Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 10 октября 2017 г.
по проекту федерального закона N 142021-7 "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части срока аренды при предоставлении земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта), внесенному депутатами Государственной Думы А.В. Барышевым, А.Ф. Тихомировым, П.И. Пимашковым, Ю.Н. Швыткиным.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 142021-7 "О внесении изменения в статью 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части срока аренды при предоставлении земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта), внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Барышевым, А.Ф. Тихомировым, П.И. Пимашков, Ю.Н. Швыткиным, и полагает возможным рекомендовать Государственной Думе РФ отклонить указанный законопроект в первом чтении по следующим основаниям.
В соответствии с действующей редакцией подпункта 6 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трёх лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 настоящей статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Законопроектом предлагается исключить, предусмотренный вышеуказанной нормой, трёхлетний срок и наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом самостоятельно определять срок, на который может быть заключен договор аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, в целях завершения строительства этого объекта.
Как следует из пояснительной записки, целесообразность предлагаемой новеллы обусловлена правоприменительной практикой.
Комитет возражает против предлагаемого подхода. Действующая подпункта 6 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ вступила в силу 1 марта 2015 года. Целью введения максимального трёхлетнего срока договора аренды являлось недопущение существенных нарушений сроков строительства, возникновения "долгостроя" и обеспечение эффективности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для целей строительства. При установлении трёхлетнего срока законодатель исходил из того, что наличие на земельном участке объекта незавершенного строительства предполагает завершение стадий инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Таким образом установленный срок является достаточным для завершения строительства.
Установленный подпунктом 6 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ срок, необходимо рассматривать как дополнительную меру воздействия на арендатора, способствующую эффективному использованию застройщиком земельного участка, предоставленного для строительства и стимулированию застройщиков к своевременному завершению строительства.
Законопроект исключает возможность достижения заявленных целей. При этом правоприменительную практику нельзя считать сложившейся в виду незначительного срока действия правовой нормы.
Исключая трёхлетний срок, законопроект не предусматривает ни максимальных, ни минимальных сроков, в пределах которых субъект Российской Федерации вправе устанавливать срок договора аренды. Предоставление субъектам Российской Федерации права самостоятельно устанавливать срок, на который может быть заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для завершения строительства, не гарантирует, что устанавливаемые сроки будут объективно способствовать сокращению сроков строительства и повышению эффективности использования соответствующих земельных участков.
Комитет полагает, что реализация предлагаемой новеллы приведет к увеличению сроков строительства, снижению эффективности использования земельных участков. И, как следствие, к отсутствию необходимых механизмов для стимулирования застройщиков к соблюдению сроков строительства.
Также следует отметить, что возможность заключения на три года нового договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов с собственником объекта незавершенного строительства предусмотрена положениями пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Вместе с тем, реформирование указанной нормы законопроектом не предполагается.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.