Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 51799-7 "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации" в части установления предельного размера премий и иных поощрительных выплат руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам отдельных организаций, внесенным депутатами Я.Е. Ниловым, В.Е. Деньгиным, А.Н. Свинцовым, В.В. Сысоевым, С.В. Марининым, предлагается установить, что размер премий и иных поощрительных выплат руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам и заключающим трудовой договор членам коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, не может превышать трехкратный средний месячный заработок этих работников.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на обеспечение реального применения предельного уровня соотношений средней заработной платы указанных лиц и работников соответствующих фондов, предприятий, учреждений, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ.
В то же время, законопроект не учитывает, что согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются составной частью заработной платы.
Последние изменения, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Указанный Федеральный закон установил порядок введения для ряда организаций ограничений предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и среднемесячной заработной платы работников, а также определил перечень этих организаций. В него, в частности, включены государственные и муниципальные учреждения, государственные и унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы устанавливается учредителями соответствующих организаций в рамках размеров, которые устанавливаются:
по федеральным организациям - Правительством Российской Федерации;
по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям - нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии со статьей 139 ТК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 года N 1339) установлен единый порядок исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников указанных фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в целях определения предельного уровня их соотношения. Согласно данному порядку выплачиваемые лицам, указанным в части третьей статьи 145 ТК РФ, премии и иные поощрительные выплаты учитываются при исчислении среднемесячной заработной платы.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 5 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Комитет Совета Федерации по экономической политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона. В отзыве, поступившем от Комитета, сказано, что принятие законопроекта нецелесообразно, т.к. вступившие в силу 1 января 2017 года нормы трудового законодательства уже устанавливают регуляторы заработной платы, одним из элементов которой является премия.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает представленный законопроект и отмечает, что пояснительная записка не содержит достаточного обоснования необходимости внесения именно в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений в части установления для вышеперечисленных категорий работников предельного размера премий и иных поощрительных выплат.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает представленный законопроект.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 51799-7 "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.