Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. N 20-АПГ17-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела административное дело по апелляционным жалобам Правительства Республики Дагестан и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 7 июня 2017 года об удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Республики Дагестан об оспаривании отдельных положений Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утверждённого постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 280.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., ознакомившись с письменным заключением прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующим принципу правовой определённости и не действующим со дня принятия Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утверждённого постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 280.
Суть доводов сводится к тому, что установленный порядок позволяет произвольно принимать решения об обеспечении граждан жилыми помещениями, снижая тем самым уровень правовых гарантий граждан, перечисленных в пункте 1.1 Порядка.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 7 июня 2017 года административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Дагестан удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Республики Дагестан и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан просят решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, прокуратурой Республики Дагестан представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд первой инстанции, обоснованно посчитав оспариваемое правовое регулирование не соответствующим требованиям правовой определенности, признал его недействующим.
В силу статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета (пункт 1); обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (пункт 2.1); денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трёх и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди (пункт 17).
Членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с данным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 указанного Федерального закона, с учётом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) (абзац первый пункта 3.1 статьи 24).
Лица, указанные в абзаце первом названного пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учётом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти) (абзац третий пункта 3.1 статьи 24).
При этом лицам, указанным в абзацах первом и третьем этого пункта, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с данным Федеральным законом во внеочередном порядке.
Согласно статьям 1 и 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" федеральный законодатель, передавая субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24, одновременно предоставил органам государственной власти субъекта Российской Федерации право своим законодательством утверждать порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или на строительство жилого помещения.
Системный анализ приведённых норм позволяет сделать вывод о том, что введение федеральным законодателем внеочередного порядка обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей в сравнении с иными категориями граждан Российской Федерации отнюдь не означает произвольное принятие решений по данному вопросу.
Очевидно, должен быть установлен такой порядок обеспечения жилыми помещениями, который содержал бы объективные факторы обусловливающие обеспечение жилыми помещениями граждан (например, предоставление единовременной денежной выплаты гражданам, избравшим указанный способ обеспечения жилым помещением в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия данных граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо исходя из времени подачи заявлений о принятии на учёт и документов, необходимых для обеспечения жилыми помещениями).
Как следует из содержания постановления Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 года N 280, устанавливая порядок обеспечения жилым помещением в собственность бесплатно, по договору социального найма путём предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения уволенных с военной службы граждан и членов их семей, порядок подачи и рассмотрения заявления об обеспечении жилым помещением, вместе с тем данное постановление не содержит объективных критериев принятия решений об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, что бесспорно допускает произвольное принятие решений об обеспечении жилыми помещениями указанной категории граждан.
Поскольку такое правовое регулирование, как справедливо отмечается в решении, не соответствуя требованиям определённости, ясности и недвусмысленности правовой нормы и её согласованности с системой действующего федерального законодательства, нарушает гарантированный статьёй 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства, суд обоснованно признал его не действующим в той мере, в какой позволяет произвольно принимать решения об обеспечении граждан жилыми помещениями с учётом выбранной ими формы обеспечения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределённость содержания правовой нормы не может обеспечить её единообразное понимание, создаёт возможность злоупотребления правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 17 июня 2004 года N 12-П, от 29 июня 2004 года N 13-П), а Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, прямо относят нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределённость условий и (или) оснований принятия решения, отсутствие или неполноту административных процедур отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка, к коррупциогенному фактору.
Поскольку судом установлена недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, возложение судом на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части, в полной мере согласуется с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии с приведенной нормой, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, что может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 7 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Дагестан и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2017 г. N 20-АПГ17-12
Текст определения официально опубликован не был