Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 201354-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(утв. Решением Комитета ГД по энергетике от 12 июля 2017 г. N 3.25-5/32)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 201354-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Г.И. Скляром, Е.В. Паниной, И.Н. Игошиным, В.М. Кононовым, А.Н. Красноштановым, А.Н. Хайруллиным, А.Б. Клыкановым, В.В. Ивановым, В.И. Катеневым, А.Г. Кобилевым, А.В. Балыбердиным, С.Ю. Бидонько, А.В. Жарковым, Н.В. Назаровой, В.В. Зубаревым, В.Е. Дерябкиным, Р.В. Кармазиной, Р.К. Хуснулиным, Г.К. Сафаралиевым (далее - законопроект) и посвященный вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях (далее - СРО).
Ранее, в целях совершенствования системы саморегулирования в строительной деятельности принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 372-ФЗ).
Федеральный закон N 372-ФЗ направлен на уточнение механизмов правового регулирования деятельности СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительных работ. Реализация положений указанного законодательного акта должна привести к повышению роли и ответственности СРО за качество строительных работ, выполняемых их членами, а также за исполнение договорных обязательств.
Вместе с тем экспертами строительного комплекса различных отраслей не поддерживаются положения указанного Федерального закона, устанавливающие требования о том, что с 1 июля 2017 года членами СРО могут быть исключительно строительные организации, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована соответствующая СРО (далее - требование о регионализации), а также осуществлен вывод из системы регулирования всех подрядных организаций, кроме генеральных подрядчиков.
Возможно, что требования о регионализации СРО, установленные Федеральным законом N 372-Ф3, являются актуальными для строительных компаний, осуществляющих строительство объектов гражданского и общепромышленного назначения, контролировать деятельность которых удобнее на уровне региональных структур. Но для технических заказчиков и строительных компаний, осуществляющих строительство особо опасных и технически сложных объектов ТЭК, расположенных на территориях десятков субъектов Российской Федерации, данные требования являются критическими. Разделение таких специализированных СРО по членству в разрозненных региональных СРО, обладающих разным уровнем компетенций, методик предварительного квалифицированного отбора и проведения проверок, приведет к дезинтеграции сложившегося единого строительного комплекса ТЭК.
Отсутствие в некоторых регионах необходимых компетенций при проведении контрольных мероприятий, особенно при строительстве особо опасных и технически сложных объектов ТЭК, к которым относятся практически все объекты энергетики, со стороны СРО, может привести к тому, что к выполнению работ на указанных объектах ТЭК получат доступ компании, не имеющие необходимого опыта и персонала, не обладающие необходимыми ресурсами для качественного и своевременного выполнения работ и имеющие сомнительную репутацию.
Учитывая отрицательное влияние указанных положений Федерального закона N 372-ФЗ на деятельность отраслевых строительных комплексов, а также возможные последствия и риски, в случае введения их в действие, разработан настоящий законопроект, устанавливающий в рамках ГрК РФ специальные нормы регулирования для застройщиков, технических заказчиков и строительных компаний, участвующих в сооружении объектов топливно-энергетического комплекса России (далее - ТЭК), а также введены требования к СРО, члены которых обладают правом выполнения работ на этих объектах.
В связи с изложенным, Комитет в части вопросов своего ведения отмечает следующее. Цель рассматриваемого законопроекта заключается в сохранении единства строительных комплексов энергетических отрасли, как основы обеспечения безопасности сооружаемых энергетических объектов на протяжении жизненного цикла.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в 9 статей ГрК РФ и статью 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести изменения ГрК, предусматривающие:
- исключение принципа регионализации для застройщиков, технических заказчиков, строительных компаний, выполняющих работы по договорам строительного подряда на объектах нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов;
- включение обязательности членства в СРО организаций, выполняющих подрядные работы на объектах нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов;
- установление порядка определения СРО, члены которых обладают правом выполнения работ на объектах нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов.
В целом положительно оценивая внесенный законопроект, вместе с тем Комитет в части вопросов своего ведения и с учетом результатов экспертизы законопроекта членами Экспертного совета при Комитете, считает необходимым отметить следующее.
1. Редакция поправок проектируемого пункта 10.3 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ в редакции пункта "д" статьи 1 законопроекта, направленных на установление перечня объектов ТЭК, строительство которых будут иметь право осуществлять члены отраслевых СРО, требует корректировки.
Среди всех особо опасных и технически сложных объектов в этот перечень включены только объекты использования атомной энергии, линии электропередачи и сетевого хозяйства, ТЭС и ГЭС, а также часть ОПО по отраслевым признакам.
В связи с этим лица, выполняющие строительство иных объектов ТЭК (которые не предусмотрены законопроектом), должны будут участвовать в региональных СРО, а значит, многим организациями придется выйти из отраслевых СРО и стать участником региональной СРО, не обладающей необходимой компетенцией в регулировании деятельности специализированных энергетических компаний.
Как показывает практика, в ряде случаев выполнение требований ГрК РФ и привлечение для выполнения работ компетентных подрядных и строительно-монтажных организаций, базирующихся именно в регионе места нахождения проектируемого (строящегося) объекта' в принципе невозможно, т.к. такие организации там попросту отсутствуют. Указанная проблема характера и для проектирования и строительства зданий диспетчерских центров Системного оператора.
Таким образом, законопроект лишь частично решает вопросы регионализации и свободы участия в СРО в области проектирования и строительства энергетических объектов. В связи с чем считаем необходимым расширить перечень энергетических объектов, работы на которых должны производится исключительно членами саморегулируемых организаций, а также предоставить возможность лицам, осуществляющим строительные работы на энергетических объектам участвовать в саморегулируемых организациях без привязки к региону.
2. Кроме того, данный выбор объектов не некорректен, так как не учитывает требования смежных отраслей законодательства и лишает возможности формирования отраслевых СРО для других видов особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства (например, других типов ОПО I и II классов опасности с опасными веществами, ОПО металлургической промышленности, морских объектов и т.д.).
3. Статью 3 законопроекта в части срока вступления в силу Федерального закона следует уточнить с учетом времени, необходимого для его принятия и опубликования.
Комитет считает, что законопроект нуждается в доработке.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 201354-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при условии его доработки при подготовке законопроекта ко второму чтению с учетом замечаний и предложений, изложенных в заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.