1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о представителе конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией (далее - Положение) определяет принципы и задачи деятельности представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) ликвидируемой финансовой организацией, функции которого осуществляет Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), компетенцию, порядок назначения и прекращения полномочий, подконтрольность, подотчетность и ответственность представителя Агентства (далее - Представитель), а также регламентирует порядок формирования и организации работы группы сопровождения Представителя (далее - Группа).
В целях Положения под ликвидируемыми финансовыми организациями (далее - ЛФО) понимаются кредитные организации (далее - ЛКО), негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) и страховые организации (далее - ЛСО).
1.2. Регулирование деятельности Представителя осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- эффективное проведение конкурсного производства (ликвидации) в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренних регулятивных документов Агентства, соблюдение прав и законных интересов кредиторов ЛФО и других участников ликвидационных процедур;
- прозрачность конкурсного производства (ликвидации), обеспечение доступности информации о ходе его осуществления;
- отсутствие личной заинтересованности при осуществлении обязанностей Представителя;
- ответственность за проведение ликвидационных процедур;
- сохранение конфиденциальности сведений, охраняемых законодательством Российской Федерации, внутренними регулятивными документами Агентства;
- подконтрольность и подотчетность Генеральному директору, заместителю Генерального директора, осуществляющему координацию деятельности Департамента ликвидации финансовых организаций (далее - ДЛФО) и Департамента ликвидации кредитных организаций (далее - ДЛКО), директору ДЛФО (лицу, его замещающему) (далее - директор ДЛФО), директору ДЛКО (лицу, его замещающему) (далее - директор ДЛКО), коллегиальным органам управления Агентства, собранию (комитету) кредиторов ЛФО, Банку России, арбитражному суду, в производстве которого находится дело о банкротстве (ликвидации) ЛФО (далее - арбитражный суд).
1.3. В своей деятельности Представитель руководствуется законодательством Российской Федерации, решениями органов управления Агентства, Положением и внутренними регулятивными документами Агентства.
1.4. Деятельность Представителя направлена на выполнение следующих задач:
- добросовестное и разумное осуществление действий при проведении ликвидационных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства;
- наиболее полное удовлетворение требований кредиторов в возможно короткие сроки;
- формирование конкурсной (имущественной) массы ЛКО, ЛСО и НПФ, а также средств НПФ в максимально возможном размере и в сроки, установленные законодательством о банкротстве;
- осуществление текущих расходов на ликвидационные мероприятия, руководствуясь принципами целесообразности, обоснованности и минимизации производимых расходов;
- соблюдение сроков проведения мероприятий, установленных законодательством Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства, в ходе ликвидационных процедур;
- обеспечение взаимодействия с собранием (комитетом) кредиторов ЛФО, арбитражным судом, Банком России и органами государственной власти.
2. Полномочия Представителя
2.1. В целях выполнения задач, предусмотренных пунктом 1.4 Положения, Представитель осуществляет следующие функции:
- обеспечивает прием (изъятие) всего имущества и документации ЛФО (договоров и сопровождающих их документов, ценных бумаг, векселей, объектов недвижимости, оборудования, автотранспорта и т.д.) от временной администрации или иных лиц, уполномоченных (обязанных) осуществлять передачу имущества и документации ЛФО Представителю;
- обеспечивает вывоз и сохранность принятого имущества и документации ЛФО;
- обеспечивает проведение инвентаризации имущества ЛФО;
- в случае необходимости обеспечивает проведение оценки имущества ЛФО в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о банкротстве и внутренними регулятивными документами Агентства;
- организует мероприятия по поиску, выявлению, истребованию и возврату имущества и документации ЛФО, находящихся у третьих лиц;
- уведомляет работников ЛФО о предстоящем увольнении, а также увольняет, принимает на работу, налагает на них дисциплинарные взыскания;
- предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед ЛФО, требования о ее погашении;
- передает на хранение документы ЛФО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также внутренними регулятивными документами Агентства;
- представляет ЛФО в отношениях с третьими лицами;
- обеспечивает размещение информации о ходе ликвидационных процедур в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства;
- представляет бухгалтерскую (финансовую), статистическую и иную отчетность ЛФО в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, а также внутренними регулятивными документами Агентства;
- заключает и расторгает договоры, заявляет отказы от исполнения договоров и иных сделок;
- издает приказы, распоряжения и другие внутренние регулятивные акты ЛФО;
- организует работу по исполнению планов по проведению основных мероприятий конкурсного производства (принудительной ликвидации) и соблюдению сроков их проведения в ходе ликвидационных процедур в отношении ЛФО;
- распоряжается имуществом ЛФО в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства, в том числе осуществляет реализацию имущества ЛФО, передачу принадлежащего ЛФО имущества в счет погашения задолженности перед кредиторами;
- привлекает для решения задач, возникающих в ходе конкурсного производства (ликвидации), бухгалтеров, аудиторов, оценщиков и иных специалистов на основании гражданско-правовых и (или) трудовых договоров (далее - привлеченные лица), осуществляет контроль за исполнением условий заключенных с ними договоров.
Контроль за качеством оказываемых привлеченными лицами услуг (выполняемых работ) осуществляется структурными подразделениями Агентства, в компетенцию которых входят соответствующие направления деятельности.
2.2. В целях выполнения задач, предусмотренных пунктом 1.4 Положения, помимо полномочий, указанных в пункте 2.1 Положения, Представитель при проведении ликвидационных процедур в отношении ЛКО обеспечивает:
- установление требований кредиторов ЛКО и включение их в реестр требований кредиторов ЛКО, ведение реестра требований кредиторов ЛКО;
- возврат клиентам ЛКО - профессиональным участникам рынка ценных бумаг ценных бумаг и иного имущества клиентов, принятых и (или) приобретенных ЛКО за их счет по договорам хранения, доверительного управления, о депозитарном и о брокерском обслуживании;
- направление заявлений о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных ЛКО, в том числе в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), об истребовании имущества ЛКО у третьих лиц и совершение других действий по защите прав и законных интересов ЛКО и ее кредиторов, предусмотренных указанным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.3. В целях выполнения задач, предусмотренных пунктом 1.4 Положения, помимо полномочий, указанных в пункте 2.1 Положения, Представитель при проведении ликвидационных процедур в отношении НПФ обеспечивает:
- организацию проведения комплекса мер, направленных на определение обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, состава кредиторов; принятие требований кредиторов и документов, их подтверждающих, а также включение указанных требований в реестр заявленных требований кредиторов (реестр требований кредиторов);
- соблюдение требования законодательства Российской Федерации о недопущении смешения (ведении обособленного учета) имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности (собственных средств), имущества, составляющего средства пенсионных резервов, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений;
- направление заявлений о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных НПФ и (или) управляющей компанией имуществом НПФ, в том числе в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 129 Закона о банкротстве, и совершение других действий, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленных на защиту прав и законных интересов НПФ, застрахованных лиц и иных кредиторов.
2.3.1. В целях выполнения задач, предусмотренных пунктом 1.4 Положения, помимо полномочий, указанных в пункте 2.1 Положения, Представитель при проведении ликвидационных процедур в отношении ЛСО обеспечивает:
- организацию проведения комплекса мер, направленных на определение обязательств по договорам страхования и перестрахования, состава кредиторов; принятие требований кредиторов и документов, их подтверждающих, а также включение указанных требований в реестр заявленных требований кредиторов (реестр требований кредиторов);
- организацию проведения мероприятий по изъятию бланков строгой отчетности, их хранению и уничтожению;
- сбор сведений, ранее не переданных страховой организации, о заключенных договорах страхования и вносит их в соответствующие информационные системы согласно требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность;
- получение доступа к личному кабинету ЛСО для участия в информационном обмене на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- направление заявлений о признании недействительными или применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных ЛСО и (или) управляющей компанией с имуществом ЛСО, в том числе в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 129 Закона о банкротстве, и совершение других действий, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленных на защиту прав и законных интересов ЛСО, застрахованных лиц и иных кредиторов.
2.4. Объем полномочий Представителя ЛКО/НПФ определяется выдаваемой ему Агентством доверенностью по форме Приложения 1 к Положению (при проведении ликвидационных процедур в отношении ЛКО), Приложения 2 к Положению (при проведении ликвидационных процедур в отношении НПФ). Объем полномочий Представителя ЛСО определяется приказом Генерального директора Агентства по форме Приложения 2.1 к Положению.
В случае необходимости по согласованию с заместителем Генерального директора, осуществляющим координацию деятельности ДЛФО/ДЛКО, Представитель может быть наделен иными полномочиями.
2.5. В целях получения информации, касающейся всех направлений ликвидационных процедур, Представитель направляет служебные записки в ДЛФО/ДЛКО с предложением направить запросы о представлении информации в соответствующие структурные подразделения Агентства.
По согласованию с директором ДЛФО/ДЛКО Представитель может направлять запросы о представлении информации непосредственно в структурные подразделения Агентства.
2.6. В случае привлечения для решения задач, возникающих в ходе конкурсного производства (ликвидации), привлеченных лиц организация и проведение в ЛФО ликвидационных мероприятий, предусмотренных пунктами 2.1-2.4 Положения, осуществляются Представителем и привлеченными лицами.
2.7. В случае привлечения для решения задач, возникающих в ходе конкурсного производства (ликвидации), привлеченных лиц Представитель осуществляет взаимодействие с привлеченными лицами в порядке, предусмотренном внутренними регулятивными документами Агентства, регламентирующими порядок взаимодействия структурных подразделений Агентства с привлеченными лицами.
2.8. В случае невозможности участия Представителя в судебных заседаниях арбитражного суда по вопросам продления сроков и завершения ликвидационных процедур в отношении ЛКО Представитель инициирует участие работников ДЛКО в указанных судебных заседаниях путем направления служебных записок в ДЛКО.
3. Порядок назначения Представителя
3.1. Решение о назначении работника Агентства Представителем конкретной ЛФО принимается Правлением Агентства в течение 3 дней со дня объявления арбитражным судом резолютивной части судебного акта о признании финансовой организации банкротом (введении процедуры принудительной ликвидации) и об открытии в отношении нее конкурсного производства (ликвидации) и (или) оглашения арбитражным судом резолютивной части определения об утверждении Агентства конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организацией по представлению директора ДЛФО/ДЛКО, согласованному с заместителем Генерального директора Агентства, осуществляющим координацию деятельности ДЛФО/ДЛКО.
3.2. Кандидатура Представителя должна отвечать минимальным квалификационным требованиям, указанным в Приложении 3 к Положению.
Работник, подлежащий назначению Представителем, в целях предотвращения возникновения конфликта интересов обязан заполнить форму сведений о наличии (отсутствии) личной заинтересованности и конфликта интересов (далее - форма сведений), в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства. Копия заполненной формы прилагается к материалам Правления Агентства. Оригинал указанного документа подлежит хранению в ДЛФО/ДЛКО.
Копия заполненной ДЛКО/ДЛФО формы сведений подлежит в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства направлению в Службу внутреннего аудита и Департамент безопасности и защиты информации (далее - ДБЗИ).
По решению Правления Агентства Представителем может быть назначен работник Агентства, соответствующий минимальным квалификационным требованиям, указанным в пунктах 1, 2 и 4-8 Приложения 3 к Положению.
3.3. После принятия соответствующего решения Правлением Агентства Представитель ЛКО/НПФ приступает к исполнению своих обязанностей в день выдачи ему доверенности, а Представитель ЛСО - со дня издания приказа.
3.4. В случае возникновения обстоятельств, влекущих невозможность осуществления Представителем своих функций (увольнение, длительная болезнь, личная заинтересованность при исполнении своих обязанностей, отстранение Представителя арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей и др.), решением Правления Агентства его полномочия прекращаются и назначается другой Представитель.
Назначение другого Представителя осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 3.1 и 3.2 Положения.
Информация о назначении другого Представителя направляется ДЛФО/ДЛКО структурным подразделениям, работники которых входят в Группу, не позднее 2 рабочих дней со дня вынесения решения Правления Агентства о назначении другого Представителя.
3.5. На время краткосрочного (до 30 календарных дней) отсутствия Представителя его полномочиями может быть наделен работник ДЛФО/ДЛКО.
Решение о временном наделении полномочиями Представителя работника ДЛФО/ДЛКО принимается Генеральным директором Агентства по представлению директора ДЛФО/ДЛКО. Лицо, временно осуществляющее полномочия Представителя, должно соответствовать минимальным квалификационным требованиям, указанным в пунктах 1, 2 и 4-8 Приложении 3 к Положению, а также обязано заполнить форму сведений в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства
Копия заполненной формы сведений прикладывается к доверенности/приказу лица, осуществляющего полномочия Представителя.
Оригинал указанного документа подлежит хранению в ДЛКО/ДЛФО.
3.6. Полномочия Представителя в отношении конкретной ЛФО прекращаются со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ее ликвидации.
4. Порядок формирования и организация работы группы сопровождения Представителя
4.1. В целях обеспечения конкурсного производства (ликвидации) в отношении ЛФО в течение 10 рабочих дней с момента назначения Представителя формируется Группа.
4.2. В Группу включаются один или несколько работников следующих структурных подразделений Агентства: ДЛФО/ДЛКО, Департамента управления активами, Департамента реализации активов, Департамента сопровождения ликвидационных процедур, Юридического департамента, Департамента бухгалтерского учета и отчетности, Экспертно-аналитического департамента, ДБЗИ, Департамента информационных технологий (далее - члены Группы). В Группу, формируемую для сопровождения ликвидационных процедур в отношении НПФ, включаются также один или несколько работников Департамента реструктуризации финансовых организаций. При необходимости в Группу могут быть включены работники других структурных подразделений Агентства.
4.3. Состав Группы утверждается распоряжением заместителя Генерального директора, осуществляющего координацию деятельности ДЛФО/ДЛКО, по формам, содержащимся в Приложениях 4.1 (для сопровождения ликвидационных процедур в отношении ЛКО), 4.2 (для сопровождения ликвидационных процедур в отношении НПФ) и 4.3 (для сопровождения ликвидационных процедур в отношении ЛСО) к Положению.
4.4. При необходимости замены члена Группы заинтересованное структурное подразделение направляет соответствующую служебную записку в ДЛФО/ДЛКО. В соответствии со служебной запиской ДЛФО/ДЛКО подготавливает проект распоряжения, которое подписывается заместителем Генерального директора Агентства, осуществляющим координацию деятельности ДЛФО/ДЛКО.
4.5. Задачами Группы является проведение ее членами по согласованию с Представителем работы по выполнению ликвидационных мероприятий в отношении ЛФО в соответствии с компетенцией структурных подразделений Агентства. Функциональные обязанности членов Группы ЛКО приведены в Приложении 5 к Положению, членов Группы НПФ - в Приложении 6 к Положению.
4.6. Члены Группы по поручению Представителя и по согласованию с руководителем соответствующего структурного подразделения Агентства могут выполнять иные функции, не предусмотренные Приложением 5 или Приложением 6 к Положению, в рамках компетенции своих структурных подразделений.
4.7. Члены Группы несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций, предусмотренных Приложением 5 или Приложением 6 к Положению, в соответствии с трудовым законодательством и внутренними регулятивными документами Агентства.
4.8. При отсутствии в ЛФО привлеченных лиц организация и проведение текущей работы в ходе ликвидационной процедуры в отношении ЛФО обеспечиваются Представителем и членами Группы.
5. Отчетность Представителя и контроль за его деятельностью
5.1. Отчеты о ходе ликвидационных процедур и иная информация по вопросам конкурсного производства (ликвидации) ЛФО представляются Представителем в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства, устанавливающими порядок подготовки и представления информации в ходе проведения ликвидационных процедур.
5.2. Представитель обязан представлять оперативную информацию о ходе ликвидационных процедур по запросам Генерального директора, заместителя Генерального директора, осуществляющего координацию деятельности ДЛФО/ДЛКО, и руководителей структурных подразделений Агентства в рамках компетенции последних.
5.3. Представитель уведомляет о внешних и внутренних операционных, финансовых, коррупционных и репутационных рисках, возникающих в ходе ликвидационных процедур, директора ДЛФО/ДЛКО и структурные подразделения Агентства, в компетенцию которых входит урегулирование соответствующей ситуации.
5.4. При поступлении в Агентство или Представителю обращений контролирующих органов, а также жалоб на действия (бездействие) Представителя, в том числе в отношении деятельности Представителя до его назначения, соответствующая информация незамедлительно доводится до сведения директора ДЛФО/ДЛКО.
При поступлении к Представителю обращений правоохранительных органов соответствующая информация доводится до директора ДБЗИ, а в случае если данное обращение свидетельствует о возможном наступлении коррупционных и репутационных рисков, то и до сведения директора ДЛФО/ДЛКО.
В случае назначения Представителем директора ДЛФО/ДЛКО информация об обращении контролирующих и правоохранительных органов, а также о поступлении жалоб на действия (бездействие) Представителя доводится до сведения заместителя Генерального директора Агентства, осуществляющего координацию деятельности ДЛФО/ДЛКО.
5.5. Представитель обязан при наличии обстоятельств, свидетельствующих о его личной заинтересованности при исполнении им своих обязанностей, незамедлительно уведомить об этом директора ДЛФО/ДЛКО и заместителя Генерального директора, осуществляющего координацию деятельности ДЛФО/ДЛКО, и принять меры по предотвращению конфликта интересов.
В этом случае Правление Агентства вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий такого Представителя в порядке, предусмотренном пунктом 3.4 Положения.
6. Ответственность Представителя
6.1. Представитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и внутренними регулятивными документами Агентства.
6.2. Решение о поощрении или наложении дисциплинарного взыскания в отношении Представителя принимаются в соответствии с внутренними регулятивными документами Агентства на основании представления директора ДЛФО/ДЛКО, согласованного с заместителем Генерального директора Агентства, осуществляющим координацию деятельности ДЛФО/ДЛКО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При ликвидации кредитной или страховой организации, а также НПФ функции конкурсного управляющего (ликвидатора) выполняет Агентство по страхованию вкладов. Урегулированы вопросы деятельности представителя данной госкорпорации в рассматриваемом случае.
Так, определена его компетенция, порядок назначения и прекращения полномочий, подконтрольность, подотчетность и ответственность. Регламентирован порядок формирования и организации работы группы сопровождения представителя Агентства.
В частности, он обеспечивает прием (изъятие) всего имущества и документации ликвидируемой финансовой организации (договоров и сопровождающих их документов, ценных бумаг, векселей, объектов недвижимости, оборудования, автотранспорта и т. д.) от временной администрации или иных уполномоченных лиц, организует мероприятия по поиску, выявлению, истребованию и возврату имущества и документации, находящихся у третьих лиц, уведомляет работников о предстоящем увольнении, а также увольняет, принимает на работу, налагает на них дисциплинарные взыскания.
Положение о представителе конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией (утв. решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 14 сентября 2017 г. (протокол N 113, раздел IV))
Текст положения официально опубликован не был