Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 274623-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее -законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 29 сентября 2017 г. N 71) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается перенести на четыре года (с 1 января 2021 года на 1 января 2025 года) переход на "прямые" выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - "прямые" выплаты) территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту перенос срока перехода на "прямые" выплаты приведет к сокращению дефицита бюджета Фонда в 2018 году на 6,1 млрд. рублей, в 2019 году - на 5,9 млрд. рублей, в 2020 году - на 46,6 млрд. рублей, при этом расчеты, подтверждающие вышеуказанные объемы, в материалах к законопроекту отсутствуют.
Необходимо отметить, что Фондом в 33 субъектах Российской Федерации реализуется пилотный проект, в соответствии с которым "прямые" выплаты производятся территориальными органами Фонда (далее - пилотный проект).
По результатам проведенных Счетной палатой Российской Федерации экспертно-аналитических и контрольных мероприятий при подготовке заключения на проект федерального закона N 274621-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" отмечаем, что Фондом в 2016 году проведен анализ финансовых результатов исполнения бюджетов своих территориальных органов, реализующих пилотный проект, который показал рост недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование в этих территориальных органах значительно выше роста недоимки в целом по Российской Федерации. Вместе с тем в дальнейшем платежная дисциплина страхователей восстанавливается, и недоимка по текущим платежам начинает сокращаться.
Счетная палата Российской Федерации полагает, что в целях оценки финансовых результатов исполнения бюджета Фонда необходимо провести детальный анализ причин опережающего роста задолженности по уплате страховых взносов в субъектах Российской Федерации, реализующих пилотный проект, на основе которого оценить эффективность данной меры.
При отсутствии указанного анализа оценить обоснованность продления периода перехода на прямые выплаты, а также влияние данного решения на финансовый результат исполнения бюджета Фонда в 2020 году (сокращение дефицита бюджета Фонда на 46,6 млрд. рублей) не представляется возможным.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, переход на "прямые" выплаты позволит обеспечить прозрачность бюджета Фонда при его планировании на очередной финансовый год и плановый период.
Также следует отметить, что действующая в настоящее время зачетная система выплат пособий не всегда гарантированно обеспечивает выплаты в пользу застрахованных лиц через работодателя, например, в тех случаях, когда организация находится в стадии банкротства, даже при наличии судебного решения о выплате, в случае если недостаточно средств на счетах организации.
Переход на систему "прямых" выплат должен обеспечить получение денежных средств застрахованными лицами вне зависимости от экономического состояния организации-работодателя в наиболее удобной для работника форме. При этом реализация норм законопроекта не позволит перейти на "прямые" выплаты в течение длительного срока.
Кроме того, перенос срока перехода на "прямые" выплаты за пределы действия федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, является нецелесообразным.
На основании изложенного законопроект не может быть поддержан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.