Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 августа 2017 г. N 03-15-06/53619
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения по вопросу об уплате страховых взносов с выплат и вознаграждений, производимых в пользу граждан Китайской Народной Республики, временно пребывающих на территории Российской Федерации и работающих по гражданско-правовым договорам, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Такими законами являются:
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
При этом пунктом 3 статьи 422 Налогового кодекса установлено, что не включатся в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ обязательному пенсионному страхованию подлежат, в частности, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и работающие по трудовому договору.
Согласно статье 10 Федерального закона N 326-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию относятся, в частности, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ) и работающие по трудовому договору.
Исходя из положений части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ), работающие по трудовым договорам.
При этом статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, статьей 2 Федерального закона N 326-ФЗ и статьей 1.1. Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000 (далее - Соглашение) распространяются на граждан Китайской Народной Республики, осуществляющих на законном основании временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с трудовыми договорами, заключенными с работодателями - юридическими лицами Российской Федерации или Китайской Народной Республики.
Таким образом, положения Соглашения не распространяются на граждан Китайской Народной Республики, временно пребывающих на территории Российской Федерации и работающих по гражданско-правовым договорам.
Учитывая изложенное, организация, производящая выплаты в пользу граждан Китайской Народной Республики, временно пребывающих на территории Российской Федерации, за осуществление деятельности по гражданско-правовым договорам, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат в пользу таких граждан.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.