Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2017 г. N 60-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д. и Борисовой Л.В.
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" о признании не действующим в части отдельных положений постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 1 декабря 2015 г. N 348 "Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2016-2018 годы"
по апелляционной жалобе публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" на решение Камчатского краевого суда от 6 марта 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей ПАО "Камчатскэнерго" Кондратьева С.Б., Гавриковой Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Кукиль О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее также - РСТ, Служба по тарифам) 1 декабря 2015 г. принято постановление N 348 "Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа на 2016-2018 годы" (далее - Постановление N 348).
Пунктом 1 Постановления N 348 утверждены долгосрочные параметры регулирования для публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее также - ПАО "Камчатскэнерго"), устанавливаемые на 2016-2018 гг. для формирования тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов, согласно приложению N 1 к Постановлению N 348. Базовый уровень операционных расходов на 2016, 2017, 2018 г. согласно названному приложению определён в размере 2 228 417 тыс. руб.
Пунктом 2 Постановления N 348 утверждены и введены в действие с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, с учётом календарной разбивки, согласно приложению N 2 к Постановлению N 348.
Пунктом 3 Постановления N 348 утверждены и введены в действие с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии, поставляемую ПАО "Камчатскэнерго" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, с учётом календарной разбивки, согласно приложению N 3 к Постановлению N 348.
Пунктом 8 Постановления N 348 утверждены и введены в действие с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую филиалом ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, подключенным к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией, с календарной разбивкой согласно приложению N 8 к Постановлению N 348.
Пунктом 9 Постановления N 348 утверждены и введены в действие с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую филиалом ПАО "Камчатскэнерго" Камчатские ТЭЦ потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, подключенным к тепловой сети после тепловых пунктов (на тепловых пунктах), эксплуатируемых теплоснабжающей организацией и теплоисточниками филиала ПАО "Камчатскэнерго" Коммунальная энергетика, потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, с календарной разбивкой согласно приложению N 9 к Постановлению N 348.
ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с момента принятия приложения N 1 к Постановлению N 348 в части базового уровня операционных расходов на 2016, 2017, 2018 гг., пунктов 2, 3, 4, 5 приложения N 2 к Постановлению N 348, пунктов 1-12 приложения N 3 к Постановлению N 348, пунктов 1 и 2 в части компонента на тепловую энергию приложения N 8 к Постановлению N 348, пункта 1 в части компонента на тепловую энергию приложения N 9 к Постановлению N 348.
Решением Камчатского краевого суда от 6 марта 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено: оспариваемые положения признаны не действующими с даты вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Общество просит изменить решение суда в части выводов о правомерном отказе тарифным органом во включении в необходимую валовую выручку (далее также - НВВ) экономически обоснованных расходов по статьям "затраты на оплату труда" в размере 76 083 тыс. руб., "отчисления на социальные нужды" в размере 22 801 тыс. руб., экономии средств по статье "услуги банка" в размере 4 218 тыс. руб., выпадающих доходов по статье "нормативные запасы топлива" в размере 231 001 тыс. руб., избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования по статье "амортизация основных средств" (в части инвестиционной программы) в размере 31 079 тыс. руб. и принять по административному делу новое решение, удовлетворив административные исковые требования в полном объёме. Общество полагает, что выводы суда основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, судом не учтено, что в результате подхода регулирующего органа при расчёте данных расходов (индексация утвержденных показателей, полное игнорирование фактических расходов и фактически сложившейся инфляции) темпы роста экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей в 2017 г. сложились ниже темпов инфляции, в результате административным истцом получен убыток от осуществления регулируемого вида деятельности.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края и Прокуратурой Камчатского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчёты производятся по ценам (тарифам), устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (подпункт "а" пункта 18 статьи 2, часть 3 статьи 7, пункт 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Суд правильно определил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом по процедуре, установленной Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила), в предусмотренной форме.
Согласно положениям пунктов 14, 15, 16, 20, 28 Правил установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчётный период регулирования и на последнюю дату расчёта расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчёта цен (тарифов).
В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В данном случае из экспертного заключения следует, что при расчёте долгосрочных тарифов необходимая выручка ПАО "Камчатскэнерго" определена на основе базового уровня операционных расходов, нормативного уровня прибыли, показателей энергосбережения и энергетической эффективности, результатов деятельности Общества до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования. При этом Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края исключены полностью или частично некоторые заявленные административным истцом расходы.
Пунктом 51 Основ ценообразования предусмотрено, что долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. К долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится в том числе базовый уровень операционных расходов (пункт 75 Основ ценообразования).
Согласно пункту 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесённой законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определённым статьёй 8 Закона о теплоснабжении, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учётом пунктов 28-31, 40-42, 44 и 58 Основ ценообразования.
Пунктом 33 Методических указаний N 760-э определено, что базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования, в течение такого периода не изменяется и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных методических указаний (методом экономически обоснованных расходов).
В пункте 58 Основ ценообразования приведён перечень расходов, включаемых в состав операционных расходов. Так, подпунктом "в" названного пункта к таким расходам отнесены расходы на оплату труда, порядок учёта которых конкретизирован в пункте 42 Основ ценообразования.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда (далее также - ФОТ) согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объёму фонда оплаты труда за последний расчётный период регулирования, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Суд первой инстанции установил, что расчёт ФОТ произведён тарифным органом с учётом требований указанной нормы, индекса роста потребительских цен, нормативных правовых актов в области трудового права, отраслевых тарифных соглашений и коллективного договора, соглашения между Минфином России и Правительством Камчатского края в 2016 г. о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Камчатского края от 31 декабря 2014 г., а также всех составляющих среднемесячной заработной платы на уровне, предложенном Обществом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно посчитал, что у тарифного органа отсутствовали основания для включения расходов, понесённых Обществом, в связи с необходимостью привлечения несписочного персонала в состав расходов на оплату труда Обществом в качестве обоснования данных затрат указывало на привлечение несписочного персонала, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера для подготовки и формирования материалов для взыскания задолженности в судебном порядке, работы курьера, разноски квитанций, контакт-центра, оказания услуг по ежемесячному обслуживанию программного обеспечения учёта энергопотребления физических лиц. Исходя из данных обстоятельств и совокупного анализа положений пунктов 42 и 44 Основ ценообразования, суд посчитал не противоречащим действующему правовому регулированию вывод тарифного органа об отнесении данных затрат к расходам производственного характера.
Поскольку статья расходов "отчисления на социальные нужды" является расчётной, то расходы на данные нужды органом регулирования приняты с учётом расходов общества по статье "оплата труда".
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводами суда о том, что тарифным органом обоснованно исключена из затрат, формирующих операционные расходы, экономия операционных расходов по статье "услуги банков", которая образовалась в течение 2013-2014 годов в размере 4 218 тыс. руб. как экономические необоснованные доходы. Разрешая спор в указанной части, суд первой инстанции установил, что данная экономия сложилась вследствие повышения эффективности деятельности ПАО "Камчатскэнерго" в указанный период. Несмотря на это суд не применил положения пункта 14 Основ ценообразования, согласно которому в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в её распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.
Судебная коллегия соглашается с суждением суда о правомерном исключении тарифным органом из НВВ выпадающих доходов на создание нормативных запасов топлива. Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, заслушав в качестве свидетеля заместителя руководителя РСТ, руководствуясь подпунктом "б" пункта 47 Основ ценообразования, суд правомерно указал, что Общество не представило в Службу по тарифам документов, обосновывающий необходимый объём приобретения нормативного запаса топлива. При этом в составе НВВ учтены все расходы, связанные с уплатой процентов по кредитам на 2016 г.
Подлежит также отклонению довод апелляционной жалобы о несогласии административного истца с выводами суда в части обоснованного исключения тарифным органом из НВВ расходов по статье "амортизация основных средств" (в части инвестиционной программы).
Судом установлено, что тепловая энергия Обществом производится в режиме комбинированной выработки. Инвестиционная программа на 2014-2016 г. для Общества утверждена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", отдельная инвестиционная программа в сфере теплоснабжения тарифным органом не утверждалась. Установив по результатам рассмотрения отчёта по инвестиционной программе, что амортизация, учтённая в тарифе на 2014 г., как источник инвестиционной программы Обществом не была использована в полном объёме, руководствуясь пунктом 50 Основ ценообразования, суд признал правомерным исключение из НВВ расходов на амортизацию, учтённых при установлении тарифов на 2014 г., но фактически не понесённых Обществом в этот период.
Поскольку суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ принял решение об удовлетворении административного искового заявления и признал оспариваемые положения Постановления N 348 недействующими, оснований для изменения резолютивной части решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 6 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2017 г. N 60-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был