Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. N 9-АПГ17-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Дзержинское производственное объединение "Пластик" (далее - АО "Пластик") о признании недействующим в части приложения 1 к Программе подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, утверждённой постановлением Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2013 г. N 859, по апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского областного суда от 18 мая 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2013 г. N 859, опубликованным в издании "Правовая среда", N 29 (1739), 18 марта 2014 г. (приложение к газете "Нижегородские новости", N 48 (5381), 18 марта 2014 г.), N 30 (1740), 20 марта 2014 г. (приложение к газете "Нижегородские новости", N 50/51 (5383/5384), 20 марта 2014 г.), утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу (далее - региональная Программа).
В приложении 1 к региональной Программе определён перечень объектов и мероприятий, запланированных к осуществлению в Нижегородской области в рамках подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу.
Так, пункт 1.5 приложения 1 содержал в первоначальной редакции следующее предписание "строительство базы команд в юго-восточной части Советского района севернее деревни Анкудиновка города Нижнего Новгорода, в том числе: * - подлежит уточнению".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2014 г. N 435, опубликованным в издании "Правовая среда", N 105 (1815), 21 октября 2014 г. (приложение к газете "Нижегородские новости", N 185 (5518), 21 октября 2014 г.), в региональную Программу внесены изменения и приведённый выше пункт изложен в следующей редакции: "Строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород-Шахунья-Киров, севернее микрорайона Красногорка".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 13 марта 2015 г. N 137, опубликованным в газете "Нижегородские новости", N 78 (5641), 7 июля 2015 г., была изменена нумерация пунктов приложения 1, в том числе пункт 1.5 приложения 1 к Программе на пункт 1.4.
АО "Пластик" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с 30 июня 2014 г. пункта 1.5 приложения 1 к региональной Программе в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 30 июня 2014 г. N 435; о признании недействующим с 13 марта 2015 г. пункта 1.4 приложения 1 к названной программе в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 13 марта 2015 г. N 137; а также о признании недействующим с даты принятия постановления Правительства Нижегородской области от 30 июня 2014 г. N 435 "О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, утверждённую постановлением Правительства Нижегородской области от 19 ноября 2013 г. N 859".
В обоснование требований административный истец сослался на противоречие оспариваемой нормы предписаниям пунктов 2, 7-9 Положения о порядке координации деятельности и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам, связанным с реализацией Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу и контролем хода её реализации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 945.
По мнению АО "Пластик", в нарушение указанных федеральных норм Правительство Нижегородской области не согласовало изменения, вносимые в региональную Программу с Министерством спорта Российской Федерации, являющимся ответственным исполнителем и координатором федеральной Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, следовательно, объект "База команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород-Шахунья-Киров, севернее микрорайона Красногорка" внесён в региональную Программу незаконно, поскольку данный объект не был включён в перечень баз команд, согласованный Российской Федерацией и международной федерацией футбольных ассоциаций (FIFA).
Административный истец считает, что оспариваемым положением нарушены его права, поскольку он являлся собственником четырёх земельных участков, расположенных по адресу: Нижегородская область, г. Бор, на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород-Шахунья-Киров, которые изъяты у него в собственность Нижегородской области для государственных нужд на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 18 сентября 2014 г. N 1279-р, принятого в рамках реализации Программы подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, признанного законным решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25 мая 2015 г. N А43-32450/2014, вступившим в законную силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как "N 1729-р"
Решением Нижегородского областного суда от 18 мая 2017 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе АО "Пластик" ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, а также Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав заключение в письменной форме прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из содержания административного искового заявления следует, что фактически административным истцом оспаривается изменение места строительства базы команд, в результате которого таковым являются земельные участки, расположенные на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород-Шахунья-Киров, севернее микрорайона Красногорка (пункт 1.4 приложения 1 к региональной Программе в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 13 марта 2015 г. N 137, действующей на момент обращения в суд и в настоящее время).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемая административным истцом норма принята Правительством Нижегородской области в рамках полномочий и компетенции данного органа по вопросу, относящемуся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с соблюдением установленной законом процедуры принятия и опубликования нормативных правовых актов, и не противоречит федеральному законодательству.
Позиция суда построена на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Специальным законом, регламентирующим вопросы подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, на федеральном уровне является Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Названный федеральный закон к объектам инфраструктуры относит предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, включённые в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, которая представляет собой документ, содержащий перечень объектов инфраструктуры и мероприятий, утверждённый Правительством Российской Федерации (пункты 25 и 26 статьи 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518 утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу (далее - федеральная Программа), определяющая круг мероприятий, подлежащих выполнению в рамках указанной Программы (согласно пункту 12 статьи 2 названного выше Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ мероприятия - это в том числе и деятельность, связанная с подготовкой и проведением в Российской Федерации спортивных соревнований).
Этим же постановлением установлен ответственный исполнитель-координатор программы - Министерство спорта Российской Федерации (пункт 2), предусмотрены предельные объёмы финансирования мероприятий по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу из средств федерального бюджета (пункт 1), федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов, перечисленные в ней, определены как исполнители федеральной Программы.
Пунктом 11 указанного постановления рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимся исполнителями мероприятий Программы, до 1 ноября 2013 г. разработать и утвердить по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти региональные программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев в них объекты и мероприятия Программы.
Федеральная Программа не предусматривает строительство баз команд, а устанавливает такие мероприятия, как строительство (реконструкция) тренировочных площадок, предназначенных для проведения предсоревновательных тренировок, а также тренировочных площадок в местах размещения баз команд с указанием мест их размещения по конкретному адресу (пункты 37-97 подпрограммы "Строительство и реконструкция спортивных объектов"), в перечень которых Нижегородская область не включена.
Вместе с тем в пункте 98 федеральной Программы в редакции, действовавшей до 25 августа 2015 г. (на момент принятия региональной Программы и внесения в неё всех последующих изменений, оспариваемых административным истцом), в качестве мероприятий прописано строительство и реконструкция 28 тренировочных площадок в местах размещения баз команд без определения конкретного местоположения и адреса. Исполнителями названных мероприятий указаны органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, источник финансирования - бюджеты субъектов Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 945 утверждено Положение о координации деятельности и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросам, связанным с реализацией Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу и контролем хода её реализации (далее - Положение).
Согласно подпункту "г" пункта 2 поименованного Положения координацию деятельности и организацию взаимодействия органов и организаций в части согласования региональных программ подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, а также изменений, вносимых в указанные программы, в порядке, установленном разделом IV этого же Положения осуществляет Министерство спорта Российской Федерации, являясь ответственным исполнителем-координатором Программы.
Как следует из содержания пунктов 7 и 8 Положения, с Министерством спорта Российской Федерации названные выше региональные программы подлежат согласованию при разработке, а также в случае изменений в них в части, касающейся объектов и мероприятий Программы, других объектов и мероприятий, обеспечивающих выполнение обязательств, предусмотренных соглашениями между городами-организаторами чемпионата мира по футболу и международной федерацией футбольных ассоциаций.
Суд первой инстанции, проанализировав приведённые нормы федерального законодательства и установив, что региональная Программа, принятая во исполнение пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 859, согласована с Министерством спорта Российской Федерации в том числе в отношении строительства базы команд (пункт 1.5 Приложения 1 к Программе в первоначальной редакции, с указанием адреса: в юго-восточной части Советского района севернее деревни Анкудиновка города Нижнего Новгорода (с пометкой - в том числе: * - подлежит уточнению) и в этой части не изменялась, правомерно признал требования административного истца необоснованными.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 518"
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что наименование и целевое назначение запланированного к строительству объекта "база команд" не изменялись, а уточнение адреса местоположения указанного объекта не касается непосредственно мероприятий региональной Программы, подлежащих обязательному согласованию в случае изменения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно констатировал, что при внесении в региональную Программу изменений, оспариваемых административным истцом, нарушений законодательства не допущено, они соответствуют положениям федерального законодательства, регулирующим отношения в сфере подготовки к проведению чемпионата мира в 2018 году, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации явилось основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы административного истца о том, что спорный объект инфраструктуры не был включён в перечень баз команд, согласованный Российской Федерацией и международной федерацией футбольных ассоциаций (FIFA), обоснованно отвергнуты судом, поскольку отсутствие такого объекта в указанном перечне, не свидетельствует о несоответствии оспариваемых правовых норм федеральному законодательству, действовавшему на момент их принятия.
Кроме того, судом на основании представленных в материалы дела документов установлено, что включение базы команд в перечень, согласованный с международной федерацией футбольных ассоциаций (FIFA), возможно только по окончании его строительства, которое на момент рассмотрения дела судом первой инстанции завершено не было.
Иные утверждения в апелляционной жалобе основаны на неверном толковании предписаний материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают и не влекут отмену законного судебного акта.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 18 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Дзержинское производственное объединение "Пластик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. N 9-АПГ17-19
Текст определения официально опубликован не был