Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается внести изменение в положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), определяющие порядок исчисления срока административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения.
В настоящее время, согласно части 4 статьи 27.5 КоАП, срок административного задержания, который не может превышать 48 часов, в тех случаях, когда лицо находится в состоянии опьянения, исчисляется со времени вытрезвления такого лица. Таким образом, данное лицо может находится в условиях ограничения свободы более 48 часов.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2016 года N 25-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Е.С.Сизикова" указанное положение части 4 статьи 27.5 КоАП признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 22 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, оно допускает ограничение свободы такого лица до судебного решения на срок более 48 часов.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что внесудебное принудительное ограничение свободы лица, подвергнутого административному задержанию и находящегося в состоянии опьянения, на период до его вытрезвления не может рассматриваться как не подпадающее под действие статьи 22 Конституции Российской Федерации и статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, позволяющих прибегать к мерам ограничения свободы лишь в случаях, когда их использование оправдано настоятельной потребностью охраны частноправовых и публично-правовых интересов, не достижимой иными средствами, а потому его применение недопустимо в отрыве от конституционного запрета до судебного решения подвергать кого бы то ни было задержанию на срок более 48 часов, - иное приводило бы к игнорированию конституционных гарантий права на свободу и личную неприкосновенность и тем самым к умалению существа данного права.
Представленный законопроект направлен на реализацию данного Постановления, которым федеральному законодателю указано на необходимость с учетом обозначенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации внести в действующее правовое регулирование внести соответствующие изменения.
В частности, проектом федерального закона предлагается, сохранив норму о том, что срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления, предусмотреть, что общий срок времени вытрезвления такого лица с момента его доставления в соответствии с правилами статьи 27.2 КоАП и административного задержания не может превышать 48 часов.
Комитет поддерживает концепцию представленной законодательной инициативы, как направленную на приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации, ее статьями, гарантирующими каждому право на свободу и личную неприкосновенность и устанавливающими запрет на задержание лица без судебного решения на срок более 48 часов (статья 22).
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона 179711-7 "О внесении изменения в статью 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.