Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 105336-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения перечня объектов государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции хозяйственных объектов на Байкальской природной территории), внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Щаповым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 105336-7"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения перечня объектов государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции хозяйственных объектов на Байкальской природной территории) (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Щаповым (далее - авторы), и отмечает следующее.
Законопроект направлен на изменение порядка организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов, строительство, реконструкция которых планируется на Байкальской природной территории.
Озеро Байкал обладает статусом уникальной экологической системы Российской Федерации и статусом объекта всемирного природного наследия (Конвенция ЮНЕСКО "Об охране всемирного культурного и природного наследия" (1972 года), Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (озеро Байкал включено в Список в 1996 году). Целью законодательства об охране озера Байкал является, в том числе предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду этого уникального природного объекта.
Озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него образуют Байкальскую природную территорию.
В целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние осуществляется экологическое зонирование Байкальской природной территории. На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Закон "Об охране озера Байкал") в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:
приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;
учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;
сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;
обязательности государственной экологической экспертизы.
Согласно статье 6 Закона "Об охране озера Байкал" на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (химическое загрязнение озера Байкал, физическое изменение состояния озера Байкал, биологическое загрязнение озера Байкал), а также на всей Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня (подпункт 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
В соответствии с рассматриваемым законопроектом действующий порядок предлагается изменить, сократив перечень объектов строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории, обязательных для проведения государственной экологической экспертизы.
Так, автор предлагает проводить государственную экологическую экспертизу только в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять только в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а не на всей территории как предусмотрено действующим законодательством.
В части ограничения строительства в буферной экологической зоне и (или) экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, законопроектом предусматривается обязательность проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты I категории) или умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объекты II категории).
Следует отметить, что упрощая процедуру строительства и реконструкции объектов на Байкальской природной территории, автор не предлагает дополнительных механизмов компенсации вреда окружающей среде Байкальской природной территории или критериев определения приоритетности строящихся объектов, например по их назначению (в первую очередь важное значение имеют объекты социальной инфраструктуры).
Таким образом, реализация рассматриваемого законопроекта не будет способствовать эффективной охране озера Байкал от негативного воздействия антропогенных и техногенных факторов, и может привести к существенному загрязнению озера и возникновению риска утраты его уникальных характеристик как объекта всемирного природного наследия.
Следует отметить, что Байкальская природная территория характеризуется комплексом исключительных природных особенностей, многие из которых не имеют аналогов на планете. Их разнообразие, уникальность и неповторимость требуют такого же разностороннего и чуткого подхода к изучению, охране и использованию Байкальской природной территории.
На основании изложенного, Комитет по экологии и охране окружающей среды не поддерживает принятие проекта федерального закона N 105336-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения перечня объектов государственной экологической экспертизы при строительстве, реконструкции хозяйственных объектов на Байкальской природной территории), внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Щаповым, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.