Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 231361-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 21 июля 2017 года (протокол N 64) Комитет Государственный Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 231361-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект подготовлен в целях реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации 4 мая 2017 г. (от 24 мая 2017 г. N Пр-1001ГС).
Целью законопроекта является совершенствование порядка проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания (далее - независимая оценка качества оказания услуг, организации социальной сферы).
Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации".
Изменениями предусматривается:
установление для высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обязанности представлять публичный отчет в орган законодательной власти субъекта Российской Федерации о результатах независимой оценки качества оказания услуг;
предоставление федеральным органам исполнительной власти полномочий по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и мониторингу по вопросам организации и проведения независимой оценки качества оказания услуг;
включение результатов независимой оценки качества оказания услуг в систему оценки эффективности деятельности руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также руководителей организаций социальной сферы;
назначение ответственных должностных лиц за достоверность, полноту и своевременность размещения информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг на едином портале - Официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет".
В целях предотвращения возникновения конфликта интересов при проведении независимой оценки предусматривается наделение Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации полномочиями по формированию общественных советов по проведению независимой оценки качества, и утверждению их состава. Предусматривается, что в их состав не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, профессиональных сообществ, руководители (их заместители) и работники организаций, подлежащих независимой оценке качества.
Также предлагается ввести единые требования к организациям, являющимся участниками закупок услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования. Предполагается, что такими организациями не могут быть государственные и муниципальные организации, а также негосударственные организации, подлежащие независимой оценке.
Законопроектом уточняются критерии независимой оценки качества оказания услуг с учетом поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 28 декабря 2016 г. N Пр-2563: в отдельный критерий выделена "доступность услуг для инвалидов".
Уточнены обязанности органов власти по уровням управления: уполномоченные федеральные органы исполнительной власти организуют проведение независимой оценки качества для организаций федерального подчинения, органы власти субъекта Российской Федерации - для организаций, находящихся в их ведении, а также для муниципальных организаций.
При этом в отношении органов местного самоуправления предлагается норму, связанную с их правом на организацию проведения независимой оценки качества оказания услуг, заменить на норму о праве органов местного самоуправления применять ее результаты для оценки деятельности подведомственных учреждений и осуществлять контроль за устранением выявленных недостатков. Обосновывается это ограниченностью кадровых и иных ресурсов.
Законопроектом, в том числе предусматривается включение в независимую оценку качества оказания услуг федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Для повышения уровня информированности населения о независимой оценке качества предлагаются нормы, предусматривающие улучшение работы официальных сайтов для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях. Так, следует предоставить гражданам возможность оставить отзывы, которые должны быть рассмотрены уполномоченными должностными лицами, а также какие должны быть приняты необходимые меры.
Предлагается также предусмотреть, что в целях методического обеспечения проведения независимой оценки качества:
устанавливается единый порядок расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы;
устанавливаются методические рекомендации по разработке технического задания на оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями социальной сферы.
Таким образом, законопроект существенно увеличивает роль общественного контроля в деятельности организаций социальной сферы.
Концепция законопроекта Комитетом поддерживается с учетом следующих замечаний и предложений в рамках компетенции.
Законопроектом предлагается заменить такой критерий оценки условий оказания услуг как время ожидания предоставления медицинской услуги на доступность услуг для инвалидов. Данное изменение требует дополнительного обоснования ввиду того, что исключать время ожидания предоставления медицинской услуги из критериев оценки деятельности медицинской организации, по мнению Комитета, нецелесообразно, так как данный критерий апробирован и является значительным при оценке условий оказания медицинских услуг. Предлагается оставить оба указанных критерия.
Следует отметить, что пунктом 2 статьи 6 законопроекта упоминаются медицинские организации, "участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" различного уровня подчинения. Так как указание на реализацию программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи содержится в пункте 1 части 9 изменяемой нормы и касается медицинских организаций любого уровня подчинения, данное изменение, по мнению Комитета, избыточно.
У Комитета вызывает обеспокоенность абзац второй пункта 3 статьи 6 законопроекта, в соответствии с которым, в составы общественных советов не смогут входить, в том числе представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, руководители (их заместители) и работники медицинских организаций. Данные изменения требуют дополнительного обсуждения в связи с тем, что в случае принятия законопроекта в такой форме возникает вопрос о возможности реализации действующей нормы части 2 статьи 79.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", устанавливающей необходимость оценки компетентности работников медицинской организации в рамках проведения независимой оценки качества оказания медицинских услуг. Вызывает сомнение возможность оценки лицами, не имеющими высшего медицинского образования, компетентности медицинского работника.
Учитывая изложенное, Комитет Государственный Думы по охране здоровья поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 231361-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания и признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования" в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 11 сентября 2017 года, протокол N 30.
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.