Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2017 г. N 45-АПГ17-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гузева Александра Николаевича о признании недействующими отдельных предписаний пунктов 15 и 16 Порядка обеспечения жильём граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 г. N 723-ПП, по апелляционной жалобе Гузева А.Н. на решение Свердловского областного суда от 12 мая 2017 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Гузева А.Н., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Правительства Свердловской области Тертышного А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Свердловской области от 14 июня 2011 г. N 723-ПП, опубликованным 29 июня 2011 г. в средствах массовой информации "Областная газета", N 232-233 и в издании "Собрание законодательства Свердловской области" 2011 года N 6-2, утверждён Порядок обеспечения жильём граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц (далее - уволенные с военной службы граждане), принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок).
Пунктом 15 Порядка установлено, что жилые помещения предоставляются уволенным с военной службы гражданам по нормам, указанным в пункте 13 данного Порядка (по нормам предоставления, предусмотренным статьёй 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", далее - Федеральный закон о статусе военнослужащих), а норматив общей площади жилого помещения на одного человека, указанный в пункте 14 поименованного Порядка, используется для расчёта размера единовременной денежной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в случаях, если названная категория граждан и (или) члены его семьи:
не имеют жилых помещений для постоянного проживания; проживают на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и принимают обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
проживают в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимают обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В абзаце первом пункта 16 Порядка определено, что в случае отчуждения уволенным с военной службы гражданином и (или) членами его семьи жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности после его включения в сводный список уволенных с военной службы граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета (за исключением случая, указанного в подпункте 3 пункта 15 указанного Порядка), или принятия решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, или принятия решения не освобождать жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, предоставляется жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 данного Порядка, либо единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, рассчитанная по нормативам, указанным в пункте 14 приведённого Порядка, за вычетом общей площади отчуждённого жилого помещения или общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. При этом жилое помещение предоставляется только в случае, если определённый таким образом размер общей площади жилого помещения, которое предполагается предоставить, составляет не менее 18 квадратных метров.
В остальных случаях, как указано в абзаце втором этого же пункта, предоставление жилого помещения либо выдача единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения возможны при выполнении им условий, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 15 Порядка.
Гузев А.Н., поставленный в 1995 году Администрацией г. Екатеринбурга на учёт военнослужащих, уволенных с военной службы, для предоставления жилого помещения, обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведённых пунктов Порядка в части слов "жилые помещения предоставляются по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, а"; "жилое помещение по нормам, указанным в пункте 13 настоящего Порядка"; "предоставление жилого помещения либо" соответственно.
По мнению административного истца, оспариваемые региональные правовые предписания решение вопроса обеспечения жилым помещением уволенных с военной службы граждан ставят в зависимость от их имущественного положения и имущественного положения членов его семьи, поскольку устанавливают дополнительное условие о передаче в собственность государства имеющихся у членов семьи жилых помещений несмотря на то, что Федеральный закон о статусе военнослужащих предусматривает предоставление жилого помещения названной категории граждан по установленным этим законом нормам предоставления без относительно от того, имеется ли другое жилое помещение у членов семьи.
Решением Свердловского областного суда от 12 мая 2017 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гузев А.Н. просит решение суда отменить, как незаконное, ввиду неправильного применения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком и прокуратурой Свердловской области поданы возражения о законности принятого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые нормы соответствуют требованиям федерального законодательства и не предусматривают обязанности собственника жилого помещения передать в государственную или муниципальную собственность имеющееся у него жилое помещение.
Позиция суда основана на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации социальную защиту, социальное обеспечение и жилищное законодательство относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж" и "к" части 1 статьи 72).
Федеральным законом о статусе военнослужащих установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Федеральный законодатель, гарантируя военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений за счёт средств федерального бюджета, указал, что данный вопрос решается в порядке и на условиях, установленных как названным федеральным законом, так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 поименованного закона).
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 г. приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 г., и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, по договору социального найма либо в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона о статусе военнослужащих).
Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установлено, что Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона о статусе военнослужащих жилыми помещениями в собственность бесплатно, по договору социального найма, а также по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (часть 1 статьи 3). Одновременно федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия определять порядок предоставления названной категории гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (часть 2 этой же статьи).
Поскольку в пункте 1 статьи 15 Федерального закона о статусе военнослужащих имеется ссылка не только на этот закон, но и другие федеральные законы, к которым относится и Жилищный кодекс Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно при рассмотрении административного искового заявления применил нормы названного кодекса.
Так, согласно положениям, закреплённым в частях 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
В соответствии с частью 2 статьи 51 этого же кодекса при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Следовательно, вывод суда о соответствии оспариваемых предписаний имеющему большую юридическую силу законодательству является верным.
Проанализировав в системном единстве приведённые требования федерального законодательства, сопоставив их с юридической конструкцией оспариваемых норм, суд первой инстанции обоснованно указал, что региональные положения в оспариваемой части не устанавливают каких-либо новых условий обеспечения жилым помещением граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона о статусе военнослужащих, а определяют в соответствии с переданными полномочиями порядок предоставления названной категории гражданам жилых помещений.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным утверждение административного истца о нераспространении на уволенных с военной службы граждан положений жилищного законодательства, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 14 мая 2013 г. N 692-О, N 693-О, N 694-О и от 17 февраля 2015 г. N 412-О.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, предусматривая бесплатное или за доступную плату предоставление жилого помещения малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40), тем самым предписывает федеральному законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением права военнослужащих на жилище, являются как законодательство, определяющее правовой статус военнослужащих, так и нормы жилищного законодательства Российской Федерации, действие которых распространяется не только на весь срок военной службы, но и на период, следующий за увольнением с неё (определения от 14 мая 2013 г. N 692-О, N 693-О и N 694-О).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Гузева А.Н., основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для отмены законного судебного решения.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 12 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гузева Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2017 г. N 45-АПГ17-12
Текст определения официально опубликован не был