Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 257505-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части приведения терминологии Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с законом "Об образовании в Российской Федерации")
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке, рассмотрев проект федерального закона N 257505-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (в части приведения терминологии Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с законом "Об образовании в Российской Федерации") (далее - законопроект), отмечает следующее.
Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта в части приведения положений Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с категориально-понятийным аппаратом Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закона об образовании). При этом не должен измениться в сторону уменьшения круг получателей налоговых льгот и преференций.
Самой часто встречающейся правкой предлагаемой Законопроектом является замена понятия "образовательное учреждение", под которым в соответствии со статьей 12 утратившего силу Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" понималось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, на "организация, осуществляющая образовательную деятельность".
Отдельно необходимо отметить предлагаемые изменения пункта 11 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления налоговых льгот по стипендиальному обеспечению обучающихся. Основой для изменений стала статья 36 Закона об образовании, которой установлен перечень видов стипендий и указаны категории обучающихся, которым они могут быть назначены. Однако, в рассматриваемой новой редакции законопроекта не нашли свое отражение следующие категории - адъюнкты и докторанты. Адъюнкты, в частности, получают стипендии, которые не всегда возможно отнести к именным стипендиям (например, в соответствии с Приказом МЧС России от 18.11.2013 г. N 737 "О стипендиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"). По мнению Комитета так же следует предусмотреть освобождение от налогообложения ежемесячных выплат докторантам (выплачивается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2014 г. N 267 "Об утверждении Положения о докторантуре" направляющей организацией в размере, равном однократному минимальному размеру оплаты труда). До принятия Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" докторанты получали стипендию, которая в соответствии с Налоговым кодексом не подлежала налогообложению. Таким образом, в случае принятия законопроекта в предложенной редакции, возможно ухудшение положения указанных категорий.
Кроме этого, по мнению Комитета, необходимо рассмотреть вопрос налогообложения материальной поддержки обучающимся, выплачиваемой из средств стипендиального фонда в соответствии со статьей 36 Закона об образовании. Такая необходимость основывается на том что, как и стипендии, материальная поддержка обучающимся из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, оказываемая в соответствии с федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления является целевой мерой социальной поддержки обучающихся. Предусмотренные на текущий момент льготы по налогообложению материальных помощей распространяются только на работников организаций.
В проектируемых положениях пунктов 21 и 46 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации норма о наличии у организаций, осуществляющих образовательную деятельность, лицензии является избыточной, поскольку в соответствии с Законом об образовании указанные организации могут осуществлять образовательную деятельность только на основании лицензии.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает возможным принятие в первом чтении законопроекта N 257505-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" в случае учета высказанных замечаний при подготовке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.