Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 августа 2017 г. N 03-05-06-01/55500
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Предельный срок уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлен пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В случае направления уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, по адресу места жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления указанных документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в том числе об изменении адреса места жительства физического лица, подлежат учету налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса.
Полагаем, что направление налогового уведомления по адресу, не являющемуся адресом места жительства (места пребывания) физического лица или адресом, предоставленным налоговому органу для направления налоговых уведомлений, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, не является надлежащим направлением этого налогового уведомления. При таком направлении налогового уведомления по почте нет основания для признания его полученным налогоплательщиком в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса, а также для возникновения обязанности налогоплательщика по уплате налога на основании такого налогового уведомления.
Налогоплательщику должно быть направлено налоговое уведомление в установленном порядке.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими (пункт 2.1 статьи 23 Налогового кодекса).
Вместе с тем следует отметить, что Налоговым кодексом не ограничено право налогоплательщика, которым своевременно не получено налоговое уведомление в установленном порядке за истекший налоговый период, обратиться в налоговый орган для выяснения причин неполучения налогового уведомления.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.