Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2017 г. N 31-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.
судей Абакумовой И.Д. и Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михайлова Александра Геннадьевича о признании не действующим в части отдельных положений постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2017 г. N 51 "О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики"
по апелляционной жалобе Михайлова А.Г. на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 апреля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Михайлова А.Г. по доверенности Стратьева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Кабинета Министров Чувашской Республики и Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам по доверенности Александровой А.Г., представителя Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам по доверенности Борисовой Н.Л., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2017 г. N 51 (далее - Постановление N 51) утверждены регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики согласно приложению.
Пунктом 1 приложения к Постановлению N 51 утверждены тарифы на перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики в пригородном сообщении транспортными средствами категорий "М2", "М3" за единицу измерения "1 км" (отнесение к данным категориям осуществлено в соответствии с пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112): при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда в размере 2,09 руб. (пункт 1.1 приложения к Постановлению N 51), при оплате наличными денежными средствами - 2,62 руб. (пункт 1.2).
Согласно примечанию приложения к Постановлению N 51 карты для безналичной оплаты проезда применяются в соответствии с Правилами реализации и использования карт для безналичной оплаты проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики, утверждёнными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2013 г. N 566.
Пунктом 2.1 приложения к Постановлению N 51 утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа на маршруте Чебоксары - Новочебоксарск (Новочебоксарск - Чебоксары) транспортными средствами категории "М3" - при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда в размере 20 руб. за перевозку одного пассажира/перевозку одного места багажа (абзац второй пункта 2.1 приложения к Постановлению N 51), при оплате наличными денежными средствами - 21 руб. за перевозку одного пассажира/перевозку одного места багажа (абзац третий пункта 2.1 приложения к Постановлению N 51).
Пунктом 2.2 приложения к Постановлению N 51 утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа на маршруте Чебоксары - Новочебоксарск (Новочебоксарск - Чебоксары) транспортными средствами категории "М2" - при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда в размере 24 руб. за перевозку одного пассажира/перевозку одного места багажа (абзац второй пункта 2.2 приложения к Постановлению N 51), при оплате наличными денежными средствами - 25 руб. за перевозку одного пассажира/перевозку одного места багажа (абзац третий пункта 2.2 приложения к Постановлению N 51).
В соответствии с пунктом 3 примечаний приложения к Постановлению N 51 минимальная стоимость проезда по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики в пригородном сообщении при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляет 16 руб., при оплате наличными денежными средствами - 18 руб.
Гражданин Михайлов А.Г. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с уточнённым административным исковым заявлением о признании не действующими пункта 1.1, абзаца второго пункта 2.1, абзаца второго пункта 2.2 приложения к Постановлению N 51, а также пункта 3 примечания данного приложения в части слов "при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда составляет 16 рублей". В обоснование своих требований административный истец указал, что данные положения противоречат пункту 4 статьи 16.1 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) в части установления тарифа в зависимости от вида оплаты: наличный и безналичный расчёт, чем нарушаются его права как потребителя данных услуг.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 28 апреля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Михайлов А.Г. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Чувашской Республики и Государственной службой по конкурентной политике и тарифам представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. В статье 1 УАТ определено, что отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, не урегулированные указанным федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации определяет с учётом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвердило Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в их числе указаны перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.
Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом в пункте 3 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что по вопросам пункта 2 данной статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункте 3 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ" имеется в виду "пункте 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ"
Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Государственный Совет Чувашской Республики принял Закон Чувашской Республики от 23 декабря 2003 г. N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике", предметом регулирования которого являются правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах и перевозок легковым такси в целях создания безопасных условий перевозок пассажиров. Статьёй 6 указанного закона определены полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики по установлению регулируемых тарифов на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Чувашской Республики.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закон Чувашской Республики следует читать как "от 29 декабря 2003 г."
Приведенные положения действующего федерального и регионального законодательства свидетельствуют о правильности вывода суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросу, отнесённому к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах предоставленной компетенции и уполномоченным органом.
Судебная коллегия по административным делам полагает правильным суждение суда об отсутствии оснований для признания оспариваемых положений противоречащими Закону о защите прав потребителей. Как указано в преамбуле к названному Закону, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьёй 1 названного закона, определяющей правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров. Однако в данном случае между истцом и ответчиком отсутствуют договорные правоотношения.
Устанавливая тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, Кабинет Министров Чувашской Республики реализовывал предоставленные ему законом административные публично-властные полномочия, то есть полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Проанализировав содержание оспариваемых норм, Судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемых норм недействующими.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 28 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова Александра Геннадьевича без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2017 г. N 31-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был