Межгосударственный стандарт ГОСТ 32894-2014
"Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения"
(введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 952-ст)
Railway application. Inspection control. General provisions
Дата введения - 1 марта 2015 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Бюро по качеству "Технотест" (ООО "Бюро по качеству "Технотест")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации "Железнодорожный транспорт" N 524 (МТК 524)
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 июля 2014 г. N 68-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Украина |
UA |
Гостпотребстандарт Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 952-ст межгосударственный стандарт ГОСТ введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2015 г.
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на продукцию железнодорожного назначения, произведенную вновь или прошедшую капитальный ремонт и/или модернизацию, которая в силу законодательства, положений технических условий на продукцию или по условиям договоров (контрактов) на её поставку подлежат инспекторскому контролю.
Настоящий стандарт устанавливает порядок организации и общие положения проведения инспекторского контроля продукции железнодорожного назначения на предприятиях-изготовителях, предназначенной для эксплуатации на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
ГОСТ 27.004-85 Надёжность в технике. Системы технологические. Термины и определения.
ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 акт: Официальный документ, имеющий юридическую силу и фиксирующий определенный факт.
3.2 безопасность продукции: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
3.3
верификация: Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены. [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.8.4]. |
3.4 владелец инфраструктуры: Государственная организация, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по её использованию на основании договора.
3.5
входной контроль: Контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции. [ГОСТ 16504-81, пункт 100] |
3.6 гарантийные обязательства: Обязательства поставщика перед заказчиком, своими силами и средствами безвозмездно устранить отказы (дефекты) и несоответствие выпущенной продукции требованиям по качеству и комплектности, выявленные в течение гарантийного срока эксплуатации (гарантийной наработки), при условии использования данной продукции по её прямому назначению.
3.7 железнодорожные пути общего пользования: Железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
3.8 изготовитель (предприятие-изготовитель): Организация, независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющее изготовление и/или капитальный ремонт и/или модернизацию продукции для реализации её потребителям.
3.9 инспектор-приемщик, старший инспектор-приемщик: Работник инспекторского центра, осуществляющий инспекторский контроль.
3.10 инспекторский контроль: контроль продукции железнодорожного назначения, а также процесса её производства, осуществляемый работниками приёмочной инспекции. Подразделяется на инспекторский контроль продукции и инспекторский контроль производственного процесса изготовления этой продукции.
3.11 инспекторский контроль продукции: Часть инспекторского контроля, по результатам которого инспекторами-приёмщиками принимается решение о пригодности продукции к поставкам и (или) использованию по назначению на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
3.12 инспекторский контроль производственного процесса; ИКПП: Часть инспекторского контроля, направленная на получение объективных свидетельств того, что процесс изготовления (ремонта и/или модернизации) продукции, подлежащей инспекторскому контролю, а также методы оценки и контроля этой продукции продолжают соответствовать требованиям, установленными нормативными и техническими документами на эту продукцию.
3.13 инспекторский центр: Организация, получившая от владельца инфраструктуры утверждение полномочий на проведение инспекторского контроля
3.14 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
3.15
корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации. [ГОСТ ISO 9000-2011 пункт 3.6.5] |
3.16
летучий контроль: Контроль, проводимый в случайное время. [ГОСТ 16504-81, пункт 106] |
3.17
массовое производство: Производство, характеризуемое большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых или ремонтируемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция. [ГОСТ 14.004-83, пункт 22] |
3.18
несоответствие: Невыполнение требования. [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.2] |
3.19
отдел технического контроля; ОТК: служба технического контроля изготовителя (поставщика) или любая другая служба, персонал или отдельные специалисты, на которых возлагается контроль готовой продукции. [ГОСТ 15.309-98, пункт 5.7] |
3.20
паспорт: Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, а также сведения о сертификации и утилизации изделия. [ГОСТ 2.601-2006, пункт 5.1.2] |
3.21 предъявительское извещение: Документ, подтверждающий предъявление к инспекторскому контролю продукции, которая получила положительные результаты по всем операциям производственного контроля и принята ОТК.
3.22
предупреждающее действие: Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.6.4] |
3.23 приемочная инспекция: группа инспекторов-приемщиков во главе со старшим инспектором-приёмщиком, сформированная инспекторским центром для проведения инспекторского контроля на отдельно взятом предприятии-изготовителе.
Примечание - Численность приемочной инспекции и методология инспекторского контроля устанавливается инспекторским центром по согласованию с изготовителем. Если приемочная инспекция состоит из одного инспектора-приемщика, то он наделяется правами и полномочиями старшего инспектора-приемщика. При необходимости, для осуществления инспекторского контроля продукции, Центр, по согласованию с предприятием-изготовителем, может привлекать доверенных лиц из числа работников этого предприятия.
3.24 продукция железнодорожного назначения: Продукция изготовленная вновь или вышедшая после ремонта и/или прошедшая модернизацию, к которой относятся все виды подвижного состава, его составные части, компоненты инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенные для использования в процессе железнодорожных перевозок.
3.25 транспортное происшествие: Событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
3.26
технические условия: Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. [ГОСТ 1.1-2002, пункт 4.2] |
3.27
требование: Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.1.2] |
4 Общие положения
4.1 Инспекторский контроль осуществляет инспекторский центр (далее - Центр).
4.2 Инспекторский контроль организуют в порядке, установленном настоящим стандартом. На предприятиях-изготовителях инспекторский контроль осуществляют уполномоченные лица, которыми являются инспектора-приемщики (старшие инспектора-приемщики) - работники Центра.
4.3 Требования к уровню квалификации инспекторов-приемщиков, а также порядок и периодичность их аттестации устанавливаются Центром.
4.4 Осуществление инспекторского контроля при изготовлении продукции, проведении капитального ремонта и/или модернизации проводится с учётом требований нормативных и технических документов на данный вид продукции.
4.5 Для осуществления инспекторского контроля Центр составляет перечни продукции, подлежащей инспекторскому контролю. Их формируют на основании перечней продукции, согласно требованиям технических регламентов, подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия. Перечни продукции, подлежащей инспекторскому контролю, согласовывает руководство Центра и утверждает руководство владельца инфраструктуры.
4.6 Проведение инспекторского контроля не освобождает изготовителя от установленной законодательством и условиями договоров ответственности за обеспечение качества и безопасности изготовленной продукции.
5 Цели, задачи и функции инспекторского контроля
5.1 Целью инспекторского контроля является объективное подтверждение того, что продукция и процессы её изготовления продолжают соответствовать требованиям нормативной и технической документации на данный вид продукции.
5.2 Задачами инспекторского контроля являются:
а) подтверждение выполнения изготовителем требований нормативной и технической документации при изготовлении продукции;
б) принятия решений о пригодности выпускаемой продукции к использованию по назначению;
в) подтверждение выполнения изготовителем корректирующих и предупреждающих действий по устранению причин нарушений технологии производства продукции, несоблюдения требований нормативной и технической документации на эту продукцию, выявленных ранее в процессе проведения ИКПП.
5.3 Функциями инспекторского контроля являются:
а) контроль соблюдения изготовителем требований нормативной и технической документации при проведении входного контроля, при выполнении технологических операций производства, а также при проведении контрольных, предъявительских, квалификационных, приемосдаточных, инспекционных и периодических испытаний продукции, подлежащей инспекторскому контролю;
Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504.
б) контроль выполнения изготовителем корректирующих действий, разработанных для устранения выявленных в процессе инспекторского контроля несоответствий;
в) контроль наличия необходимой актуализированной технической документации на рабочих местах и участках;
г) контроль соблюдения на рабочих местах и участках требований утвержденной в установленном порядке, актуализированной технологической документации;
д) информирование изготовителя о выявленных в процессе инспекторского контроля несоответствиях продукции требованиям нормативной и технической документации, принятие мер по устранению этих несоответствий изготовителем.
е) информирование органов государственного надзора в области железнодорожного транспорта о случаях систематического невыполнения изготовителем установленных требований на продукцию.
6 Порядок взаимодействия Центра с изготовителями
6.1 Центр осуществляет инспекторский контроль на основании требований нормативной и технической документации, договоров поставок, договора или соглашения об оказании услуг по проведению инспекторского контроля.
6.2 Центр организует работу приемочной инспекции с учетом правил внутреннего распорядка изготовителя.
6.3 Программы и методики контрольных, предъявительских, квалификационных, приемосдаточных, инспекционных и периодических испытаний продукции, подлежащей инспекторскому контролю должны быть согласованы с Центром.
6.4 Изготовитель не имеет права вмешиваться в служебную деятельность*(1) приёмочной инспекции.
6.5 Разногласия, возникающие в процессе инспекторского контроля по вопросам, связанным с оценкой качества и безопасности продукции, разрешаются в порядке, установленном национальным законодательством страны, выпускающей продукцию и/или в соответствии с условиями поставки продукции, указанными в соответствующих договорах.
6.6 Центр несет ответственность за достоверность результатов инспекторского контроля в порядке, установленном законодательством страны, выпускающей продукцию.
6.7 Инспекторы-приёмщики несут ответственность в соответствии с должностной инструкцией.
7 Порядок организации и проведения инспекторского контроля
7.1 Организация инспекторского контроля продукции
7.1.1 Процедура проведения инспекторского контроля продукции представляет собой последовательные и согласованные с изготовителем действия приемочной инспекции, сформированные на основе требований нормативной и технической документации и обеспечивающие объективность принятия решения о пригодности продукции к использованию по назначению.
7.1.2 Инспекторский контроль продукции проводится на рабочих местах (участках) с необходимыми условиями для осуществления инспектором-приемщиком установленных процедур инспекторского контроля, включая визуальный осмотр по выявлению несоответствий требованиям.
7.1.3 При необходимости, Центр, по согласованию с предприятием-изготовителем, может заключить договор с юридическим или физическим лицом об оказании услуг по инспекторскому контролю. В этом случае лицо несёт ответственность в соответствии с условиями этого договора.
7.1.4 Предъявление продукции инспектору-приемщику к инспекторскому контролю оформляется изготовителем предъявительским извещением, по согласованной с Центром форме, с приложением необходимых документов, отражающих результаты производственного контроля. Структура и формы прилагаемых к письменному извещению документов на каждый вид продукции согласовываются изготовителем с Центром.
7.2 Требования к продукции, предъявляемой к инспекторскому контролю
7.2.1 ОТК изготовителя предъявляет к инспекторскому контролю продукцию, прошедшую необходимые этапы изготовления и приемки с документальным оформлением результатов.
7.2.2 К инспекторскому контролю предъявляется каждая единица подвижного состава. Компоненты инфраструктуры железнодорожного транспорта, составные части, узлы, детали, представляющие самостоятельные сборочные единицы, указанные в утвержденном владельцем инфраструктуры "Перечне продукции, подлежащей инспекторскому контролю" предъявляется в объёме, согласованном изготовителем с Центром.
7.3 Порядок проведения инспекторского контроля продукции
7.3.1 Предъявление продукции к инспекторскому контролю осуществляют поштучно или партиями единиц продукции, или совокупностью нескольких единиц или партий продукции, что отражается в предъявительском извещении.
7.3.2 Отбор образцов продукции из партии и проведение испытаний осуществляется работниками изготовителя под наблюдением инспектора-приемщика.
7.3.3 Программа и методика проведения испытаний при инспекторском контроле продукции согласовываются изготовителем с Центром.
7.3.4 При инспекторском контроле продукции инспектор-приемщик проверяет:
- техническую документацию на изготовление продукции;
- наличие сертификатов соответствия, если данная продукция подлежит обязательной сертификации;
- наличие декларации о соответствии, если, подтверждение соответствия данной продукции осуществляется в форме принятия декларации о соответствии;
- комплектность продукции;
- соответствие результатов приемосдаточных испытаний техническим параметрам, установленным в технической и нормативной документации;
- наличие отметок, свидетельствующих о приёмке данной продукции ОТК изготовителя;
- наличие, содержание и качество нанесения маркировки.
При инспекторском контроле всех видов железнодорожного подвижного состава, в том числе и специального подвижного состава, после изготовления, капитального ремонта и/или модернизации проверяется выполнение изготовителем требований по техническому состоянию продукции перед отправкой потребителю, правильность оформления паспорта на изделие и сопроводительной документации.
7.3.5 Средства измерений, применяемые при инспекторском контроле продукции, должны быть поверены или откалиброваны, а оборудование для испытаний - аттестовано. Набор средств измерений для проведения инспекторского контроля должен обеспечивать процесс измерения всех контролируемых параметров, указанных в нормативной и технической документации на продукцию, подлежащую инспекторскому контролю.
7.3.6 Инспекторский контроль, связанный с использованием неразрушающих методов контроля, осуществляется после проверки инспектором-приемщиком работоспособности соответствующих приборов или установки неразрушающего контроля, анализа результатов ранее проведенного изготовителем контроля их работы. Методики и технологические инструкции проведения всех видов неразрушающего контроля должны быть согласованы в установленном порядке и обеспечивать необходимый уровень контроля качества.
7.3.7 Продукция считается не прошедшей инспекторский контроль и отклоняется старшим инспектором-приемщиком (а при его отсутствии инспектором-приемщиком, проводящим контроль) от окончательной приемки, если по результатам проведенных испытаний будет выявлено её несоответствие хотя бы одному требованию, установленному нормативными документами или технической документацией на данный вид продукции.
7.3.8 К продукции, отклонённой инспекторским контролем, изготовитель применяет процедуры управления несоответствующей продукцией, регламентирующие допустимые исправления несоответствий или отнесение такой продукции к окончательному браку.
7.3.9 Продукция, не прошедшая инспекторский контроль с первого предъявления, после устранения несоответствий, подвергается повторной экспертизе и приемке ОТК, а затем предъявляется инспектору-приемщику по предъявительскому извещению с отметкой "Второе", подписанному начальником ОТК и представителем руководства изготовителя, курирующим вопросы качества выпускаемой продукции, которые информируют приёмочную инспекцию о принятых мерах по устранению несоответствий. Инспекторский контроль продукции со второго предъявления осуществляют только в присутствии начальника ОТК предприятия-изготовителя или лица, его замещающего.
7.3.10 Продукция, не прошедшая инспекторский контроль со второго предъявления, после устранения дефектов и замечаний инспектора-приемщика, проверки цехом и приемки ОТК, предъявляется к инспекторскому контролю только по письменной заявке-извещению с отметкой "Третье", подписанной начальником ОТК, руководителем предприятия-изготовителя или лицом, его замещающим. Инспекторский контроль продукции с третьего предъявления осуществляют только в присутствии представителя руководства изготовителя, курирующего вопросы качества выпускаемой продукции (или лица, его замещающего).
7.3.11 Продукция, не принятая с третьего предъявления, должна быть отнесена к окончательному браку.
7.3.12 Причины направления продукции в брак обобщает и систематизирует ОТК предприятия-изготовителя.
7.3.13 Результаты выполненных процедур инспекторского контроля регистрируются инспектором-приемщиком в соответствующем журнале или непосредственно в документах, представленных изготовителем вместе с письменным извещением на инспекторский контроль продукции.
7.4 Порядок оформления результатов инспекторского контроля продукции
7.4.1 При наличии положительных результатов всех проведенных испытаний продукции, инспекторами-приемщиками, с участием персонала предприятия-изготовителя, организуется установленное нормативными документами и технической документацией её инспекторское клеймение*(2), которое является основанием для оформления изготовителем паспорта*(3) на изделие либо партию изделий.
7.4.2 Содержание паспорта по ГОСТ 2.610, если иное не предусмотрено нормативными документами на конкретный вид продукции.
Помимо этого в раздел "Свидетельство о приёмке" паспорта продукции (или иной, предусмотренный нормативной документацией на этот вид продукции сопроводительный документ, отражающий факт окончательной приёмки продукции), включённой в перечни, согласно 4.5, вносится поле, показанное на рисунке 1.
Рисунок 1
7.4.3 Паспорт (или иной, предусмотренный нормативной документацией на этот вид продукции сопроводительный документ, отражающий факт окончательной приёмки продукции) подписывается начальником ОТК предприятия-изготовителя (или лица его замещающего) и старшим инспектором-приемщиком (при его отсутствии, инспектором-приемщиком, проводившим инспекторский контроль этой продукции), подписи заверяются печатями.
7.4.4 Продукция, подлежащая инспекторскому контролю, считается допущенной к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования, если она успешно прошла данный контроль со стороны Центра. Инспектор-приемщик подписывает паспорт на данный вид продукции (или иной, предусмотренный нормативной документацией на этот вид продукции сопроводительный документ, отражающий факт окончательной приёмки продукции).
7.5 Порядок проведения инспекторского контроля производственного процесса (ИКПП)
7.5.1 ИКПП подразделяют на плановый и летучий.
7.5.2 Проведение ИКПП не должно являться причиной вынужденного отказа технологической системы производственного подразделения.
Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.004.
7.5.3 ИКПП осуществляют в соответствии с программами, планами и графиками, согласованными с изготовителем, составленными назначенным Центром уполномоченным лицом на основании результатов анализа производственного контроля, испытаний продукции, инспекторского контроля продукции, технических аудитов, анализа причин возникновения дефектов и брака при изготовлении продукции и отказов её в эксплуатации.
7.5.4 При плановых ИКПП руководство предприятия-изготовителя уведомляется (в письменной форме) уполномоченным лицом (старший инспектором-приемщиком) о предстоящем контроле с указанием оснований, места (производственное подразделение) и сроков его проведения. О летучем ИКПП руководство предприятия-изготовителя, а также руководство проверяемого подразделения уведомляют непосредственно в процессе проведения этого вида контроля.
7.5.5 Для проведения ИКПП изготовитель предоставляет уполномоченным лицам необходимую техническую документацию, доказательства верификации процессов, исправности оборудования, аттестации испытательного оборудования, а также создает условия для проведения контрольных испытаний или измерений, проверки документов, удостоверяющих квалификацию персонала.
7.5.6 Плановый ИКПП проводят с участием сопровождающих лиц, назначенных руководством предприятия-изготовителя. Сопровождающие лица не должны оказывать влияния на проведение планового ИКПП.
7.5.7 Задачи планового ИКПП:
- контроль соблюдения требований законодательства по техническому регулированию, нормативных и технических документов в производственном процессе изготовления продукции.
- контроль соответствия проверяемого производственного процесса установленным требованиям технологической документации на продукцию;
- проверка системы организации контроля исполнения технологических операций на соответствие установленным требованиям технологической документации, оценка результативности технического контроля на предприятии;
- контроль реализации мероприятий по улучшению качества, вовлеченности и мотивации персонала;
- контроль процесса управления несоответствующей продукцией, анализ и оценка результативности;
- проверка наличия заключений компетентных организаций о соответствии производственной системы ее отдельных элементов установленным требованиям (при необходимости);
- проверка наличия идентификационного номера предприятия для клеймения продукции, правильность его использования на различных производственных площадках предприятиях;
- проверка наличия документов об аттестации рабочих мест и производственных подразделений (участков);
- проверка наличия документов об аттестации персонала, занятого производством специальных работ;
- проверка наличия согласованных в установленном порядке методов и методик, технологических инструкций и используемого оборудования неразрушающего контроля.
- контроль проведения квалификационных, типовых, периодических, приемосдаточных и других видов испытаний, за исключением испытаний на подтверждение соответствия (сертификационных);
- контроль обеспечения качества используемых при производстве продукции материалов и комплектующих;
- контроль наличия на рабочих местах поверенных или откалиброванных средств измерений;
- контроль наличия на рабочих местах актуализированных технологических процессов (актуализированных выписок из технологических процессов) изготовления продукции.
7.5.8 При проведении планового ИКПП проверяют и оценивают:
- устранение замечаний (при их наличии) после предыдущей проверки (если она проводилась ранее);
- состояние технической документации, средств технологического оснащения и испытательного оборудования;
- выполнение технологических операций, выявление отклонений от установленных норм технологического процесса;
- соответствие предъявляемой к пооперационному контролю продукции требованиям нормативной и технической документации.
7.5.9 При осуществлении ИКПП в части контроля процесса проведения входного контроля покупных изделий и материалов изготовителем инспектор-приемщик проверяет:
- наличие перечня продукции, подлежащей входному контролю, с указанием контролируемых параметров, вида контроля и объема выборки (при выборочном контроле), средств и методов контроля;
- оформление документации по результатам входного контроля;
- организацию выдачи в производство покупных изделий и материалов, наличие заключения об их пригодности к использованию в производстве на основании результатов входного контроля, соответствие требованиям стандартов или условиям договора на изготовление и поставку продукции;
- организацию учета и условия хранения покупных изделий и материалов на складах, предусмотренных технической документацией;
- правильность клеймения и маркировки, предусмотренной технической документацией на изготовление продукции, наличие паспортов, сертификатов, ярлыков, этикеток и правильность их заполнения;
- своевременность выдачи в производство изделий и материалов с ограниченным сроком хранения;
- своевременность отбора проб материалов для проведения измерений и испытаний;
- наличие на покупных изделиях и материалах, используемых в производстве, знака маркировки входного контроля либо отметки о проведении входного контроля в сопроводительных документах;
- проверку документов, подтверждающих аттестацию контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования и поверку измерительного инструмента, применяемых при входном контроле, а также соответствия их классу точности и методам измерения;
- порядок учета и хранения изделий и материалов, забракованных или с истекшими гарантийными сроками, выполнение требований по недопущению применения в производстве покупных изделий и материалов, не отвечающих требованиям соответствующей нормативной и технической документации.
7.5.10 Годовую программу (план-график) проведения ИКПП разрабатывает старший инспектор-приемщик на основании результатов анализа производственного контроля, испытаний продукции, инспекторского контроля продукции, технических аудитов, причин возникновения дефектов, брака и отказов продукции в эксплуатации. Приоритетность целей и задач при ИКПП определяет старший инспектор-приёмщик.
Программу проведения ИКПП согласовывают с руководством предприятия-изготовителя и утверждает руководитель Центра.
Утверждение программы проведения ИКПП производят не позднее 25 декабря года, предшествующего планируемому.
Изменения в программу проведения ИКПП вносит старший инспектор-приемщик по согласованию с руководством предприятия-изготовителя.
Изменения в программе проведения ИКПП утверждает руководитель Центра.
После утверждения, один экземпляр программы передается руководству предприятия-изготовителя, второй хранится в Центре.
7.5.11 По запросу со стороны руководства Центра, но не реже одного раза в квартал, приемочная инспекция составляет отчет о проведении ИКПП. Отчет должен содержать:
- информацию о проверках, выполненных по программе ИКПП;
- информацию о состоянии выполнения корректирующих мероприятиях по устранению несоответствий, выявленных за отчетный период;
- информацию о неустраненных несоответствиях.
Систематизированные данные по проведению ИКПП за год включают в отчет о работе приемочной инспекции.
7.5.12 План проведения ИКПП составляет старший инспектор-приёмщик. Данный план должен содержать: цель и область проверки, наименование проверяемого процесса и подразделения предприятия-изготовителя, в которых будет проверяться функционирование данного процесса или деятельности, состав группы проверяющих, вид проверки, дату передачи программы проведения проверки, перечень пунктов документов, подлежащих проверке.
При разработке плана проверки учитывают:
- состояние процесса;
- степень влияния результата процесса на безопасность перевозок;
- результаты ранее проведенного ИКПП (если проводился ранее);
- результаты проведенных технических аудитов;
- результаты анализа производственного контроля, испытаний продукции, инспекторского контроля продукции, технических аудитов, причин возникновения дефектов, брака и отказов продукции в эксплуатации.
Проведение ИКПП может включать как весь процесс в целом, так и какую-либо его часть, проводиться как во всех подразделениях предприятия-изготовителя и у должностных лиц, задействованных в процессе, так и выборочно в отдельно взятых подразделениях.
Программу проведения ИКПП выдает старший инспектор-приемщик (или лицо им назначенное из состава группы) в подразделения предприятия-изготовителя, задействованные в проверке процесса, не позднее, чем за три рабочих дня до проведения проверки. Выдача осуществляется с простановкой подписи получившего на программе проведения ИКПП.
7.5.13 Проведение планового ИКПП состоит из трех фаз:
- предварительное совещание;
- сбор и проверка информации;
- заключительное совещание.
Перед проведением сбора и анализа информации проводится предварительное совещание, где присутствуют участники группы ИКПП (проверяющие), руководители проверяемых подразделений предприятия-изготовителя. Предварительное совещание ведет старший инспектор-приёмщик.
Целью предварительного совещания является:
- представление членов группы ИКПП руководителям и работникам проверяемых подразделений;
- обзор целей и области проверки;
- согласование и уточнение отдельных вопросов, сроков проведения заключительного совещания.
Руководство подразделения предприятия-изготовителя при проведении планового ИКПП должно обеспечить проверяющих всеми средствами и документацией, необходимыми для эффективного и результативного проведения проверки, предоставлять по их запросу необходимые данные.
Проверяющие осуществляют интервьюирование работников (получение данных), задействованных в процессе. Информация, полученная в ходе проведения интервью, должна быть перепроверена анализом деятельности и изучением записей (формирование наблюдений).
Для сбора достоверных доказательств и информации, проверяющие проводят опрос и интервьюирование:
- руководителя проверяемого подразделения предприятия-изготовителя;
- сотрудников проверяемого подразделения (при необходимости);
- сотрудников других подразделений, которые непосредственно взаимодействуют с проверяемым подразделением в рамках данного процесса (при необходимости).
Документацию при проведении проверки проверяют на:
- актуальность;
- достоверность;
- наличие соответствующих записей, подписей и дат, а также проверяют управление процессами регистрации, внесения изменений, хранения, аннулирования.
В ходе проведения проверки проверяющие делают рабочие записи, которые должны сохраняться до окончания проведения ИКПП.
В случае выявления в ходе проверки несоответствий, информация должна быть незамедлительно доведена до старшего инспектора-приёмщика, а при необходимости до начальника проверяемого подразделения предприятия-изготовителя для принятия оперативных мер по устранению несоответствия. Старший инспектор-приемщик, при необходимости, может принять решение об изменении плана проведения ИКПП, ограничении ИКПП, либо его прерывании.
Старший инспектор-приемщик после проведения сбора и анализа информации проводит совещание с группой проверяющих, в ходе которого анализируют выявленные несоответствия, определяют рекомендации по проверяемой деятельности. Выявленные несоответствия фиксируют даже в том случае, если они непосредственно не относятся к проверяемому процессу.
Заключительное совещание в проверяемом подразделении предприятия-изготовителя включает в себя:
- обобщение результатов проведения ИКПП;
- предоставление выявленных несоответствий;
- возможные рекомендации по устранению выявленных несоответствий;
- обсуждение необходимости повторного проведения ИКПП.
Несоответствие, устраненное в ходе внутренней проверки, включают в акт проведения ИКПП; действия по устранению данного несоответствия включают в план корректирующих мероприятий для последующего согласования и оценки результативности.
Все спорные вопросы и разногласия, возникающие между проверяющими и представителями предприятия-изготовителя, должны быть сняты на основании требований нормативной и технической документации, а также объективных свидетельств. Окончательное решение по формулировке несоответствия принимают проверяющие.
7.5.14 Результаты ИКПП документируют актом в соответствии с приложением А с указанием выявленных несоответствий и ссылками на нормативную и/или техническую документацию по каждому несоответствию. Акт ИКПП оформляют в двух экземплярах. Один экземпляр вручается руководству предприятия-изготовителя, второй, с подписью руководителя предприятия-изготовителя или лица, его замещающего, остается в приемочной инспекции. Отчет о проведении ИКПП с копией второго экземпляра акта направляется в Центр.
7.5.15 Руководство предприятия-изготовителя после получения акта ИКПП:
- разрабатывает план корректирующих действий для устранения выявленных несоответствий и причин их возникновения;
- в срок не позднее десяти календарных дней передает план корректирующих действий на согласование в приёмочную инспекцию.
Старший инспектор-приемщик (или назначенный им инспектор-приемщик, участвовавший в проведении ИКПП) осуществляет оценку результативности выполнения корректирующих действий после выполнения последних, либо после истечения запланированных сроков.
Допускается проведение контроля корректирующих действий в ходе следующего планового ИКПП по решению старшего инспектора-приемщика.
При возникновении трудностей по устранению выявленного несоответствия в согласованные сроки, изготовитель обязан известить старшего инспектора-приемщика о переносе сроков выполнения корректирующих действий с указанием причин, вызвавших задержку в устранении причин несоответствия не позднее ранее определенного планового срока устранения данного несоответствия. В случае, если для устранения причин несоответствия требуются дополнительные корректирующие действия, их согласовывают со старшим инспектором-приемщиком и вносят в план корректирующих действий.
7.5.16 Приёмочная инспекция уведомляет Центр о систематической повторяемости (выявление одного и того же несоответствия при проведении трёх и более проверок подряд) несоответствий, постоянно исправляемых предприятием-изготовителем, а также фактах низкой результативности корректирующих действий.
7.6 Порядок проведения летучего инспекторского контроля производственного процесса
7.6.1 Летучий ИКПП является инструментом для поддержания уровня функционирования системы обеспечения качества на предприятии-изготовителе в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проведение летучего контроля осуществляют в плановом для приемочной инспекции порядке, а также в случае выявления при проведении инспекторского контроля продукции и в эксплуатации повторяющихся дефектов, позволяющих заявить о систематических нарушениях технологии изготовления продукции.
7.6.2 Летучим ИКПП оценивают соответствие деятельности изготовителя требованиям по обеспечению качества, путём наблюдения и проведения испытаний, измерений, проверкой точности и последовательности исполнения требований к процессам при изготовлении, ремонте и модернизации продукции.
7.6.3 Планирование летучего ИКПП осуществляют на основе анализа отрицательных результатов инспекторского контроля продукции и данных об отказах продукции в эксплуатации. Внеплановый летучий ИКПП проводят по оперативной информации о выявленных несоответствиях или отказах.
При планировании летучего ИКПП также учитывают:
- виды и причины выявляемых дефектов при изготовлении, испытаниях и инспекторском контроле продукции;
- результаты анализа состояния средств технологического оснащения, сроков проверки и ремонта;
- результаты анализа состояния средств измерений, сроков его поверки или калибровки;
- результаты анализа состояния испытательного оборудования, сроков его аттестации;
- информацию от других приемочных инспекций и предприятий о недостаточном качестве продукции, поставляемой им по договору и др.
7.6.4 Летучий ИКПП, проводимый в соответствии с закрытым графиком*(4), составляемым старшим инспектором-приемщиком, направлен на оценку соответствия продукции, процессов ее изготовления, технической документации установленным требованиям и результативности корректирующих и предупреждающих действий.
Старший инспектор-приемщик на основании анализа результатов показателей оценки качества с использованием статистических методов контроля определяет наиболее критичные технологические операции, требующие особого внимания.
В результате ранжирования этих операций по значимости и возможным причинам, формирует закрытый для работников предприятия-изготовителя план проведения летучего ИКПП. В плане отражают необходимые цели, которые следует реализовать по результатам летучего ИКПП, объекты летучего ИКПП, срок проведения, ответственные за проведение и контроль реализации мероприятий.
Летучий ИКПП проводят в присутствии непосредственного исполнителя технологической операции или работ по изготовлению продукции, работника ОТК, ответственного за качество продукции, выпускаемой на проверяемом участке, а при необходимости - руководителя цеха (подразделения) и других работников предприятия-изготовителя.
7.6.5 Задание на проведение летучего ИКПП выдает старший инспектор-приемщик в соответствии с приложением Б. В задании указывают:
- цели, которые следует реализовать при проведении летучего ИКПП;
- обоснование для проведения летучего контроля (участившиеся случаи брака; неудовлетворительные результаты инспекторского контроля продукции, отказы при эксплуатации и т.д.);
- место контроля (конкретное рабочее место, участок, цех и т.д.);
- объект контроля (процесс, операция и т.д.);
- критерии контроля (указать требования соответствующих документов);
- область контроля, которая включает в себя область подвергаемой контролю технологии (указать конкретно часть технологии и глубину контроля);
- область обеспечения ресурсами (указать ресурсы и критерии оценки);
- срок проведения.
Если в процессе выполнения задания появится необходимость увеличения объема проверки, то исполнитель (инспектор-приемщик) может самостоятельно принять это решение с отметкой в бланке задания и последующим докладом старшему инспектору-приёмщику, выдавшему задание.
7.6.6 Инспектор-приемщик, получивший задание на проведение летучего ИКПП обязан:
- уяснить поставленную задачу, ознакомиться, при наличии и необходимости с результатами предыдущего летучего и (или) планового ИКПП, комиссионных проверок, с планами мероприятий по устранению несоответствий (недостатков), корректирующих и предупреждающих действий, результатами их реализации;
- изучить технические требования к объекту контроля, уточнить применяемые материалы и комплектующие изделия, особенности монтажа, настройки, регулировки, процесса изготовления и испытания продукции;
- проверить наличие и состояние технологической и конструкторской документации;
- проверить или оценить состояние средств технологического оснащения, наличие на них паспортов и других документов, удостоверяющих их пригодность;
- произвести отбор деталей, сборочных единиц и другой продукции, из числа принятых ОТК или клейменных личным клеймом исполнителя, оснастки, приспособлений, и в присутствии представителей цеха (подразделений предприятия) и ОТК зафиксировать состояние по качеству отобранных объектов технического контроля.
7.6.7 В процессе летучего ИКПП инспектор-приемщик имеет право потребовать, а руководитель проверяемого подразделения предприятия-изготовителя обязан предоставить:
- документацию, на материалы, комплектующие изделия и другую продукцию, поступающую со стороны и используемую на проверяемом производственном участке;
- необходимую техническую документацию, в том числе заводские технологические карты (инструкции) на сборку, регулировку изделий;
- указанные в технологической документации средства измерений, контроля и испытаний.
7.6.8 Результаты летучего ИКПП в присутствии представителя проверяемого подразделения изготовителя и работников ОТК документируют актом в соответствии с приложением В с указанием выявленных несоответствий. Один экземпляр вручают представителю проверяемого подразделения изготовителя, второй с подписью представителя подразделения изготовителя и работника ОТК, остается в приемочной инспекции. В акте отражаются:
- выявленные несоответствия техническим требованиям;
- оценка результативности ранее проведенных корректирующих и предупреждающих действий, их эффективность и пригодность целям улучшения и обеспечения качества;
- мероприятия по устранению выявленных несоответствий;
- корректирующие и предупреждающие действия, невыполненные с прошлых проверок (если проводились ранее) и причины невыполнения;
- оценка полноты наличия и состояния технической документации;
- оценка соответствия подготовки персонала, результаты проверки знаний и навыков персонала;
- оценка состояния средств технологического оснащения;
- оценка полноты и предметности записей по качеству, документирования количественных результатов операционного контроля, разрешений на выполнение последующих операций;
- оценка состояния по качеству отобранных образцов или проверяемых операций (работ) и т.д.;
- другие данные, относящиеся к целям летучего ИКПП.
При выявлении несоответствий, влекущих за собой риск возникновения транспортного происшествия, исполнитель (инспектор-приемщик) информирует об этом старшего инспектора-приемщика.
7.6.9 Начальник подразделения изготовителя, совместно с работниками ОТК (при необходимости с привлечением иных служб и отделов изготовителя), получив оформленный акт, в согласованный срок, но не более трех суток, разрабатывает мероприятия по устранению несоответствий и причин их возникновения, а также комплекс мер по проведению корректирующих и предупреждающих действий и обеспечивает утверждение их руководством предприятия-изготовителя, выделяющим необходимые ресурсы и устанавливающим контроль исполнения в согласованные с приемочной инспекцией сроки. Мероприятия по устранению выявленных несоответствий и проведению корректирующих и предупреждающих действий оформляют в соответствии с приложением Г.
7.6.10 После разработки и согласования указанных в 7.6.9 мероприятий, но не позднее пяти дней со дня вручения, один экземпляр оформленного приложения к акту летучего ИКПП возвращается в приемочную инспекцию в качестве контрольного документа, со вторым экземпляром работают представители изготовителя, назначенные ответственными за реализацию указанных мероприятий. Ответственные работники предприятия-изготовителя регулярно информируют приемочную инспекцию о выполнении намеченных мероприятий, об окончательном исполнении и достигнутых результатах.
7.6.11 Инспектор-приемщик, проводивший летучий ИКПП, по истечении установленного срока выполнения намеченных мероприятий по устранению несоответствий, проводит повторную проверку, а о результатах делает запись в приложении к акту и докладывает старшему инспектору-приемщику, выдавшему задание, о степени достижения целей летучего ИКПП.
7.6.12 В случае невыполнения мероприятий по летучему ИКПП в заданные сроки, старший инспектор-приемщик направляет руководителю предприятия-изготовителя соответствующее уведомление.
7.6.13 Старший инспектор-приемщик должен проводить оценку результативности осуществляемых мероприятий по устранению несоответствий на основе собранных данных в процессе мониторинга хода процессов. Оценку результативности мероприятий проводят по критериям (таблицы, отчеты, сводки и т.д.) и регистрируют в форме графиков, диаграмм и т.д. Результаты собранных данных по мероприятиям обобщают с целью проведения анализа, позволяющего определить степень достижения целей летучего ИКПП.
7.6.14 Ежемесячно, приемочная инспекция готовит сводный отчет по результатам летучих ИКПП и направляет его в Центр.
7.7 Причины прекращения и порядок возобновления инспекторского контроля продукции
7.7.1 Инспекторский контроль продукции может быть приостановлен или возобновлен только по согласованию с руководителем Центра (или лицом его замещающим).
7.7.2 Приостановка инспекторского контроля оформляется извещением в соответствии с приложением Д.
7.7.3 Инспекторский контроль продукции может быть приостановлен в случаях:
- выявления несоответствий, влекущих за собой риск возникновения транспортного происшествия;
- не устранение замечаний, выявленных при ИКПП, в согласованные с приёмочной инспекцией сроки;
- систематической повторяемости (выявление одного и того же несоответствия при проведении трёх и более проверок подряд) несоответствий, постоянно исправляемых предприятием-изготовителем;
- выявления отсутствия результативности предупреждающих и корректирующих действий.
7.7.4 Любое изменение сроков выполнения корректирующих мероприятий должно быть согласовано с приёмочной инспекцией.
7.7.5 В случае приостановки инспекторского контроля продукции корректирующие мероприятия согласовываются с руководством Центра.
7.7.6 Контроль выполнения намеченных мероприятий по устранению несоответствий осуществляет уполномоченный представитель предприятия-изготовителя по качеству и приёмочная инспекция.
7.7.7 После устранения выявленных несоответствий старший инспектор-приемщик извещает руководство предприятия-изготовителя о возможности возобновления инспекторского контроля продукции извещением в соответствии с приложением Е.
8 Перечень документов, используемых приемочной инспекцией в рамках своей деятельности
Необходимый набор документов приемочной инспекции используемый в рамках своей деятельности:
- журнал суточной работы приемочной инспекции (ежедневно записываются сведения о работе приемочной инспекции; инструктажи и задания инспекторам-приемщикам, план работы на день, принятая продукция, замечания по несоответствию продукции, приказы и задания руководителей и т.д.);
- акты инспекторского контроля продукции или письменные извещения (хранятся письменные извещения, первое, второе, третье предъявление, ответы изготовителя на замечания, возникшие во время инспекторского контроля продукции и т.д.);
- предписания и ответы на предписания (хранятся копии предписаний, мероприятия, письменные ответы руководителей, корректирующие и предупреждающие действия изготовителя и т.д.);
- планы работы приемочной инспекции (годовые, месячные) с отметками о выполнении;
- планы по обучению (годовые, месячные);
- журнал по обучению (темы, краткое содержание тем, учет присутствующих, результаты зачетов);
- документы летучего ИКПП (планы, задания, акты, мероприятия по устранению выявленных несоответствий и т.д.);
- документы планового ИКПП (планы, акты, мероприятия по устранению несоответствий);
- перечень продукции изготовителя, подлежащей инспекторскому контролю (согласовывается с изготовителем и утверждается руководителем Центром);
- копия договора об оказании услуг по инспекторскому контролю;
- документы по работе с персоналом (должностные инструкции инспекторов-приемщиков, характеристики на инспекторов-приемщиков в электронном виде, табель учета рабочего времени, графики отпусков, заявления, объяснения и предложения работников инспекции, материалы на премирование);
- положение о Центре (утверждается владельцем инфраструктуры);
- положение о приемочной инспекции (утверждается руководителем Центра);
- руководящие документы владельца инфраструктуры и потребителя продукции (хранятся телеграммы, распоряжения и т.д.);
- отчеты приемочной инспекции (приведён в приложении Ж), пересылаемые в Центр;
- журнал учета отказов в электронном варианте (фиксируют отказы для дальнейшего анализа и принятия решений);
- перечень стандартов, инструкций и иной документации, используемой для ежедневной работы инспекции;
- учтенные комплекты конструкторской документации на продукцию, подлежащей инспекторскому контролю;
- переписка с подразделениями изготовителя;
- документы по согласованию внесения изменений в техническую документацию и технологию изготовления;
- акты проверок изготовителя и мероприятия с материалами о выполнении;
- акты проверок работы приемочной инспекции.
_____________________________
*(1) Под служебной деятельностью следует понимать деятельность, связанную с проведением инспекторского контроля.
*(2) Инспекторское клеймение - клеймение инспектором-приемщиком продукции, успешно прошедшей инспекторский контроль.
*(3) Или иного, предусмотренного нормативной документацией на этот вид продукции сопроводительного документа, отражающего факт окончательной приёмки продукции.
*(4) Закрытый график - документ регламентирующий время и место проведения проверок, предназначенный для служебного пользования исключительно работниками приемочной инспекции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32894-2014 "Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 952-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2015 г.
Дата введения - 1 марта 2015 г.