Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311
"Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита"
(утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 27 апреля 2017 г. N 4ПК)
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон о Счетной палате), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата).
1.2. Стандарт предназначен для методологического обеспечения реализации функции Счетной палаты по проверке и анализу эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля) (пункт 18 части 1 статьи 13 Закона о Счетной палате) в части проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее - главный администратор бюджетных средств, администратор бюджетных средств).
1.3. Стандарт устанавливает цели, задачи, предмет проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, мероприятия по подготовке к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также содержит положения об оценке внутреннего финансового аудита, учитывающие нормы международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов внешнего государственного аудита (контроля): ISSAI 1 "Лимская декларация руководящих принципов аудита", ISSAI 1610 "Использование в работе результатов деятельности внутренних аудиторов", INTOSAI GOV 9140 "Независимость внутреннего аудита в государственном секторе", INTOSAI GOV 9150 "Координация и сотрудничество между высшими органами аудита и внутренними аудиторами в государственном секторе".
1.4. Стандарт предназначен для использования членами Коллегии Счетной палаты, инспекторами* и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты в пределах их компетенции при организации и проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках:
комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, включающего внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета;
самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, программы проведения которых включают проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита;
самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, предметом и целью которых являются проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита.
1.5. Порядок организации и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регламентируется стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий".
Также при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий могут использоваться иные стандарты внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты.
1.6. По вопросам, порядок рассмотрения которых не урегулирован Стандартом, решение принимается Коллегией Счетной палаты, Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.
2. Содержание внутреннего финансового аудита
2.1. В соответствии с положениями статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса внутренний финансовый аудит осуществляется главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств на основе функциональной независимости в целях:
оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.2. При проведении проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита учитываются положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", а также Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822.
2.3. Субъектом внутреннего финансового аудита является структурное подразделение и (или) уполномоченное должностное лицо, работник главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и осуществляющие свою деятельность на основе функциональной независимости.
2.4. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, подведомственные им администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств (далее - объекты аудита).
3. Предмет, цели, задачи проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
3.1. Предметом проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита является деятельность субъекта внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств.
3.2. Целями проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, осуществляемого главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств являются:
оценка состояния внутреннего финансового аудита и определение целесообразности использования его результатов при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств;
проверка соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита требований стандартов, правил, методических рекомендаций и других методических документов, регламентирующих проведение внутреннего финансового аудита (в том числе международных стандартов);
выявление нарушений и недостатков в организации работы и отчетности субъекта внутреннего финансового аудита, а также выработка рекомендаций по совершенствованию внутреннего финансового аудита.
3.3. Задачами проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита является оценка:
организации внутреннего финансового аудита, включая оценку организационной структуры субъекта внутреннего финансового аудита, его функциональной независимости, уровня его подотчетности, численности и укомплектованности;
организации планирования аудиторских проверок в объектах внутреннего финансового аудита;
организации осуществления внутреннего финансового аудита;
взаимодействия субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой, а также с иными органами государственного финансового контроля;
соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита;
результатов проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок, направленных на решение поставленных перед ним задач, в том числе проводимых по результатам проверок Счетной палаты в соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств.
4. Подготовка к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита
4.1. Подготовка к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита начинается с изучения сведений о соответствующем главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, содержащихся в государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений", в том числе результатов проверок главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств иными органами государственного финансового контроля.
4.2. По результатам предварительного изучения главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств подготавливается программа проведения проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита (в рамках самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий) или отдельный раздел программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия с учетом требований раздела 5 Стандарта.
4.3. По результатам анализа имеющейся информации о главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств с учетом вопросов программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в части проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в адрес руководства проверяемого главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств направляются запросы, содержащие перечень необходимых документов и информации.
Включению в запросы подлежат:
годовая отчетность субъекта внутреннего финансового аудита, содержащая информацию, подтверждающую выводы о надежности внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств и соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
годовые планы работы и программы аудиторских проверок, осуществленных субъектом внутреннего финансового аудита;
информация о решениях, принятых руководителем главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по итогам рассмотрения отчетов о результатах аудиторских проверок, и о реализации указанных решений;
информация о мероприятиях по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, реализованных главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств в соответствии с предложениями, включенными в отчеты о результатах аудиторской проверки;
акты, составленные по результатам аудиторских проверок, осуществленных субъектом внутреннего финансового аудита.
Также запрашивается информация о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в деятельности субъекта внутреннего финансового аудита в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля.
5. Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита
Оценка эффективности внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств осуществляется по результатам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита.
5.1. На первом этапе осуществляется оценка организации внутреннего финансового аудита, в рамках которого проверяется и анализируется подготовленность субъекта внутреннего финансового аудита к обеспечению выполнения поставленных перед ним задач, включающая:
наличие и характеристику правового акта главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств об организации внутреннего финансового аудита;
закрепление распределения полномочий и ответственности по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита правовым актом главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, разработку и утверждение должностных регламентов и инструкций сотрудников, осуществляющих внутренний финансовый аудит;
укомплектованность субъекта внутреннего финансового аудита сотрудниками с учетом требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудников, организующих и осуществляющих внутренний финансовый аудит;
применение автоматизированных информационных систем объектами внутреннего финансового аудита при осуществлении аудируемых внутренних бюджетных процедур;
организацию планирования аудиторских проверок в объектах внутреннего финансового аудита, включая применение субъектом внутреннего финансового аудита оценки бюджетных рисков при планировании аудиторских проверок, соответствие порядка планирования внутреннего финансового аудита нормативным правовым актам Российской Федерации**, а также учет субъектом внутреннего финансового аудита результатов проверок главного администратора бюджетных средств Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля при планировании и осуществлении внутреннего финансового аудита;
организацию осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств;
оценку соблюдения субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, реализацию замечаний и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита;
реализацию главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля, включая анализ информации субъектом внутреннего финансового аудита о результатах устранения нарушений и недостатков, выявленных в его деятельности в ходе проверок и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, проведенных Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля.
Для формализованной оценки организации внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на первом этапе оценки используется перечень вопросов (далее - перечень N 1), приведенный в приложении N 1 к Стандарту.
В перечне N 1 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень организации внутреннего финансового аудита по данному признаку: первый ответ - самая низкая оценка (1), последний ответ - самая высокая оценка (7).
Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня N 1, отражаются в таблице 2, приведенной в приложении N 1 к Стандарту. Последняя графа таблицы 2 характеризует интегральную оценку организации внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств (на первом этапе оценки), рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня N 1.
Организация внутреннего финансового аудита оценивается как:
высокая - при интегральной оценке от 5 до 7 баллов;
средняя - при интегральной оценке от более чем 2 до менее чем 5 баллов;
низкая - при интегральной оценке от 1 до 2 баллов.
При низкой интегральной оценке организации внутреннего финансового аудита второй этап оценки эффективности внутреннего финансового аудита не проводится, поскольку она считается низкой.
При высокой и средней интегральной оценке организации внутреннего финансового аудита проводится ее второй этап.
5.2. На втором этапе проводятся проверка и анализ результатов осуществления внутреннего финансового аудита, проверяется выполнение субъектом внутреннего финансового аудита поставленных перед ним задач в части оценки степени надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета установленным методологии и стандартам бюджетного учета, подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
На этом этапе следует учитывать результаты проводимых субъектом внутреннего финансового аудита аудиторских проверок в части: объемов проверенных бюджетных средств, выявленных нарушений и недостатков в использовании бюджетных средств и государственной собственности, в том числе не по целевому назначению, подготовки бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также в части принятых мер по устранению нарушений и недостатков, минимизации бюджетных рисков, повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Информация об объемах и структуре нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок субъекта внутреннего финансового аудита, и о принятых мерах по их устранению заполняется в соответствии с приложением N 2 к Стандарту.
Также на данном этапе анализируются акты аудиторских проверок, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, оцениваются достаточность и надежность доказательств при формировании сделанных им выводов о нарушениях при совершении финансовых и хозяйственных операций, поверяется наличие в отчетах о результатах аудиторских проверок предложений и рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, а также предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, и проводится их анализ.
Кроме того, анализируются решения руководителя главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств по отчетам о результатах внутренних аудиторских проверок, в том числе:
о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
о применении дисциплинарной и (или) материальной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
о направлении субъектом внутреннего финансового аудита материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
В ходе проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита проводятся выборочные проверки областей финансово-хозяйственной деятельности, охваченных аудиторскими проверками субъекта внутреннего финансового аудита с учетом наиболее существенных бюджетных рисков, в том числе:
организация внутреннего финансового контроля - наличие утвержденного в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств порядка внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля, ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля; наличие и содержание карт внутреннего финансового контроля, сроки их утверждения, соблюдение периодичности, методов и способов контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля, наличие и содержание регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, наличие отчетности о результатах внутреннего финансового контроля и решений руководства по итогам рассмотрения результатов;
анализ результатов контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), связанных с коррупционными рисками.
Результаты таких проверок включаются в акт контрольного мероприятия в части результатов проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита. Нарушения, которые не были выявлены в отчетном периоде субъектом внутреннего финансового аудита соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, но были установлены в ходе проведенных Счетной палатой проверок, фиксируются в акте.
Также проводится сравнительный анализ результатов аудиторских проверок внутреннего финансового аудита с результатами проверок соответствующего главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, проведенных впоследствии Счетной палатой и иными органами государственного финансового контроля.
В целях формализованной оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита и формирования количественных оценок по соответствующим признакам на втором этапе используется перечень вопросов, приведенный в приложении N 3 к Стандарту (далее - перечень N 2).
В перечне N 2 выбираемые ответы на каждый вопрос расположены в порядке возрастания оценок, характеризующих степень оценки результатов осуществления внутреннего финансового аудита по данному признаку: первый ответ - самая низкая оценка (0), последний ответ - самая высокая оценка (3).
Оценки, полученные в результате ответов на вопросы перечня N 2, отражаются в таблице 1, приведенной в приложении N 3 к Стандарту. Последняя графа таблицы 1 характеризует интегральную оценку результатов осуществления внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств, администраторе бюджетных средств, рассчитанную на основе обобщения оценок по всем вопросам перечня N 2.
Оценка результатов осуществления внутреннего финансового аудита является:
высокой - при интегральной оценке от 2 до 3 баллов;
средней - при интегральной оценке от более чем 1 до менее чем 2 баллов;
низкой - при интегральной оценке от 0 до 1 баллов.
5.3. По итогам двух этапов оценки внутреннего финансового аудита делается обобщающий вывод об эффективности внутреннего финансового аудита в соответствии с матрицей, приведенной в таблице 2 Приложения N 3 к Стандарту.
6. Заключительные положения
Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты в главных администраторах бюджетных средств, администраторах бюджетных средств:
при низком уровне эффективности результаты внутреннего финансового аудита не учитываются;
при среднем уровне эффективности результаты внутреннего финансового аудита следует учитывать при формировании вопросов программ проведения самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
при высоком уровне эффективности в программы проведения самостоятельных тематических контрольных и экспертно-аналитических мероприятий следует включать вопросы, которые не были охвачены внутренним финансовым аудитом.
6.2. Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита в рамках осуществления последующего контроля за исполнением средств федерального бюджета и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включаются в акты, составленные по результатам проведения контрольных мероприятий на объектах. Содержащаяся в актах информация, а также предложения (рекомендации) используются при подготовке соответствующих заключений Счетной палаты по главным администраторам бюджетных средств, а также заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета и заключений Счетной палаты на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской федерации за отчетный финансовый год.
Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита по итогам самостоятельных контрольных мероприятий включаются в акты, составленные по результатам контрольных мероприятий на объектах. Содержащаяся в актах информация, а также предложения (рекомендации) используются при подготовке отчетов по результатам контрольных мероприятий в соответствии с требованиями СГА 101.
Результаты проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита, а также предложения (рекомендации) по итогам экспертно-аналитических мероприятий включаются в отчеты по результатам экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с требованиями СГА 102.
______________________________
* Под инспекторами Счетной палаты в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о Счетной палате понимаются лица, замещающие в аппарате Счетной палаты должности федеральной государственной гражданской службы инспектора, старшего инспектора, ведущего инспектора, главного инспектора, заместителя начальника инспекции, начальника инспекции, директора департамента в составе направления деятельности Счетной палаты, а также департамента, имеющего в своей структуре инспекции.
** Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89", Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 822.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обновлен Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита".
В частности, при подготовке к проведению проверки и анализа эффективности внутреннего финансового аудита предусмотрено использование данных с официального сайта для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений.
Изменилась процедура оценки эффективности внутреннего финансового аудита в главном администраторе бюджетных средств (администраторе бюджетных средств).
Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 "Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита" (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 27 апреля 2017 г. N 4ПК)
Разработчик: Департамент методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации и осуществления внешнего государственного (муниципального) аудита (контроля)
Текст стандарта официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 30 мая 2023 г. N 6ПК
Постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 26 июня 2019 г. N 9ПК