Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Примерное содержание заключения Счетной палаты Российской Федерации о результатах проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности за отчетный финансовый год

Приложение N 1
к стандарту внешнего государственного
аудита (контроля) СГА 203
"Последующий контроль за исполнением
федерального бюджета"

 

Примерное содержание
заключения Счетной палаты Российской Федерации о результатах проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности за отчетный финансовый год

 

в __________________________________________________________

(наименование главного администратора средств
федерального бюджета)

__________________________________________________________

(фамилия и инициалы министра, руководителя агентства,
службы и иного получателя средств)

 

1. Общие положения

 

1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по ___ (наименование главного администратора средств федерального бюджета) о результатах проверки исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности за отчетный финансовый год (далее - заключение Счетной палаты по главному администратору средств федерального бюджета) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".

Заключение Счетной палаты по главному администратору средств федерального бюджета подготовлено на основании результатов контрольных мероприятий и (или) экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в главном администраторе средств федерального бюджета и в подведомственных ему федеральных государственных бюджетных (автономных) учреждениях, федеральных государственных казенных учреждениях, на федеральных государственных унитарных предприятиях (далее - подведомственные главному администратору средств федерального бюджета учреждения и организации), в его территориальных органах. По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), составлено ___ актов, из которых ___ актов подписаны с замечаниями проверяемой стороны (или без замечаний), на замечания ответственных лиц объектов контрольного мероприятия даны соответствующие заключения Счетной палаты. По результатам экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой, составлено ___ заключений.

1.2. Бюджетная отчетность главного администратора средств федерального бюджета за отчетный финансовый год (далее - бюджетная отчетность) за ____ год в Счетную палату представлена ___ (число, месяц, год), что соответствует (не соответствует) сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетная отчетность составлена в соответствии (не в соответствии) с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), и соответствует (не соответствует) структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период. Организация бюджетного учета осуществляется главным администратором средств федерального бюджета в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.

Профессиональное суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета за отчетный финансовый год, об обеспечении достоверного представления финансового положения:

1) бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ___ (главного администратора средств федерального бюджета) по состоянию на 1 января 20__ года в соответствии с Инструкцией N 191н, Инструкцией о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н (далее - Инструкция N 15н), и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н);

2) за исключением влияния обстоятельств, изложенных в пункте(ах) ___ настоящего Заключения, бюджетная отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ___ (главного администратора средств федерального бюджета) по состоянию на 1 января 20__ года в соответствии с Инструкцией N 191н, Инструкцией N 15н и Инструкцией N 33н;

3) вследствие существенности обстоятельств, изложенных в пункте(ах) ___ настоящего Заключения и содержащих основания для выражения отрицательного мнения, бюджетная отчетность не отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение ___ (главного администратора средств федерального бюджета) по состоянию на 1 января 20__ года в соответствии с Инструкцией N 191н, Инструкцией N 15н и Инструкцией N 33н;

4) вследствие существенности обстоятельств, изложенных в пункте(ах) ___ настоящего Заключения, в связи с отсутствием возможности получить достаточные и достоверные доказательства мнение о достоверности отражения в бюджетной отчетности во всех существенных отношениях финансового положения ___ (главного администратора средств федерального бюджета) по состоянию на 1 января 20__ года в соответствии с Инструкцией N 191н, Инструкцией N 15н и Инструкцией N 33н выражено быть не может.

1.3. Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу деятельности, полномочия и функции главного администратора средств федерального бюджета.

Координация и контроль деятельности находящихся в ведении главного администратора средств федерального бюджета агентств, служб и иных получателей бюджетных средств.

Наличие и количество территориальных органов главного администратора средств федерального бюджета.

Наличие и количество учреждений, предприятий и иных организаций, находящихся в ведении главного администратора средств федерального бюджета, их организационно-правовая форма.

Обобщенный анализ результатов создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации, передачи в иное ведение подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществленных в том числе в связи с совершенствованием правового положения федеральных государственных учреждений и оптимизацией организационно-правовой формы федеральных государственных унитарных предприятий. Изменение состава и количества подведомственных организаций по видам организационно-правовой формы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, на начало и конец отчетного финансового года. Наличие утвержденных перечней подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти.

 

2. Результаты проверки и анализа исполнения главным администратором средств федерального бюджета бюджетных полномочий

 

2.1. Исполнение Минфином России бюджетных полномочий, установленных статьей 165 и иными статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.2. Исполнение Федеральным казначейством бюджетных полномочий, установленных статьей 166.1 и иными статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

2.3. Исполнение Минэкономразвития России полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.4. Исполнение Минстроем России полномочия, установленного пунктом 5.12 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038.

 

3. Результаты проверки и анализа исполнения федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и бюджетной отчетности в главном администраторе средств федерального бюджета (администраторе средств федерального бюджета, получателе средств федерального бюджета)

 

3.1. В части доходов федерального бюджета

Краткий анализ структуры доходов федерального бюджета.

Недостатки и нарушения, выявленные при исполнении главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета бюджетных полномочий, установленных пунктами 1 и 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Анализ полноты выполнения главным администратором доходов федерального бюджета показателей, учтенных в уточненном прогнозе поступления доходов в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, а также причин, повлиявших на перевыполнение или невыполнение прогнозных значений.

Соответствие применяемых методов расчета источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установленным требованиям.

Достоверность бюджетной отчетности главного администратора доходов федерального бюджета.

Результаты анализа информации об объеме выпадающих доходов от применения льгот, освобождений и иных преференций по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Нарушения и недостатки при исполнении федерального бюджета по доходам в учете и отчетности главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета.

Результаты проверки и анализа иных вопросов, установленных программой (единой программой) проведения контрольного мероприятия по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в главном администраторе средств федерального бюджета (далее - программа проведения контрольного мероприятия).

 

3.2. В части расходов федерального бюджета

Краткий анализ структуры расходов федерального бюджета.

Недостатки и нарушения, выявленные при исполнении главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета и получателем средств федерального бюджета бюджетных полномочий, установленных пунктами 1 и 2 статьи 158, статьями 161 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проверка соответствия фактических показателей исполнения федерального бюджета по расходам показателям, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписью (с изменениями), бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, соответствующими обоснованиями (расчетами) плановых сметных показателей.

Проверка достоверности бюджетной отчетности по расходам федерального бюджета.

Проверка и анализ исполнения расходов по государственному оборонному заказу (в части заключений по соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета).

Проверка и анализ обоснованности выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Президента Российской Федерации и резервного фонда Правительства Российской Федерации по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Анализ направлений использования бюджетных ассигнований, полноты и целевого использования средств на мероприятия и цели, предусмотренные решениями о выделении средств из резервных фондов, анализ достоверности отчетности об использовании средств резервных фондов.

Анализ реализации мер государственной поддержки импортозамещения в рамках отраслевых планов мероприятий по импортозамещению.

Оценка объема остатков средств на счетах загранучреждений Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом на начало и конец отчетного финансового года, образовавшихся за счет остатков средств доходов и остатков средств бюджетного финансирования прошлых лет. Анализ принятых главным распорядителем средств федерального бюджета мер по уменьшению объемов указанных остатков средств (в части заключений по соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета).

Анализ неиспользованных объемов бюджетных ассигнований на конец отчетного периода.

Анализ объемов неисполненных бюджетных ассигнований на конец отчетного периода, использование которых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами предусмотрено в текущем финансовом году.

Оценка мер, принимаемых главными распорядителями средств федерального бюджета по недопущению образования на конец финансового года неиспользованных средств.

Результаты аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (сгруппированные по видам нарушений).

Нарушения и недостатки при исполнении федерального бюджета по расходам в учете и отчетности главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета.

Результаты проверки и анализа иных вопросов, установленных программой проведения контрольного мероприятия.

 

3.3. В части источников финансирования дефицита федерального бюджета

Краткий анализ структуры источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Недостатки и нарушения, выявленные при исполнении главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетных полномочий, установленных пунктами 1 и 2 статьи 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проверка и анализ изменений, внесенных в федеральный закон о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период, обоснованности изменений в сводную бюджетную роспись.

Проверка соблюдения установленных требований к планированию (прогнозированию) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в рамках внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период, изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе соблюдение:

методик прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета при уточнении плановых объемов;

положений нормативных правовых актов Российской Федерации при формировании прогноза кассовых поступлений и кассовых выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

порядка формирования и представления главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств;

порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципов назначения и прочих актов в части применения кодов бюджетной классификации по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

законодательства Российской Федерации в части особенностей планирования (прогнозирования) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

порядка доведения бюджетных ассигнований при организации исполнения федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

прочих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Проверка и анализ итогов исполнения соответствующих показателей федерального бюджета по главному администратору источников финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный финансовый год.

Комплексная оценка причин неисполнения федерального бюджета, выявление резервов в планировании и исполнении федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

Проверка соответствия фактических показателей исполнения федерального бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета утвержденным показателям.

Проверка и анализ поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемых главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета:

установление фактического объема поступления средств в разрезе источников финансирования дефицита федерального бюджета;

установление фактического объема выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета и сопоставление с показателями сводной бюджетной росписи (с изменениями), анализ причин отклонений;

изменение (увеличение, уменьшение) остатков средств федерального бюджета на счетах главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета в Банке России и иных кредитных организациях, уполномоченных осуществлять операции со средствами федерального бюджета, с анализом причин указанных изменений;

суммарная величина курсовой разницы, возникающей вследствие изменения курса рубля к иностранным валютам, по счетам в иностранной валюте главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Проверка достоверности бюджетной отчетности по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

Нарушения и недостатки при исполнении федерального бюджета в части источников финансирования дефицита федерального бюджета в учете и отчетности главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Результаты проверки и анализа иных вопросов, установленных программой проведения контрольного мероприятия.

 

3.4. В части дебиторской задолженности

Анализ общих объемов дебиторской задолженности по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января отчетного финансового года и на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом, в том числе дебиторской задолженности по видам доходов, по выданным авансам (в разрезе государственных контрактов, соглашений (выборочно) на предмет завершения расчетов в отчетном периоде и объемов оставшейся дебиторской задолженности на конец отчетного финансового года, дебиторской задолженности, образованной по расходам инвестиционного характера, включая капитальные вложения, анализ долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности.

Анализ динамики образования дебиторской задолженности за проверяемый период в сравнении с предыдущим годом, установление причин увеличения задолженности (с учетом установленного уровня существенности), а также оценка рисков образования просроченной задолженности.

Анализ мер, принимаемых главным администратором средств федерального бюджета по сокращению дебиторской задолженности (с учетом установленного уровня существенности), и выявление безнадежной к взысканию задолженности, оценка их достаточности и эффективности.

 

3.5. В части кредиторской задолженности

Анализ общих объемов кредиторской задолженности по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января отчетного финансового года и на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом.

Анализ долгосрочной и просроченной кредиторской задолженности.

Анализ динамики образования кредиторской задолженности за проверяемый период в сравнении с предыдущим годом, установление причин увеличения кредиторской задолженности (с учетом установленного уровня существенности).

Анализ мер, принимаемых по сокращению кредиторской задолженности (с учетом установленного уровня существенности), и оценка их достаточности и эффективности.

 

4. Результаты проверки и анализа исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества), оценка объемов незавершенного строительства

 

4.1. Проверка полноты и своевременности исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление (софинансирование) капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность.

Анализ объема, уровня и динамики дебиторской задолженности, в том числе просроченной, по расходам на капитальные вложения в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП).

Анализ показателей ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства (количество и доля объектов, введенных/не введенных в эксплуатацию (получено/не получено разрешение на ввод объектов в эксплуатацию) в отчетном финансовом году из числа, подлежавших вводу в эксплуатацию. Анализ причин несоблюдения сроков ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию.

Анализ показателей завершения проектно-изыскательских работ (количество и доля объектов капитального строительства, по которым в отчетном финансовом году завершены/не завершенные проектно-изыскательские работы (получено/не получено положительное заключение государственной экспертизы). Анализ причин несоблюдения сроков завершения проектно-изыскательских работ (получения положительного заключения государственной экспертизы).

Проверка и анализ изменения в течение отчетного финансового года объема ограничений на выполнение работ и их финансирование в отношении мероприятий и объектов ФАИП, а также объема бюджетных ассигнований по объектам, включенным в ФАИП при отсутствии проектной документации.

Проверка и анализ кассовых и фактических расходов федерального бюджета на указанные цели (анализ причин неполного использования средств федерального бюджета), оценка достоверности их отражения (в части объектов ФАИП) в аналитической информации о ходе реализации ФАИП.

Оценка обеспечения контроля за соблюдением получателями субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и (или) приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность условий предоставления указанных субсидий.

 

4.2. Оценка объемов незавершенного строительства.

Оценка объема незавершенного строительства, включая проектную документацию, разработанную в предшествующие периоды за счет средств федерального бюджета, с использованием которой по состоянию на конец отчетного финансового года не созданы объекты строительства (объекты незавершенного строительства), и его динамики за отчетный финансовый год.

Анализ бюджетной и статистической отчетности по отражению сведений об объектах незавершенного строительства, объемах вложений в объекты незавершенного строительства, результатов инвентаризации незавершенного строительства.

Оценка причин несоблюдения сроков ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию.

Оценка мер, принимаемых главными распорядителями средств федерального бюджета, по своевременному завершению капитального строительства, а также по вовлечению в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов. Сведения о проведении в отчетном финансовом году консервации объектов незавершенного строительства (возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированных объектов незавершенного строительства).

Проверка наличия правоустанавливающих документов на объекты незавершенного строительства, позволяющих уплачивать имущественные налоги на территории субъекта Российской Федерации.

 

5. Результаты проверки и анализа формирования и утверждения государственного задания, использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на оказание государственных услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели

 

Соблюдение норм порядка формирования государственного задания на оказание государственных работ (услуг) в отношении федеральных государственных учреждений, в том числе правильность расчета финансового обеспечения государственного задания, включая правильность применения коэффициента платной деятельности, корректирующих коэффициентов, коэффициента выравнивания, осуществление контроля органом-учредителем за выполнением государственного задания.

Проверка и анализ выполнения государственного задания, в том числе анализ отклонений от плановых показателей государственного задания, с указанием причин невыполнения (перевыполнения).

Анализ обоснованности расчета объема субсидии на иные цели, в том числе соответствие цели субсидии ведомственным нормативным актам.

Результаты использования субсидии на иные цели.

Соблюдение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений.

Результаты проверки и анализа иных вопросов, установленных программой проведения контрольного мероприятия.

 

6. Результаты проверки и анализа использования субсидий, предоставленных юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям, в том числе в виде имущественного взноса, а также взносов в уставные капиталы юридических лиц

 

Результаты проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий юридическим лицам (взносов в уставные капиталы), сроков перечисления субсидий (взносов в уставные капиталы), осуществление контроля главным распорядителем средств федерального бюджета за использованием субсидий (взносов в уставные капиталы).

Результаты анализа докладов, предоставляемых главными распорядителями средств федерального бюджета в Правительство Российской Федерации, в части осуществления главным распорядителем средств федерального бюджета контроля за целевым и эффективным использованием субсидий (взносов), предоставленных из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Анализ результатов использования (достижения установленных в соглашениях (договорах) значений результатов и (или) иных показателей) юридическими лицами полученных средств.

Объемы предоставленных субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, по видам отраслей.

Результаты анализа отчетов о расходах, источником финансового обеспечения которых являются взносы в уставные капиталы юридических лиц, не являющихся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, с установлением причин (при наличии) размещения указанных средств на депозитных счетах (вкладах) в кредитных организациях и образования остатков указанных средств на счетах юридических лиц по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года.

Результаты проверки и анализа иных вопросов, установленных программой проведения контрольного мероприятия.

 

7. Проверка, анализ и оценка реализации государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограммы) за отчетный финансовый год 1

 

При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета осуществляется проверка, анализ и оценка:

изменений, внесенных в отчетном периоде в госпрограмму, в том числе утвержденных нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а также изменений, внесенных в паспорт госпрограммы и в паспорта структурных элементов госпрограммы, утвержденных в установленном порядке;

соблюдения статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой госпрограммы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу;

изменений в госпрограмму после первого декабря отчетного года в части ухудшения ранее установленных плановых значений показателей (индикаторов) госпрограммы, мероприятий (результатов) структурных элементов госпрограммы;

соответствия целей и значений целевых показателей госпрограммы, показателей, задач и результатов ее структурных элементов документам стратегического планирования Российской Федерации 2;

соответствия структуры госпрограммы требованиям Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786, и Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2021 года N 500;

полноты и корректности отражения в комплексной программе направлений деятельности главных распорядителей средств бюджетов, соответствующих сфере (отрасли) ее реализации и включенных в состав госпрограмм в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N 3734-р;

кассового исполнения по расходам федерального бюджета на реализацию госпрограммы за отчетный год;

объема проектной части госпрограммы;

объема изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в отчетном году;

достижения плановых значений показателей госпрограммы за отчетный год 1, в том числе с учетом уровня исполнения расходов за счет средств федерального бюджета;

реализации мероприятий (достижения результатов) структурных элементов госпрограммы за отчетный год, в том числе с учетом уровня исполнения расходов за счет средств федерального бюджета (при наличии взаимосвязи мероприятий (результатов) с финансовым обеспечением);

динамики дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам за отчетный год по госпрограмме;

ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию в рамках реализации госпрограммы за отчетный год;

состава показателей госпрограммы;

оценка стабильности состава показателей госпрограммы;

оценка динамики плановых (фактических) значений показателей госпрограммы;

количества показателей, по которым представлены фактические значения за отчетный год, определение перечня показателей, по которым отсутствуют фактические значения за отчетный год, и показателей, фактические значения которых носят предварительный характер, а также сроков представления фактических данных;

количества показателей госпрограммы, по которым формируется официальная статистическая информация в соответствии с федеральным планом статистических работ и которые рассчитываются по методикам, принятым международными организациями, а также количества показателей госпрограммы, фактические данные по которым формируются ответственными исполнителями, соисполнителями, участниками госпрограммы;

причин (факторов), препятствующих реализации госпрограммы и ее структурных элементов, причин (факторов) невыполнения (частичного выполнения) результатов структурных элементов госпрограммы за отчетный год, оценка последствий недостижения показателей госпрограммы и достаточности мер, принятых по их устранению;

нарушения и недостатки, выявленные в рамках анализа соблюдения порядка подготовки годового отчета о ходе реализации госпрограммы.

Оценка предложений по дальнейшей реализации госпрограммы и их обоснований.

Результаты проверки, анализа и оценки иных вопросов, установленных примерной программой и программой проведения контрольного мероприятия.

 

8. Проверка, анализ и оценка реализации в отчетном финансовом году национальных и федеральных проектов

 

При проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета осуществляется проверка, анализ и оценка:

кассового исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национальных и федеральных проектов, в том числе по сравнению с аналогичным периодом года, предшествующего отчетному;

соответствия плановых объемов финансового обеспечения федеральных проектов (в редакции паспортов федеральных проектов по состоянию на 31 декабря отчетного года) параметрам сводной бюджетной росписи (с учетом изменений);

объема и структуры расходов федерального бюджета на реализацию национальных проектов в разрезе групп видов расходов в соответствии с бюджетной классификацией;

внесения изменений в сводную бюджетную роспись расходов на реализацию национальных и федеральных проектов в отчетном году;

доли результатов федеральных проектов, достигнутых в срок, степени достижения результатов федеральных проектов;

состава результатов федеральных проектов, в том числе в разрезе типов результатов, а также на предмет их дублирования с показателями федеральных проектов и показателями госпрограмм;

изменений состава и наименований результатов федеральных проектов, их плановых значений и сроков достижения;

равномерности распределения в течение календарного года сроков достижения результатов федеральных проектов;

доли достигнутых показателей национальных и федеральных проектов и степени их достижения;

состава показателей национальных и федеральных проектов, в том числе на предмет их дублирования с результатами федеральных проектов и показателями госпрограмм;

изменений состава и наименований показателей национальных и федеральных проектов, их плановых значений.

Результаты проверки, анализа и оценки иных вопросов, установленных примерной программой и программой проведения контрольного мероприятия.

 

9. Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов

 

Результаты проверки и анализа осуществления бюджетных полномочий в части предоставления межбюджетных трансфертов.

Анализ состава и объема межбюджетных трансфертов, их кассовое исполнение.

Анализ соблюдения порядка и условий перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Результаты проверки и анализа остатков межбюджетных трансфертов на счетах субъектов Российской Федерации, подлежащих возврату в федеральный бюджет.

Анализ выполнения результатов, оценка их влияния на реализацию целевых показателей документов стратегического планирования (выборочно).

Оценка организации и осуществления контроля со стороны главного распорядителя средств федерального бюджета за соблюдением субъектами Российской Федерации условий, целей и порядка предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также за достижением результатов мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.

Результаты проверки и анализа информации об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Результаты проверки и анализа иных вопросов, установленных программой проведения контрольного мероприятия.

 

10. Результаты проверки и анализа осуществления Минфином России бюджетных полномочий по управлению государственным долгом

 

Проверка и анализ исполнения Минфином России бюджетных полномочий по управлению государственным долгом Российской Федерации.

Оценка объема и структуры государственного долга Российской Федерации за отчетный финансовый год.

Сопоставление достигнутых показателей объема государственного внутреннего и внешнего долга с установленными федеральным законом о федеральном бюджете предельными значениями государственного внутреннего и внешнего долга.

Оценка обоснованности показателей объема и структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января отчетного финансового года и на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом.

Оценка обоснованности показателей объема и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января отчетного финансового года и на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом.

Анализ выполнения программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Анализ выполнения программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

Анализ и динамика объема расходов на обслуживание государственного долга в отчетном финансовом году.

Результаты проверки и анализа иных вопросов, установленных программой проведения контрольного мероприятия.

 

11. Результаты проверки и анализа осуществления Минфином России и Казначейством России бюджетных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния

 

Проверка и анализ исполнения Минфином России бюджетных полномочий по осуществлению нормативного и методического обеспечения управления средствами Фонда национального благосостояния и полномочий по управлению этими средствами.

Оценка полноты и своевременности формирования в отчетном финансовом году Фонда национального благосостояния за счет дополнительных нефтегазовых доходов, доходов от управления средствами фонда, а также от использования средств фонда.

Анализ изменения совокупного объема средств Фонда национального благосостояния.

Анализ запланированных и фактически поступивших доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Анализ курсовой разницы по средствам Фонда национального благосостояния на счетах по учету средств фонда.

Анализ и динамика доходности размещения средств фонда на счетах в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации.

Результаты проверки и анализа иных вопросов, установленных программой проведения контрольного мероприятия.

 

12. Оценка Счетной палатой качества управления государственными финансами, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета

 

Оценка качества управления государственными финансами, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета, по следующим группам показателей: среднесрочное финансовое планирование, исполнение по доходам и расходам, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, ФАИП, незавершенное строительство, учет и отчетность, эффективность внутреннего финансового аудита, объем финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля, выполнение государственных заданий.

 

13. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета

 

Результаты проверки и анализа осуществления внутреннего финансового аудита в главном администраторе средств федерального бюджета, в том числе организации внутреннего финансового аудита на предмет соответствия требованиям федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

Анализ результатов аудиторских мероприятий внутреннего финансового аудита в главном администраторе средств федерального бюджета.

Оценка соответствия внутреннего финансового аудита в главном администраторе средств федерального бюджета федеральным стандартам внутреннего финансового аудита.

 

14. Результаты проверки и анализа эффективности формирования федеральной собственности, управления и распоряжения ею главным администратором средств федерального бюджета

 

14.1. Анализ выявленных нарушений в сфере управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе в части выполнения требований о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об учете федерального имущества в реестре федерального имущества.

14.2. Анализ информации о реализации прав акционеров акционерных обществ с долей участия Российской Федерации по заключениям по главным администраторам доходов федерального бюджета, администрирующим доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в том числе:

результатов проверки обоснованности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации принятых в отчетном финансовом году решений о распределении чистой прибыли акционерных обществ;

данных о размере начисленных и перечисленных в федеральный бюджет дивидендов акционерных обществ;

сведений о задолженности акционерных обществ по уплате дивидендов в федеральный бюджет, а также о периоде ее образования.

14.3. Анализ информации о реализации прав собственника имущества ФГУП по заключениям по главным администраторам доходов федерального бюджета, администрирующим доходы от перечисления части прибыли, в том числе:

результатов проверки обоснованности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации принятых решений о распределении чистой прибыли ФГУП за предыдущий отчетный финансовый год;

данных об объемах чистой прибыли ФГУП за предыдущий отчетный финансовый год, подлежащей перечислению и фактически перечисленной в федеральный бюджет в отчетном финансовом году;

сведений о задолженности ФГУП по перечислению в федеральный бюджет части чистой прибыли, а также о периоде ее образования.

14.4. В заключении по Росимуществу приводится обобщенная информация о состоянии реестра федерального имущества в части количественных данных по ФГУП, федеральным государственным учреждениям, акциям (долям) хозяйственных товариществ и обществ, принадлежащим Российской Федерации, земельным участкам и иному имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации.

 

15. Выводы.

16. Предложения.

 

------------------------------

1 Вопросы, предусмотренные настоящим разделом, анализируются при проведении контрольных мероприятий в отношении ответственных исполнителей госпрограмм с учетом положений Методики оценки реализации государственных программ Российской Федерации в рамках осуществления последующего контроля за исполнением федерального бюджета, утвержденной Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 февраля 2023 г. N 9К (1614), и могут анализироваться при проведении контрольных мероприятий в отношении соисполнителей и участников госпрограмм.

2 Общие выводы о несоответствии документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе по причине их неактуальности, должны быть конкретизированы при подготовке предложений (рекомендаций) Правительству Российской Федерации о признании документов стратегического планирования Российской Федерации утратившими силу или предложений по их актуализации (с отражением конкретных норм).

3 На основе показателей, данные о фактическом исполнении которых имеются к моменту проведения контрольного мероприятия.

------------------------------