экологической экспертизы.
Из заключения экспертной комиссии государственной экспертизы следует, что в составе материалов, подлежащих экспертизе, имелись материалы эколого-экономического обоснования создания национального парка, этнокультурного комплекса и рассматривалась проблема сохранения и закрепления среды обитания аборигенов Бикина, оценка воздействия на окружающую среду, а также материалы обсуждения объекта экологической экспертизы с общественностью (копия протокола от 5 марта 2015 г. пгт. Лучегорск, копия протокола от 6 марта 2015 г. с. Соболиный, копия протокола от 6 марта 2015 г. с. Красный Яр). Информационные сообщения о проведении общественных слушаний размещались в общественно-политической газете Пожарского муниципального района "Победа" от 30 января 2015 г. N 4, в "Приморской газете" от 27 января 2015 г. N 6, в "Российской газете" от 30 января 2015 г. N 18.
При использовании лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает обеспечение защиты исконной среды обитания этих народов и их традиционного образа жизни (статья 48). При проведении государственной экологической экспертизы была учтена возможность использования ТСО КМН "ТИГР" лесного участка, предоставленного на основании договора аренды.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 декабря 2015 г. N 2742-О "По запросу Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 г. N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР", содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории национального парка.
Оспариваемое Постановление определяет границы территории национального парка и не устанавливает определенный режим использования земель, включенных в его границы.
Регулируя отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относит земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (пункт 1 статьи 95). Данный Кодекс допускает наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков (пункт 6 статьи 95).
Следовательно, создание в Пожарском муниципальном районе Приморского края национального парка "Бикин" и наличие в его границах части лесного участка, предоставленного по договору аренды ТСО КМН "ТИГР", не может рассматриваться как нарушение требований лесного и земельного законодательства.
Доводы административного истца о незаконности перевода участка лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, а также о прекращении у ТСО КМН "ТИГР" права пользования лесным участком являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации не регулирует вопросы перевода земель из одной категории в другую, а также прекращения права пользования и владения лесными участками.
Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" предусматривает право малочисленных народов безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 8).
В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения; зоны традиционного экстенсивного природопользования. Зона традиционного экстенсивного природопользования предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования (статья 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Из заключения государственной экологической экспертизы материалов комплексного этнокультурного, экологического и социально-экономического обследования территории, обосновывающих необходимость обеспечения статуса особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка "Бикин" усматривается, что зона традиционного экстенсивного природопользования (674181 га, 58,1%) предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления территориально-соседской общины коренных малочисленных народов "ТИГР" с. Красный Яр Пожарского района Приморского края о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 1187 "О создании национального парка "Бикин" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 6 сентября 2017 г. N АКПИ17-521
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 декабря 2017 г. N АПЛ17-443 настоящее решение оставлено без изменения