Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 20 октября 2017 г. N 1285 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 20 октября 2017 г. N 1285
"Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах"

С изменениями и дополнениями от:

6 марта 2022 г., 28 ноября 2024 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства России от 6 марта 2022 г. N 300 действие настоящего документа было приостановлено с 15 марта 2022 г. до 1 июля 2022 г.

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О  защите конкуренции" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 октября 2017 г. N 1285

 

Правила
недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 2024 г.

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, а также к услугам буксиров, оказываемым субъектами естественных монополий в портах (далее - услуги субъектов естественных монополий в портах).

2. Целью настоящих Правил является предупреждение создания условий, которые ставят одних потребителей услуг субъектов естественных монополий в портах (далее - потребители) в неравное положение по сравнению с другими потребителями.

3. В целях обеспечения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах осуществляется на недискриминационной основе.

Недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах предусматривает применение субъектами естественных монополий равных условий предоставления услуг субъектов естественных монополий в портах, имеющих сопоставимые технологические, технические и качественные характеристики, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 

II. Обеспечение условий недискриминационного доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в портах

 

4. Субъекты естественных монополий в целях обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в портах обязаны:

а) не допускать отказов в заключении договоров об оказании услуг субъектов естественных монополий в портах (далее - договоры) отдельным потребителям, представившим наравне с другими потребителями заявки, оформленные в соответствии с настоящими Правилами (далее - заявка на заключение договора), в пределах доступной мощности, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, если такие отказы прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Бремя доказывания отсутствия доступной мощности лежит на субъектах естественных монополий;

б) не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного потребителя (нескольких потребителей) по сравнению с другими потребителями при оказании услуг субъектов естественных монополий в портах;

в) не допускать экономически и (или) технологически необоснованной дифференциации цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в портах, имеющие технологические, технические и качественные характеристики, сопоставимые по объему поставок однородных по номенклатуре и виду упаковки грузов и их периодичности;

г) заключать договоры, не допускающие создания условий, ставящих одних потребителей в неравное положение по сравнению с другими потребителями в сопоставимых условиях;

д) обеспечивать потребителям доступность информации согласно пункту 19 настоящих Правил.

 

III. Порядок доступа потребителей к услугам субъектов естественных монополий в портах

 

5. Услуги субъектов естественных монополий в портах предоставляются потребителям на основании договоров.

Договоры могут заключаться как на разовое предоставление услуги субъектов естественных монополий в портах, так и на установленный период.

6. Доступ потребителя к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, оказываемым субъектами естественных монополий в портах, предоставляется в пределах доступной мощности, которая рассчитывается субъектом естественной монополии ежемесячно и публикуется в открытом доступе на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

Доступная мощность при оказании услуг по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, оказываемых субъектами естественных монополий в портах, определяется в тоннах за единицу времени, количестве операций в единицу времени или в иных величинах исходя из вида оказываемой услуги.

7. Расчет доступной мощности производится субъектом естественной монополии по каждой номенклатуре грузов и (или) технологической операции, совокупности объектов инфраструктуры порта, необходимых для оказания услуг субъектов естественных монополий в портах, на конкретный (плановый) период следующим образом:

а) на первом этапе расчета на основании проектной документации определяется нормативная (проектная) пропускная способность (мощность) совокупности объектов инфраструктуры порта, занятых в технологическом процессе перевалки грузов в порту, предусматривающая возможность обработки определенного объема грузов (с учетом установленной технологии и номенклатуры грузов) либо осуществления технологических операций за определенный период;

б) на втором этапе расчета определяется фактическая пропускная способность (мощность) совокупности объектов инфраструктуры порта, занятых в технологическом процессе перевалки грузов в порту, предусматривающая возможность обработки определенного объема грузов (с учетом установленной технологии и номенклатуры грузов) либо осуществления технологических операций за определенный период. При этом для расчета фактической пропускной способности указанная в подпункте "а" настоящего пункта нормативная (проектная) пропускная способность корректируется (уменьшается или увеличивается) с учетом технических и технологических ограничений как отдельного объекта инфраструктуры порта, так и совокупности объектов инфраструктуры порта с учетом влияния внешних факторов, включая возможность доставки груза в порт различными видами транспорта, погодные условия и другие факторы;

в) на третьем этапе расчета фактическая пропускная способность (мощность), рассчитанная в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, подлежит последовательному уменьшению на:

величину, равную объему обязательств, возникших у субъекта естественной монополии перед инвесторами, принявшими участие полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств в приобретении и (или) развитии объектов инфраструктуры порта, включая проектирование, строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры порта;

величину, равную объему обязательств по межправительственному соглашению, заключенному с государством - членом Евразийского экономического союза и определяющему объемы перевозки грузов в направлении порта и перевалки грузов в порту;

величину, равную объему обязательств, возникших у субъекта естественной монополии перед грузоотправителями, доля подлежащих перевалке грузов которых составляет либо будет составлять более 30 процентов общего объема грузов, подлежащих перевалке в порту субъектом естественной монополии;

величину, равную объему обязательств по заключенному субъектом естественной монополии договору с потребителем, которым приняты гарантийные обязательства по перевалке минимального гарантированного объема грузов с корреспондирующей обязанностью указанного потребителя оплатить стоимость перевалки непоставленного объема грузов по ставке, определенной в соответствии с заключенным договором;

величину, равную объему обязательств по договору, подлежащему заключению с потребителем, который надлежащим образом исполнял обязательства по перевалке грузов на протяжении не менее 3 лет до дня, когда таким потребителем до истечения срока действующего договора заявлено требование о заключении договора на новый срок в отношении таких же или сопоставимых грузов, в пределах максимального фактического объема грузов, подлежащего перевалке в порту по действующему договору;

величину, равную объему обязательств, действующих в конкретный (плановый) период, по заключенным ранее в соответствии с настоящими Правилами договорам.

8. При расчете доступной мощности на ежемесячной основе субъект естественной монополии учитывает по принятым договорным обязательствам объемы планируемых услуг субъектов естественных монополий в портах только в отношении тех грузов, прибытие которых в порт подтверждено заявкой потребителя.

9. Лица, которые намерены заключить договор об оказании услуг по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, оказываемых субъектами естественных монополий, направляют не менее чем за 30 календарных дней до даты поступления грузов в порт субъекту естественной монополии, оказывающему такие услуги, в письменной форме заявку на заключение договора и подписанный со своей стороны договор в соответствии с типовой формой, размещенной субъектом естественной монополии на официальном сайте. При этом заявка на заключение договора должна содержать следующие основные сведения:

а) наименование заявителя либо его уполномоченного представителя;

б) планируемый объем услуг субъектов естественных монополий в портах;

в) дата (период) поступления груза в порт для оказания услуг субъектов естественных монополий в портах;

г) вид груза с указанием физических и химических свойств, веса места, транспортного состояния (тара, связки и др.), наличие сертификатов безопасности и соответствия груза, особенности и предполагаемые сроки хранения груза в порту, способы и сроки завоза груза в порт и вывоза из него.

10. Субъект естественной монополии рассматривает заявку на заключение договора об оказании услуг по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке, оказываемых субъектами естественных монополий, в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия требованиям, установленным пунктом 9 настоящих Правил.

При оформлении заявки на заключение договора с нарушением требований заявка на заключение договора в указанные сроки возвращается потребителю с указанием оснований ее возврата.

При оформлении заявки на заключение договора надлежащим образом субъект естественной монополии в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на заключение договора рассматривает ее с учетом доступных мощностей порта и подтверждает путем направления заявителю подписанного проекта договора со стороны субъекта естественной монополии или направляет письменный мотивированный отказ от заключения договора, а также информацию о возможных сроках заключения договора и объеме услуг субъектов естественных монополий в портах.

В случае если от потребителя в течение 15 рабочих дней со дня получения от субъекта естественной монополии мотивированного отказа от заключения договора не поступает заявка на заключение договора в соответствии со сроками и объемом услуг субъектов естественных монополий в портах, предлагаемыми субъектом естественной монополии с учетом доступной мощности, заявка на заключение договора считается аннулированной.

11. Для доступа потребителя к услугам буксиров, оказываемым субъектами естественных монополий в портах, лицо, которому необходимо предоставление указанных услуг, направляет заявку на заключение договора субъекту естественной монополии не позднее чем за 12 часов до момента получения услуг буксиров, если иной срок не установлен субъектом естественной монополии в связи с техническими или технологическими особенностями оказания услуг буксиров.

Информация о сроке представления заявки на заключение договора об оказании услуг буксиров, оказываемых субъектами естественных монополий в портах, размещается субъектом естественной монополии на официальном сайте.

В заявке на заключение указанного договора указываются дата (время) получения услуги, наименование потребителя, габариты буксируемого судна, планирующего заход в порт (выход из порта), количество буксиров, их мощность, а также иная информация, необходимая для предоставления услуги буксиров.

При отсутствии заключенного договора к заявке на заключение договора прилагается гарантийное письмо об оплате услуг буксиров.

12. В пределах доступной мощности порта удовлетворению подлежат все заявки на заключение договора в порядке очередности их подачи и по ценам (тарифам) на услуги субъектов естественных монополий в порту, размещенным субъектом естественной монополии на официальном сайте в соответствии со стандартами раскрытия информации и действующим на дату оказания услуги субъектов естественных монополий в порту.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 7 декабря 2024 г. - Постановление Правительства России от 28 ноября 2024 г. N 1643

См. предыдущую редакцию

13. Субъекты естественных монополий ведут реестры заявок на заключение договора (далее - реестр заявок).

В реестре заявок фиксируются дата и время поступления заявки на заключение договора, ее регистрационный номер, наименование и организационно-правовая форма потребителя, объем запрашиваемых услуг и результат рассмотрения заявки на заключение договора.

Каждая поступающая заявка на заключение договора подлежит регистрации в реестре заявок не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления, при этом дата регистрации заявки на заключение договора указывается в реестре заявок.

Отказ в регистрации, искажение указанных в заявке на заключение договора данных и регистрационного номера не допускаются. Информация о заявках на заключение договора, зарегистрированных в реестре заявок, должна быть доступна всем потребителям с учетом соблюдения требований Федерального закона "О персональных данных". Сведения, содержащиеся в реестре заявок, за исключением сведений о наименовании и об организационно-правовой форме потребителя, размещаются субъектом естественной монополии на официальном сайте и подлежат обновлению по мере изменения. По письменному запросу потребителей сведения, содержащиеся в реестре заявок, за исключением сведений о наименовании и об организационно-правовой форме потребителя, предоставляются субъектом естественной монополии в день обращения.

 

IV. Порядок доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах в условиях ограниченной технической возможности

 

14. При наличии нескольких заявок на заключение договора, которые не могут быть удовлетворены одновременно из-за недостатка доступной мощности, предоставление доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах осуществляется в порядке очередности поступления заявок на заключение договора в соответствии с их регистрацией в реестре заявок и с учетом сохранения очередности.

15. В случае поступления от потребителя письменного заявления об отказе от получения услуг субъектов естественных монополий в портах, предусмотренных договором, или прекращения действия договора услуги субъектов естественных монополий в портах предоставляются следующему по очередности подачи заявки на заключение договора потребителю.

16. В случае завоза грузов в порт железнодорожным транспортом, доступ к услугам субъектов естественных монополий в портах в определенный период предоставляется при наличии согласованной железнодорожным перевозчиком заявки грузоотправителя на перевозку грузов железнодорожным транспортом, оформленной в порядке и по форме, которые утверждены Министерством транспорта Российской Федерации.

 

V. Существенные условия договоров

 

17. К существенным условиям договоров относятся следующие существенные условия, установленные в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в зависимости от вида услуг субъектов естественных монополий в портах:

а) перечень оказываемых услуг субъектов естественных монополий в портах;

б) вид груза (наливные, генеральные, навалочные и др.), характеристики груза и требования к технологии обработки груза в порту в случае необходимости;

в) взаимные обязательства сторон по организации процесса оказания услуг субъектов естественных монополий в портах;

г) цена, и (или) тарифы, и (или) сборы на услуги субъектов естественных монополий в портах, порядок и расчеты в случае применения дифференцированной цены, порядок расчетов;

д) срок действия, порядок изменения и прекращения действия договора, включая нормы и правила подтверждения приема судов под погрузку (выгрузку) и обработки судов;

е) порядок подтверждения исполнения обязательств по договору, включая подтверждение объемов перевалки груза со стороны потребителя и способ доставки груза в порт.

18. Типовые формы договоров разрабатываются субъектом естественной монополии и размещаются на официальном сайте.

 

VI. Порядок раскрытия информации субъектами естественных монополий

 

19. Субъекты естественных монополий обеспечивают доступ потребителей к информации об услугах субъектов естественных монополий в портах, предусмотренной стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 938 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", путем ее размещения на официальном сайте и предоставления на основании письменных запросов потребителей.

 

VII. Порядок рассмотрения заявлений (жалоб) о нарушении порядка обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах

 

Информация об изменениях:

Пункт 20 изменен с 7 декабря 2024 г. - Постановление Правительства России от 28 ноября 2024 г. N 1643

См. предыдущую редакцию

20. Рассмотрение заявлений и материалов о нарушении условий и порядка обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах осуществляется в порядке, установленном антимонопольным законодательством.

 

Установлены общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам по погрузке, выгрузке, хранению и перевалке грузов, а также к услугам буксиров, оказываемым субъектами естественных монополий в портах.

Недискриминационный доступ предусматривает равные условия предоставления услуг в портах, имеющих сопоставимые технологические, технические и качественные характеристики. Не допускается отказ в заключении договоров об оказании услуг в портах отдельным потребителям, представившим наравне с другими заявки, в пределах доступной мощности. Сведения о последней должны публиковаться на сайте субъекта естественной монополии в открытом доступе. Прописан порядок расчета доступной мощности.

Не допускается экономически и (или) технологически необоснованная дифференциация цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в портах, имеющих технологические, технические и качественные характеристики, сопоставимые по объему поставок однородных по номенклатуре и виду упаковки грузов и их периодичности.

 

Постановление Правительства РФ от 20 октября 2017 г. N 1285 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах"

 

Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2017 г.

Действие документа было приостановлено с 15 марта 2022 г. до 1 июля 2022 г.

 

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 октября 2017 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 октября 2017 г. N 44 ст. 6516

 

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. N 1643

Изменения вступают в силу с 7 декабря 2024 г.

 

Постановлением Правительства России от 6 марта 2022 г. N 300

Изменения вступают в силу с 15 марта 2022 г.

Действие настоящего документа приостановлено до 1 июля 2022 г.