Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 5-АПГ17-83
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 25 апреля 2017 года об удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Научно-производственное объединение "Базальт" об оспаривании отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Федорова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Научно-производственное объединение "Базальт", являясь собственником здания с кадастровым номером 77:03:0003017:1084 площадью 7 183,1 кв.м, а также нежилых помещений площадью 7 754,3 кв.м и 7 953,8 кв.м в зданиях с кадастровыми номерами 77:03:0003017:1083 и 77:03:0003017:1085, расположенных соответственно по адресам: г. Москва, ул. Вельяминовская д. 32, корп. 2, корп. 3, корп. 1, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пункты 2510, 2511, 2512 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП на 2015 год, пунктов 2105, 4203, 5959 данного перечня на 2016 год и пунктов 9235, 9236, 9237 перечня на 2017 год.
Заявление мотивировано тем, что данные объекты недвижимости не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и нарушает права и законные интересы АО "Научно-производственное объединение "Базальт" в сфере экономической деятельности, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 25 апреля 2017 года административное исковое заявление АО "Научно-производственное объединение "Базальт" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В силу статей 372, 375, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", определяющих условия для включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, к числу таких объектов недвижимости на территории г. Москвы, в частности, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По мысли федерального законодателя, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 1 и абзац первый подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (абзац третий подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Разрешая вопрос о законности оспариваемых норм, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что для включения зданий, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Вельяминовская д. 32, корп. 1, корп. 2, корп. 3, в оспариваемый Перечень на 2015, 2016 и 2017 годы оснований не имелось в связи с тем, что спорные здания не расположены на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривал бы размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а использование в них более 20 процентов помещений для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не установлено.
Выводы суда о признании не соответствующими оспариваемых положений актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, указанных зданий, административным ответчиком в суд не представлено.
Так, из материалов дела усматривается, что здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1085 включено в Перечень на 2015, 2016 и 2017 годы по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", то есть по виду разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, а здания с кадастровыми номерами 77:03:0003017:1083 и 77:03:0003017:1084 - по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", то есть по виду фактического использования объекта капитального строительства.
Судом установлено, что вид разрешённого использования земельного участка (объекты смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов), на котором расположено здание с кадастровым номером 77:03:0003017:1085, не в полной мере соответствует виду разрешённого использования, поименованному как в пункте 1.2.7, так и пункте 1.2.13 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, и однозначно не свидетельствует, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в связи с чем содержание вида разрешённого использования земельного участка должно быть установлено с учётом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
АО "Научно-производственное объединение "Базальт" включено в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1226-р, и осуществляет виды деятельности, связанные с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими работами и разработками в области производства оружия. АО "Научно-производственное объединение "Базальт" имеет лицензию Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России на проведение мероприятий, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В объектах недвижимости АО "Научно-производственное объединение "Базальт" располагаются производственные цеха, конструкторские отделы, лаборатории, управленческий персонал общества, непосредственной деятельностью которых является обеспечение производственного процесса по созданию, разработке и внедрению в серийное производство различных видов комплексов, вооружения и боеприпасов; сторонним организациям помещения в спорных зданиях в аренду не сдаются. Здания включены в охраняемый периметр, входят в инфраструктуру научно-производственного объединения, в связи с чем проход в них осуществляется в соответствии с установленным пропускным и внутриобъектовым режимом, направленным на обеспечение режима секретности и предполагающим ограничение свободного доступа посетителей.
Кроме того, в соответствии с договором N Д-07-7 от 14 августа 2014 года, заключённым с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, АО "Научно-производственное объединение "Базальт" приняты на ответственное хранение защитные сооружения гражданской обороны и земельные участки, расположенные по адресам: г. Москва, ул. Вельяминовская д. 32, корп. 1 и корп. 3, на которых размещены указанные объекты гражданской обороны.
Утверждения административного ответчика об использовании АО "Научно-производственное объединение "Базальт" 100 процентов площади спорных зданий для размещения офисов со ссылкой на акты Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 27 августа 2014 года N 9031170, N 9031169, N 9031177 и от 20 мая 2016 года N 9030169/ОФИ неубедительны.
Из доказательств по делу усматривается, что Правительство Москвы данными, свидетельствующими о фактическом использовании для размещения офисов более 20 процентов общей площади спорных зданий, не располагало.
Представленные в материалы дела акты обследования нежилых зданий факты использования зданий для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не подтверждают; выводы, содержащиеся в этих актах, основаны лишь на внешнем визуальном осмотре; сотрудники Госинспекции попыток пройти в здания организации не предпринимали; приложенные к акту фототаблицы с изображением внешних фасадов здания не позволяют достоверно определить фактическое использование для размещения офисов более 20 процентов площади здания, равно как и 100 процентов его площади, о чём указано в актах; расчёты определения долей фактического использования помещений спорного объекта также в актах проверки отсутствуют.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что представленными административным истцом в суд апелляционной инстанции актами Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 28 апреля 2017 года N 9031666/ОФИ, N 9031667/ОФИ и 9031668/ОФИ установлено, что для размещения офисов в зданиях с кадастровыми номерами 77:03:0003017:1084, 77:03:0003017:1083 и 77:03:0003017:1085 используется 0 процентов их общей площади, что не позволяет отнести названные объекты недвижимости к объектам, в отношении которых налоговая база определяется из их кадастровой стоимости.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 25 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. N 5-АПГ17-83
Текст определения официально опубликован не был