Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1031799-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), предусматривающих введение государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По мнению авторов законопроекта, изложенному в пояснительной записке, вносимые изменения в действующую редакцию Федерального закона N 171-ФЗ позволят повысить контроль за качеством производимого этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и контроль за их оборотом, что приведёт к снижению распространения суррогатной алкогольной продукции и, как следствие, сохранению жизни и здоровья граждан, пополнению бюджета Российской Федерации и обеспечению экономических интересов Российской Федерации.
Комитет отмечает, что положения статьи 4 Федерального закона N 171-ФЗ предполагает возможность введения федеральным законом государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Введение государственной монополии подразумевает предоставление исключительного права государству на осуществление определенного вида деятельности. Между тем в соответствии с пунктом 2 статьи 1 законопроекта, предусматривается наделить правом осуществлять производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии и с которыми государство в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заключило договор согласно требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом законопроект не содержит положений, устанавливающих механизм введения государственной монополии, что приведет, по мнению Комитета, к неопределенности его практической реализации.
В целях обеспечения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции законопроект определяет следующие меры: установление государственных стандартов в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, введение лицензионного порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установление разрешительного порядка на импорт и экспорт указанной продукции, организация государственного контроля за производством и оборотом, а также проведение единой политики в области формирования цент на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
По мнению Комитета, предложенные меры противоречат международным договорам Российской Федерации, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.
Комитет отмечает, что установление государственных квот на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может привести к формированию дефицита данного товара на внутреннем рынке в результате искусственного перераспределения загрузки производственных мощностей, что способно привести к снижению доступности данной продукции для потребителей.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Вместе с тем реализация предложенных в законопроекте мер потребует наделения федеральных органов исполнительной власти дополнительными полномочиями и, следовательно, увеличение их штатной численности, что приведет к увеличению расходной части федерального бюджета.
Комитет также отмечает, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция являются подакцизными товарами. Принятие законопроекта приведет к уменьшению доходов федерального бюджета.
По мнению Комитета, монополизация производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей отрасли не способна решить проблему роста нелегального рынка алкоголя. Анализ международного опыта показывает, что государственная монополия на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, ориентированная на здравоохранение и социальную политику, существует в различных странах, однако наиболее эффективные способы регулирования алкогольного рынка связаны с ограничениями, касающимися рекламы, времени продаж, определения количества торговых объектов и мест их расположения.
Принятие рассматриваемого проекта федерального закона может повлечь массовое нелегальное производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, способствовать распространению самогоноварения, что не только не будет способствовать достижению указанных авторами целей, но и нанести вред жизни и здоровью граждан, привести к ограничению конкуренции, нанести ущерб экономическим интересам государства.
Отмечаем также, что Государственная Дума рассмотрела и отклонила подобные проекты федеральных законов. 20 ноября 2011 года был отклонен в первом чтении проект федерального закона N 616769-5 "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, М.В. Емельяновым, Ф.С. Тумусовым, 22 марта 2016 года - проект федерального закона N 478206-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство этилового спирта на территории Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы О.А. Ниловым и О.Л. Михеевым.
С учетом изложенного Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 1031799-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.