Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Принципы классификации
В.1 Понятия и объекты
Понятия являются умственными заключениями, в соответствии с которыми как абстрактные, так и физические предметы могут быть представлены как воображаемые предметы. Понятия можно рассматривать как строительные блоки мышления. Понятие обозначает предмет, который, в свою очередь, является определением понятия. Например, "дом" может относиться к физическому дому, а концепция "Дом мечты" может быть отнесена к абстрактной идее.
Понятие может также представлять собой свойство предмета. Например, "коэффициент теплопроводности" относится к климатическим условиям ограждающих конструкций и характеризует теплоизоляционные свойства. Понятия, которые относятся к предметам, называются понятиями класса или просто классами, в то время как понятия, представляющие аспект или одно отдельное свойство предмета, называются атрибутами.
В.2 Классификация
Целью классификации является разделение отдельных предметов в совокупности. Следовательно, для того чтобы классифицировать совокупность предметов, сначала необходимо определить цель этой классификации. затем необходимо выделить характеристики, представляющие наибольший интерес, и, наконец, объекты могут быть отсортированы по классам с учетом выбранных свойств.
Целью классификационных систем является организация понятий и терминов в определенной сфере, что обеспечивает основу для проведения различий между предметами.
В классификациях предметы группируются в различные классы, где каждый класс представляет собой набор членов и определяется в соответствии с характеристиками, относящимися к данной классификации. Характеристики, определяющие классы, применяются при определении каждого класса. Данное определение должно быть выражено в текстовой форме. Классы могут быть организованы по уровням от общего к частному. Характеристики классов в высокостоящих уровнях являются общими, а в нижних уровнях представляют собой специализированные наборы, объединенные в коллекции.
Уровень представляет собой набор с одной и той же точностью или детализацией. На рисунке В.1 подмножество связей означает, что члены более узкого класса представляют собой подмножество членов более широкого класса. Такие взаимные связи означают, что предмет является членом класса.
Для того чтобы классификация была полной, необходимо, чтобы каждому предмету в коллекции был присвоен свой класс, причем классы должны быть взаимоисключающими. Это означает, что каждый предмет может принадлежать только одному классу. Вне данных критериев возможна ситуация, когда некоторые предметы будут не классифицированы или будут принадлежать нескольким классам одновременно. Это означает. что предметы в обеих ситуациях не будут определены.
Рисунок В.1 - Классификация понятий (члены подкласса также являются членами суперкласса)
В.3 Структура системы классификаций
Классификационные таблицы могут быть перечислительными, фасетными (faceted classification, иначе - классификация Ранганатана) или комбинацией перечислительных и фасетных с начального класса.
Перечислительная система классификации пытается перечислить все возможные классы в рамках своей определенной области применения. В большинстве случаев они имеют иерархическую систему. Перечислительная система классификации в целом имеет очень сложный характер, при этом возникают трудности в определении ее основных принципов построения.
Фасетная классификационная система позволяет давать несколько классификаций одному предмету. Предмет может быть охарактеризован любой комбинацией классов из определенного аспекта. При использовании комбинации этих двух классификационных систем более высокие уровни системы классификации могут использовать исчисляемый подход, для того чтобы сузить области применимости отдельных классов до приемлемого размера. На более нижних уровнях применяется аспектуальный подход, помогающий четко определить природу понятий, содержащихся в ответвлениях классов системы классификации.
В.4 Классификация и моделирование
Инструменты моделирования могут быть использованы для проектирования, например от целого объекта к его отдельным составляющим элементам Эти элементы могут быть в дальнейшем описаны с помощью свойств и компонентов. Например, стеновая система определяется ее составляющими частями: несущая часть стены, стеновая отделка, дверные проемы и оконные проемы. Несущая часть стены может быть далее описана а соответствии с е
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.