Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 7 декабря 2006 г. N А45-5397/06-41/225
Прокурор Новосибирской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими абзаца 1 пункта 3, абзаца 1 пункта 5 Положения "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления", утвержденного решением городского Совета муниципалитета Новосибирска от 09.12.1998 (в редакции решений городского Совета от 20.03.2002 N 118, от 21.06.2006 N 278), в части официального опубликования нормативных правовых актов в газете "Вечерний Новосибирск".
Требования прокурора мотивированы тем, что вышеуказанное Положение в оспариваемой части не соответствует статье 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", пункту 2 статьи 12 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", статье 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку придание газете "Вечерний Новосибирск", учредителем которой является общество с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Вечерний Новосибирск", статуса официального источника опубликования нормативных правовых актов влечет невозможность соблюдения требований статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Кроме того, прокурор полагает, что нарушен порядок размещения муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, на основе открытого конкурса, а также ограничена самостоятельность и созданы дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Городской Совет муниципалитета Новосибирска отклонил требования прокурора как необоснованные, ссылаясь на правомерность Положения "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления" в оспариваемой части. При этом городской Совет, организуя защиту, ссылается на то обстоятельство, что исходя из дефиниции "муниципальные нужды", обозначенной в разделе 1 Положения "Об организации поставки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе", обязанности по размещению муниципального заказа на определение источника официального опубликования нет. По утверждению городского Совета, определение источника опубликования не подпадает под понятие муниципальный заказ, а также отсутствуют основания полагать, что пункты 3, 5 оспариваемого Положения создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Третье лицо отзыв по делу не представило, в судебное заседание не явилось.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
Как видно из материалов дела, решением городского Совета муниципалитета Новосибирска от 09.12.1998 N 183 в редакции решения городского Совета от 21.06.2006 N 278 утверждено Положение "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления" (далее - Положение).
Согласно абзацу 1 пункта 3 Положения официальным опубликованием нормативных правовых актов считается публикация их текстов в газете "Вечерний Новосибирск" или "Бюллетене органов городского самоуправления Новосибирска".
В абзаце 1 пункта 5 Положения указано, что акты городского Совета подлежат обязательному официальному опубликованию в газете "Вечерний Новосибирск" или "Бюллетене органов городского самоуправления Новосибирска", кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Из устава редакции газеты "Вечерний Новосибирск" следует, что учредителем газеты является общество с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Вечерний Новосибирск", то есть негосударственный орган. Данное обстоятельство свидетельствует о невозможности требовать соблюдения положений статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от редакции газеты "Вечерний Новосибирск".
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления.
Следовательно, установление нормативным правовым актом в качестве официального источника публикации газеты, учредителем которой является общество с ограниченной ответственностью, возможно только при наличии договора, заключенного по итогам открытого конкурса. Между тем данный порядок соблюден не был, конкурс на размещение вышеуказанного муниципального контракта не проводился.
Возражение городского Совета, касающееся непризнания определения источника официального опубликования нормативных документов мэрии и Совета города Новосибирска в качестве муниципального заказа со ссылкой на Положение "Об организации поставки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе утвержденное решением городского Совета от 26.03.1998 N 128", несостоятельно, поскольку данный правовой акт не был опубликован для всеобщего сведения и, следовательно, не подлежит применению в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным является заказ органа местного самоуправления на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета.
Статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает размещение муниципального заказа на конкурсной основе, если иное не предусмотрено федеральными законами, законами субъекта, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Статьей 12 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в силу 30.09.1997, предусмотрено размещение муниципального заказа на основе открытого конкурса.
Судом не принимается во внимание ссылка городского Совета на часть 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, поскольку оспариваемым нормативным правовым актом данный вопрос не регулируется.
Довод городского Совета о доступности и популярности газеты "Вечерний Новосибирск" среди населения города Новосибирска не влияет на юридическую квалификацию выводов при обсуждении вопроса об органе официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Изложенное свидетельствует о несоответствии абзаца 1 пункта 3, абзаца 1 пункта 5 Положения "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления", утвержденного решением городского Совета муниципалитета Новосибирска от 09.12.1998 (в редакции решений городского Совета от 20.03.2002 N 118, от 21.06.2006 N 278), в части официального опубликования нормативных правовых актов в газете "Вечерний Новосибирск" Закону Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (в редакции от 16.10.2006) "О средствах массовой информации", Федеральному закону от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах требования прокурора Новосибирской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на городской Совет относится государственная пошлина в размере 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
признать недействующими абзац 1 пункта 3, абзац 1 пункта 5 Положения "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления", утвержденного решением городского Совета муниципалитета Новосибирска от 09.12.1998 (в редакции решений Городского Совета от 20.03.2002 N 118, от 21.06.2006 N 278), в части официального опубликования нормативных правовых актов в газете "Вечерний Новосибирск" как не соответствующие Закону Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (в редакции от 16.10.2006) "О средствах массовой информации", Федеральному закону от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Взыскать с городского Совета муниципалитета Новосибирска в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень, в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 7 декабря 2006 г. N А45-5397/06-41/225
Текст решения опубликован в журнале 'Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ' N 3, март, 2007 г.
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника