Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 13 сентября 2017 года информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева о ходе проведения уборочных сельскохозяйственных работ в Российской Федерации, национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, национальном докладе о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева о ходе проведения уборочных сельскохозяйственных работ в Российской Федерации.
2. Принять к сведению национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
3. Принять к сведению национальный доклад о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации.
4. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации Б.-Ж. Жамбалнимбуева.
5. Отметить эффективность работы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по:
обеспечению роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов, обеспечивающего продовольственную независимость страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;
внедрению новых экономических инструментов и форм государственной поддержки сельскохозяйственного производства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства);
повышению уровня рентабельности сельскохозяйственного производства и производительности труда в сельском хозяйстве;
созданию благоприятных условий для повышения объема инвестиций в агропромышленный комплекс Российской Федерации;
стимулированию технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, содействию развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения;
предотвращению выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения, сохранению и вовлечению их в сельскохозяйственное производство;
созданию условий для повышения эффективности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе для обеспечения интересов Российской Федерации в области рыболовства на международном уровне;
восстановлению и сохранению ресурсно-сырьевой базы рыболовства, в том числе путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов и стимулирования развития аквакультуры (рыбоводства);
стимулированию модернизации основных производственных фондов в рыбохозяйственном комплексе.
В 2017 году сложились неблагоприятные природно-климатические условия, оказавшие негативное влияние на сроки проведения весенне-полевых работ, рост и развитие сельскохозяйственных культур в начале вегетационного периода. Благодаря проведенной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации работе обеспечены валовые объемы сбора урожая по основным видам сельскохозяйственных культур не ниже среднегодовых значений за последние пять лет, существенное превышение валовых объемов сбора по сравнению с 2016 годом по тепличным овощам; достигнута положительная динамика в производстве скота и птицы на убой; достигнуты и превышены пороговые значения продовольственной безопасности по производству основных видов сельскохозяйственной продукции (зерна, сахара, растительного масла, картофеля, рыбной продукции и других), что позволяет не только полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка в указанной продукции, но и существенно нарастить экспортный потенциал; созданы условия для модернизации рыбопромыслового флота, развития переработки рыбной продукции и аквакультуры (рыбоводства).
Государственная Дума поддерживает реализуемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации курс на повышение эффективности мер государственной поддержки развития агропромышленного комплекса Российской Федерации в части обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, развития племенного животноводства, развития элитного семеноводства, обеспечения закладки многолетних насаждений и ухода за ними, обеспечения мероприятий по повышению плодородия почв.
Государственная Дума отмечает необходимость достижения соответствия между поставленными целями государственной поддержки развития сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, ожидаемыми результатами реализации соответствующих мер и механизмами их реализации, включая обеспечение необходимого уровня финансирования.
Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации о наличии ряда недостатков, допущенных при подготовке и реализации государственных программ Российской Федерации, по которым ответственным исполнителем является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - государственные программы Российской Федерации):
1) выполнение государственных программ Российской Федерации осуществляется без учета требований к качеству их реализации;
2) нарушение сроков подготовки необходимых для качественного осуществления мероприятий государственных программ Российской Федерации нормативных правовых актов;
3) недостаточный уровень эффективности реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства (невыполнение значительного количества целевых индикаторов и показателей, низкий уровень кассового исполнения расходов по отдельным мероприятиям государственных программ Российской Федерации, нарушение субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий из федерального бюджета, использование не в полном объеме средств субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации, нарушение сроков ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств государственных и федеральных целевых программ).
6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) учесть высказанные замечания и предложения Государственной Думы и Счетной палаты Российской Федерации при корректировке государственных программ Российской Федерации;
2) продолжить наращивать уровень государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса Российской Федерации (в том числе с использованием механизма единой субсидии, иных финансовых и нефинансовых инструментов) и в сфере рыбохозяйственного комплекса;
3) продолжить углубление интеграции сельского хозяйства Российской Федерации в общий аграрный рынок Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в целях развития согласованной агропромышленной политики государств - членов ЕАЭС и укрепления российских позиций на его аграрном рынке;
4) обратить внимание на необходимость повышения эффективности использования средств, выделяемых для развития сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса в рамках государственных программ Российской Федерации;
5) рассмотреть необходимость совершенствования Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", в целях поддержания оптимального уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и сохранения ранее достигнутых объемов государственной поддержки в области развития сельского хозяйства, в том числе в части возмещения части затрат по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), заключенным сельскохозяйственными товаропроизводителями, и в части повышения продуктивности в молочном скотоводстве;
6) при определении приоритетов Государственной программы развития сельского хозяйства особое внимание уделить оказанию несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, повышению продуктивности в молочном скотоводстве, развитию мясного скотоводства, технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса Российской Федерации, а также созданию комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности (строительству школ, жилья, водо- и газопроводов, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных площадок, клубов, сельских дорог);
7) в целях скорейшего ввода в эксплуатацию социально значимых объектов, создание которых предусмотрено в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - федеральная целевая программа), обеспечить в ходе исполнения федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предоставление в приоритетном порядке средств на завершение строительства указанных объектов (в первую очередь объектов с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию);
8) рассмотреть возможность увеличения на 20 процентов объема средств федерального бюджета, выделяемых в рамках реализации II этапа федеральной целевой программы на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также рассмотреть возможность повышения эффективности использования выделяемых на указанные цели средств;
9) в целях содействия дальнейшему снижению доли импортного технологического оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности разработать и внедрить комплекс мер, направленных на развитие отечественного производства машин и оборудования для агропромышленного комплекса, в том числе для садоводства и овощеводства;
10) в целях обозначения ориентиров для развития отечественного сельхозмашиностроения рассмотреть вопрос о формировании отраслевого заказа на перспективные образцы сельскохозяйственной техники;
11) разработать меры, направленные на снижение цен на горюче-смазочные материалы, реализуемые сельскохозяйственным товаропроизводителям;
12) обеспечить в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства выполнение задач по опережающему развитию агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, определив значения соответствующих целевых показателей на уровне, превышающем средний по Российской Федерации;
13) рассмотреть вопрос оптимизации тарифов на электроэнергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, и для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
14) рассмотреть вопрос о переносе с 1 января 2020 года на более ранний срок реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающих повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, на весь период их проживания в сельской местности;
15) ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу проектов федеральных законов, предусматривающих совершенствование правового регулирования в области:
производства и оборота органической продукции;
производства, хранения зерна и продуктов его переработки;
использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (в том числе в части обеспечения возможности залога земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения; установления минимального срока аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности; порядка проведения государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий);
ветеринарии (в том числе в части обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации; наделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору полномочиями по осуществлению контроля за исполнением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области ветеринарии; аттестации специалистов в области ветеринарии);
развития мелиорации земель;
семеноводства;
развития племенного животноводства;
развития пчеловодства;
осуществления землеустройства;
развития внутренней продовольственной помощи;
развития сельскохозяйственной кооперации;
16) поддержать проекты федеральных законов:
об установлении налоговой ставки 10 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении плодовых, ягодных культур и винограда;
о государственной поддержке научных и образовательных организаций, которые в процессе научной и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку;
о переносе на 1 июля 2018 года срока оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме;
о включении в перечень объектов сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой объектов аквакультуры;
об обеспечении обучающихся в общеобразовательных организациях питьевым молоком на безвозмездной основе;
17) поручить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса:
принять меры по совершенствованию планирования и оптимизации распределения бюджетных ассигнований, повышению эффективности администрирования бюджетных средств, включая недопущение использования не в полном объеме бюджетных средств;
обратить особое внимание на необходимость повышения прозрачности оказания государственной поддержки в области развития сельского хозяйства, в том числе в части обеспечения равнодоступности льготного кредитования для различных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в целях наращивания объемов отечественного производства молока и молокопродуктов, достижения пороговых значений продовольственной безопасности по данным видам сельскохозяйственной продукции стимулировать повышение эффективности развития молочного скотоводства, в том числе посредством отбора инвестиционных проектов по созданию (модернизации) животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм), поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, специализирующихся на разведении крупного рогатого скота молочного направления, предоставления субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;
в целях снижения сезонных колебаний цен на рынке молока разработать механизмы регулирования цен на молоко и молокопродукты;
в целях повышения качества реализуемой населению молочной продукции и укрепления конкурентоспособности добросовестных сельскохозяйственных товаропроизводителей рассмотреть вопрос об усилении ответственности за производство и реализацию фальсифицированной молочной продукции;
в целях обеспечения стабильности цен на рынке зерна и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечить своевременное применение механизмов проведения государственных закупочных и товарных интервенций;
рассмотреть вопрос о выделении в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства отдельных подпрограмм, направленных на развитие мясного скотоводства, садоводства и питомниководства, а также на развитие льноводства;
разработать дополнительные меры, направленные на сохранение и использование российских генетических ресурсов в растениеводстве и животноводстве и на снижение зависимости агропромышленного комплекса Российской Федерации от импорта семенного, посадочного и племенного материалов, а также на развитие сети селекционных питомниководческих центров на базе профильных научных учреждений, расположенных в основных зонах сельскохозяйственного производства;
в целях модернизации мелиоративных фондов разработать меры по стимулированию при проектировании, строительстве и реконструкции гидромелиоративных объектов применения инновационных технических решений и современных технологий, обеспечивающих экономию водных и энергетических ресурсов и охрану окружающей среды;
осуществить корректировку целевого показателя Государственной программы развития сельского хозяйства "доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны" с 55 до 90 процентов;
ускорить работу по подготовке нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено федеральными законами;
18) поручить федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, совместно проработать вопрос об оптимизации требований к обращению с отходами животноводства, используемыми для создания органических удобрений.
7. Поручить Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
8. Поручить Комитету Государственной Думы по контролю и Регламенту рассмотреть вопрос о распределении в 2017 году средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства между субъектами Российской Федерации.
9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии 2018 года.
10. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
11. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
18 октября 2017 г.
N 2433-7 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 октября 2017 г. N 2433-7 ГД "Об информации Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева о ходе проведения уборочных сельскохозяйственных работ в Российской Федерации, национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, национальном докладе о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 43 (часть II) ст. 6289