Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 октября 2017 г. N 03-04-06/65742
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по отдельным вопросам применения положений Федерального закона от 03.04.2017 N 58-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и сообщает следующее.
Федеральным законом от 03.04.2017 N 58-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) внесены изменения в порядок обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций.
В частности, Федеральным законом внесены изменения в статью 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которыми в отношении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. включительно, налоговая база определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
1. В соответствии с указанными изменениями новый порядок применяется в отношении сумм процентного дохода (купона), выплачиваемых эмитентом облигации за очередной купонный период, а также одновременно с выплатой номинальной стоимости облигации при её погашении.
Каких-либо изменений в отношении налогообложения накопленного процентного (купонного) дохода Федеральным законом не предусмотрено.
Накопленный процентный (купонный) доход как отдельный вид дохода по облигациям в главе 23 Кодекса "Налог на доходы физических лиц" не предусмотрен. Специальных положений, касающихся учёта при налогообложении сумм накопленного процентного (купонного) дохода, в главе 23 Кодекса не содержится.
Суммы такого дохода, полученные налогоплательщиком при реализации ценных бумаг, включаются в доходы налогоплательщика, а соответственно, расходы налогоплательщика по приобретению ценных бумаг включают суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченные налогоплательщиком продавцу ценных бумаг.
2. Кроме того, Федеральным законом пункт 17.2 статьи 217 Кодекса дополнен положением, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения доходы в виде дисконта, получаемые при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных в периоде с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. включительно, также вступающем в силу с 1 января 2018 года.
3. Критерии отнесения ценных бумаг (в том числе облигаций) к "обращающимся" для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц" установлены в пункте 3 статьи 214.1 Кодекса, в соответствии с которым к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, в целях данной главы относятся:
1) ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;
2) инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании;
3) ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к торгам на иностранных фондовых биржах.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 214.1 Кодекса указанные в пункте 3 данной статьи ценные бумаги (за исключением инвестиционных паёв открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании) в целях главы 23 Кодекса относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, если по ним рассчитывается рыночная котировка ценной бумаги.
Дата фактического получения дохода в денежной форме в виде процента (купона) по облигациям определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса как день выплаты дохода эмитентом облигаций, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.