Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. N 51-АПГ17-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела административное дело по административному исковому заявлению прокурора Алтайского края о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457, по апелляционным жалобам Правительства Алтайского края и Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 27 апреля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением администрации Алтайского края от 30 декабря 2016 г. N 457, опубликованным 21 января 2017 г. в официальном печатном издании "Алтайская правда", N 11, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Территориальная программа).
В разделе VI Территориальной программы установлены нормативы объёма медицинской помощи по видам, условиям и формам её оказания:
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желёз и челюстей, за исключением зубного протезирования), за счёт бюджетных ассигнований краевого бюджета на 2017 год - 0,2693 посещения на 1 жителя, на 2018 год - 0,2701 посещения на 1 жителя, на 2019 год - 0,2709 посещения на 1 жителя (третий абзац);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, за счёт бюджетных ассигнований краевого бюджета на 2017 год - 0,11914 обращения на 1 жителя, на 2018 год - 0,1195 обращения на 1 жителя, на 2019 год - 0,1199 обращения на 1 жителя (четвёртый абзац);
- для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2017 - 2019 годы - 0,22 посещения на 1 застрахованное лицо (пятый абзац);
- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счёт бюджетных ассигнований краевого бюджета на 2017 год - 0,0036 случая лечения на 1 жителя, на 2018 год - 0,00361 случая лечения на 1 жителя, на 2019 год - 0,00362 случая лечения на 1 жителя (шестой абзац);
- для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях за счёт бюджетных ассигнований краевого бюджета на 2017 год - 0,00894 случая госпитализации на 1 жителя, на 2018 год - 0,00897 случая госпитализации на 1 жителя, на 2019 год - 0,00899 случая госпитализации на 1 жителя (седьмой абзац);
- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода) за счёт бюджетных ассигнований краевого бюджета на 2017 - 2019 годы - 0,01 койко-дня на 1 жителя (восьмой абзац).
В разделе VII Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, которые на 2017 год составляют:
- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств краевого бюджета - 359,3 рубля (третий абзац);
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств краевого бюджета - 1042,1 рубля (четвёртый абзац);
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств краевого бюджета - 10636,39 рубля (шестой абзац);
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств краевого бюджета - 61619,4 рубля (седьмой абзац);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), за счёт средств краевого бюджета - 1651,3 рубля (девятый абзац).
Нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, на 2018 и 2019 годы составляют:
- на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств краевого бюджета - 289,1 рубля на 2018 год; 289,1 рубля на 2019 год (двенадцатый абзац);
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств краевого бюджета - 838,5 рубля на 2018 год; 838,5 рубля на 2019 год (тринадцатый абзац);
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счёт средств краевого бюджета - 8557,56 рубля на 2018 год; 8557,56 рубля на 2019 год (пятнадцатый абзац);
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств краевого бюджета - 49575,0 рубля на 2018 год; 49575,0 рубля на 2019 год (шестнадцатый абзац);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая хосписы и больницы сестринского ухода), - 1328,6 рубля на 2018 год; 1328,6 рубля на 2019 год (восемнадцатый абзац).
Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учёта расходов федерального бюджета), составляют: за счёт бюджетных ассигнований краевого бюджета (в расчёте на 1 жителя), предусматриваемых на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путём, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретённого иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования с учётом межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной эвакуации) в 2017 году - 2123,74 рубля, в 2018 году - 1606,82 рубля, в 2019 году - 1611,52 рубля (двадцать первый абзац).
Прокурор Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими приведённых выше норм регионального нормативного правового акта ввиду установления ими нормативов объёма медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1403 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права жителей Алтайского края на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Алтайского краевого суда от 27 апреля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Алтайского края и Министерство здравоохранения Алтайского края просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Министерство финансов Алтайского края в отзыве просит апелляционные жалобы удовлетворить.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, участвующим в деле прокурором поданы возражения о их необоснованности и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 поименованного закона, далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьёй 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Предписание о необходимости принимать Территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) этой программы.
Средние нормативы объёма медицинской помощи определены в разделе VI Федеральной программы, средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования установлены в разделе VII Федеральной программы.
Суд первой инстанции, проанализировав имеющее большую юридическую силу законодательство, регулирующее вопросы формирования программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые положения о нормативах объёма медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи Территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы, правомерно констатировал, что администрацией Алтайского края оспариваемые нормативы определены в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, в связи с чем законно признал оспариваемые предписания Территориальной программы недействующими.
Ссылка в жалобе на недостаточность финансирования Территориальной программы является несостоятельной и не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку реализация права граждан на гарантированный объём бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 27 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Алтайского края и Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Горчакова Е.В. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2017 г. N 51-АПГ17-14
Текст определения официально опубликован не был