Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается изложить в новой редакции часть шестую статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предусмотрев замену неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы не только в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ (действующая редакция указанной нормы), но и в случае признания осужденного злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ. Одновременно проектом предлагается внести изменения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), регулирующих вопросы исполнения приговора, закрепив полномочия суда по принятию решений о замене неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы в отношении осужденных, уклоняющихся от отбывания принудительных работ либо признанных злостными нарушителями порядка и условий их отбывания, о заключении под стражу осужденного к принудительным работам, уклонившегося от получения предписания, указанного в части второй статьи 60.2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, и о применении отсрочки исполнения приговора об осуждении к принудительным работам.
По проекту федерального закона в части внесения изменений в статью 53.1 УК РФ замечаний концептуального характера не имеется.
Новая редакция пункта 18 статьи 397 УПК РФ требует корректировки по следующим основаниям.
В системе уголовных наказаний, построенной в статье 44 УК РФ по принципу: от наиболее мягкого вида наказания к наиболее строгому, наказание в виде принудительных работ идет после наказания в виде ограничения свободы (по этому же принципу изложены виды наказаний в санкциях статей Особенной части УК РФ), в связи с чем в новой редакции пункта 18 статьи 397 УПК РФ следует изменить последовательность изложения соответствующих видов наказаний.
Пункт 2 статьи 397 УПК РФ, на который имеется ссылка в новой редакции пункта 18, посвящен вопросам о замене таких видов наказания в случае злостного уклонения от их отбывания как штраф, обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы, и, следовательно, может относиться только к осужденным, скрывшимся в целях уклонения от отбывания этих видов наказаний. Вопросу же замены наказания в виде принудительных работ согласно проекту будет посвящен пункт 2.1 этой же статьи.
Если же проектом предполагалось, что к осужденным, скрывшимся в целях уклонения от отбывания наказания в виде принудительных работ, должны относиться только положения пункта 18 о времени заключения под стражу до рассмотрения вопроса о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания, указанного в части второй статьи 60.2 УИК РФ, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, то обращаем внимание, что в соответствии с частями первой и второй статьи 60.17 УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается также осужденный, не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда (пункт "в" части первой) и самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов (пункт "г" части первой); такие осужденные также объявляются в розыск администрацией исправительного центра и подлежат задержанию на срок до 48 часов, который может быть продлен судом до 30 суток.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.