Заключение Счетной палаты РФ от 11 октября 2017 г. N ЗСП-173/03-02
на проект федерального закона N 274632-7 "О внесении изменений в статью 426 Налогового кодекса Российской Федерации"
(утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от "10" октября 2017 г. N 55К (1200)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 274632-7 "О внесении изменений в статью 426 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 29 сентября 2017 г. N 71) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается сохранить на период до 2020 года включительно тарифы страховых взносов, действующие в 2016 - 2019 годах для основной категории плательщиков, в размере 30% (22% - на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов; 2,9% - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов; 5,1% - на обязательное медицинское страхование) и в размере 10% - на обязательное пенсионное страхование сверх установленной величины базы для исчисления страховых взносов.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту сохранение на период до 2020 года тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведет к уменьшению объема поступлений указанных взносов в 2020 году в размере 847,92 млрд. рублей. При этом установление тарифа 10% с сумм, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, приведет к увеличению объема поступлений на финансирование страховой пенсии в 2020 году на 304,55 млрд. рублей. В связи с этим на реализацию законопроекта потребуется выделение средств федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) в 2020 году в размере 543,37 млрд. рублей.
Помимо прочего суммы, приведенные в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, не соответствуют суммам, указанным в расчете бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на 2018 - 2020 годы, который представлен в материалах к проекту федерального закона N 274619-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Замечаний и предложений по законопроекту не имеется.
При этом Счетная палата Российской Федерации полагает необходимым отметить, что Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р, тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с заработной платы, являющейся базой для начисления страховых взносов, и дополнительно 10% с сумм, превышающих эту базу, предусмотрен на период 2012 - 2015 годов.
В целях дальнейшего развития пенсионной системы указанной Стратегией предусматривается поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки.
Вместе с тем предложение о продлении действующего тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на период до 2020 года не содержит обоснования его приемлемости для субъектов экономической деятельности, а также соответствия объему обязательств по распределительной составляющей пенсионной системы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.